СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тхапсаев Владимир Васильевич

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

  1. Введение
  2. Владимир Васильевич Тхапсаев
  3. Заключение
  4. Список использованной литературы
  5. Приложение

Добро и зло. Любовь и ревность.

Бессилие с силой наравне

Всепоглощающая верность-

И от обмана боль вдвойне

И страсть, и гнев, и скорбь, и ласка.-

Как это всё в себя вместить!

Как ярость раненного барса

И беззащитность совместить?

И. Гуржибекова

Я хочу рассказать о великом человеке, чьим именем названа улица, на которой я живу.

Золотыми буквами в историю культуры страны вписана фамилия народного артиста СССР Владимира Васильевича Тхапсаева. Наш маленький Ардон по праву гордится тем, что подарил миру великого мавра Шекспира, - Владимира Тхапсаева. Кто мог подумать, что из босоногого юноши вырастет всемирно известный исполнитель ролей Отелло, короля Лира, Макбета, Чермена.

Владимир Васильевич Тхапсаев родился 15.07.1910 году в селении Ардон, Северная Осетия. Он воспитывался в бедной крестьянской семье и с детских лет помогал старшим братьям и сестрами по хозяйству. Как и все его односельчане, он не имел никакого представления о театре до тех пор, пока в Ардоне не состоялся первый спектакль школьного драмкружка. Ставилась пьеса основоположника осетинской драматургии Е. Бритаева «Две сестры». С тех пор Володя «заболел» театром. Он организовал драмкружок.

Вскоре Тхапсаеву стали поручать более ответственные роли. Между тем Володя узнал, что в Дзауджикау есть настоящий театр и летом 1927 года пешком отправился в город. Посмотрев спектакль» Разлом», он понял, как много ещё нужно узнать, чтобы стать настоящим артистом.

Однако в те годы в Дзауджикау не было ещё ни осетинского театра, ни театральной школы.

Бало шёл к вершинам своей славы непроторенными, крутыми, извилистыми дорогами.

В 1928 году Володя уходит из Ардона, надеясь совместить работу на стройке с дальнейшей учёбой. Он работает на строительстве Гизельдонгэса, в Мизуре - на обогатительной фабрике и на строительстве подвесной дороги.

В 1930 году по призыву ЦКВЛКСМ Володя Тхапсаев вместе со многими другими комсомольцами отправился на далекий Сахалин для участия в строительстве новых городов и шахт.

Среди комсомольцев-осетин нашлись любители театра. Бало подготовил два спектакля, которые прошли на ура во Владивостоке.

Возвратившись на родину, В.Тхапсаев поступает на учительские курсы при осетинском педагогическом институте. Летом 1931 года участники сельской самодеятельности выехали в Москву в Центральный Театральный Институт. Тхапсаева в Дзауджикау не было.

В 1933 году в Дзауджикау, при областном отделе народного образования был создан Дом Искусства, а при нём организован театр малых форм, куда набирали любителей из осетин – комсомольцев. Тхапсаев пришел туда одним из первых.

Зимой этого же года из наиболее способных участников осетинской группы театра малых форм была организована студия при русском театре. Занятия в ней вели артисты и режиссеры русского театра. В.Тхапсаев учился в студии, одновременно исполняя в театре обязанности рабочего сцены.

В это же время Тхапсаев был участником осетинского драмколлектива завода «Кавцинк».

Настала осень 1935 года. Из Москвы вернулся на родину дружный, сплочённый коллектив Северо-Осетинского драмтеатра.Приезд труппы и открытие театра превратились в подлинный праздник осетинской культуры.10 ноября 1935 года начал свою работу Северо-Осетинский государственный драматический театр.

В. Тхапсаев, с нетерпением ожидавший этого момента, волнуясь, явился на приемные испытания во вспомогательный состав Осетинского театра, которые проводились с участием В. Я. Станицына. Он был принят условно во вспомогательный состав и «совместимости» зачислен на должность помощника реквизитора.

В первое время Тхапсаева привлекали к участию в массовых сценах, поручали ему маленькие роли без слов.

Случай ускорил проверку его творческих возможностей. В связи с болезнью одного из актеров, Тхапсаеву поручили роль судьи Бартолена в спектакле «Адвокат Патлен». Острохарактерная роль глуповатого судьи, почти экспромтом сыгранная молодым актёром, была воплощена им настолько удачно, что после этой случайной замены он стал играть в очередь с основным исполнителем роли.

Вскоре после «дебюта» Тхапсаеву поручили сложную роль старика Татаркана в пьесе « Две сестры» Бритаева.

В творческой биографии В.Тхапсаева пьеса «Две сестры» Е.Бритаева сыграла значительную роль. Именно эту пьесу он впервые видел в детстве. И много лет спустя, сыграл в ней свою первую большую роль на сцене осетинского профессионального театра.

Играя роль Татаркана на протяжении многих лет, В. В.Тхапсаев постепенно довёл рисунок этой роли до художественного совершенства, создав глубоко реалистический образ. Дату премьеры спектакля «Две сестры» Бритаева - 15 ноября 1936 года можно считать датой рождения большого национального осетинского актёра В. В. Тхапсаева. С этого времени начался быстрый рост и расцвет его сильного и своеобразного дарования. Галерея великолепных, сценических образов, созданных В. Тхапсаевым, с каждым годом пополняется новыми разнообразными ролями: старик - колхозник, друг молодёжи, шутник и балагур Гунди из пьесы Г. Джимиева «Свадьба», легендарный Чермен из драматической драмы Г.Плиева, кардинал Монтанелли «Овод» Войнич, и, наконец, творения гениального Шекспира, который пришёл на осетинскую сцену под бурные овации. Тхапсаев сыграл около 30 ролей в национальном репертуаре. Это - молодые смелые юноши, как Кассай в « Фатиме» Д.Туаева, Дзамболат в «Черном тумане» Г. Джимиева, Бзар в «Коста» Т.Епхиева и т. д.

Уже в национальном репертуаре Тхапсаев показал способность к перевоплощению, широту диапазона своего дарования, умение выходить далеко за рамки традиций амплуа и жанра.

Дарованию Тхапсаева в одинаковой мере присущи и острый юмор, и способность разящей сатирой разоблачать классовых врагов, клеймить остальные явления в жизни.

Начало творческого пути В.Тхапсаева тесно связано с развитием и становлением осетинской советской драматургии. Можно с уверенностью сказать, что В. Тхапсаев своим талантливым, насыщенным жизненной правдой творчеством не только содействовал успеху первых произведении осетинской советской драматургии, но и активно способствовал развитию самой национальной драматургии, её обогащению живыми красками реальной действительности.

Среди ролей, созданных за последнее время Тхапсаевым в осетинском репертуаре - наиболее примечательны парторг Туган в комедии «Женихи» А.Токаева и председатель колхоза Мисост в комедии С. Хачирова «Друзья». Образы эти роднит общая любовь к Родине, к народу, к своему делу.

Больших успехов достиг артист и в работе над образами русской и зарубежной драматургической классики. Особенно значительны его выступления в шекспировском репертуаре, составившие важнейший этап в творчестве В. Тхапсаева. В этих спектаклях Тхапсаев исполнял заглавные роли.

Первым опытом работы над произведениями Шекспира был спектакль « Отелло», осуществлённый в 1940 году к пятилетию Осетинского театра. Именно тогда В. Тхапсаев стал вместе с талантливым С. Таутиевым одним из первых народных артистов Северной Осетии.

Вторым шагом в освоении нового и сложного для осетинского театра драматургического материала была трагедия «Король Лир». В этой трагедии, где всё внимание драматурга концентрируется вокруг образа короля Лира, успех спектакля во многом решал исполнитель центральной роли. И Тхапсаев наполнил этот образ подлинной жизнью.

Творчество В.В.Тхапсаева вместе с осетинским народом и театром, воспитавшим его, стало известно и за пределами нашей страны. Об этом свидетельствует признание туристов из Общества британо - советской дружбы, которые говорят, что актеры из Северной Осетии, воспитанные как и все советские люди в духе уважения ко всем народам, - играют Шекспира не хуже, а лучше, чем на его родине.

Отелло ­­- Тхапсаев раскрывает всю силу и глубину характера венецианского мавра, сильного, иногда грубого воина, но честного человека с ясной душой, не способного жить двойной жизнью.

В 1964 году во время празднования 400-летия со дня рождения Уильяма Шекспира в Королевском театре в Лондоне, был отмечен королевой Елизаветой как лучший в мире исполнитель роли Отелло. Тхапсаев исполнил её на осетинском языке.

К лучшим образам, созданным Тхапсаевым за последние годы, без сомнения, можно отнести и образ Егора Булычева в одноимённой пьесе М. Горького. Зрелое мастерство большого актера помогло ему воплотить на сцене один из труднейших и интереснейших образов советской драматургии.

Огромное значение в творчестве самого Тхапсаева и во всем развитии осетинского сценического искусства имели образы, созданные им в пьесах русского советского репертуара. Среди образов современников, воплощенных Тхапсаевым в произведениях советских драматургов, наиболее значительны Швандя «Любовь Яровая» К.Тренёва и Муравьёв «Победители» Б.Чирскова.

Трудно охарактеризовать вкратце все роли, сыгранные В.Тхапсаевым за пятнадцать лет его работы в театре - число их приближается к сотне. Важно выделить самые большие достижения актера.

Основная тема творчества Тхапсаева - утверждение сильного, волевого, мужественного и честного человека, способного на любые подвиги во имя победы разума, справедливости, во имя утверждения человеческого достоинства.

Работая над ролью, Тхапсаев, прежде всего, старался понять внутреннюю линию действия. Он внимательно анализировал текст,выясняя, чего хочет и к чему стремится герой в каждую минуту своего пребывания на сцене.

В каждом спектакле Тхапсаев лично проверяет реквизит и обстановку сцены.

Репетиции для Тхапсаева - это полная отдача всех мыслей и сил на поиск нужного ощущения, жизненного самочувствия в роли и верной, конкретной формы её выражения.

Творческий путь актера В.В. Тхапсаева не лёгок. Его успех – это заслуженное признание таланта, который ценою упорного, самоотверженного труда и коллективной помощи товарищей по искусству пришёл к большим творческим достижениям.

Дочь актёра Заира Тхапсаева народная артистка РСО-А говорила, что отец, можно сказать, дома жил физически, а мыслями, душой всегда был в театре.

Он - нынешний день театра и его живая история, которую сам создавал и которую помогал создавать другим, молодым.

Где бы ни выступал со спектаклями или концертами Осетинский театр - на строительстве оборонительных рубежей в годы Отечественной войны, перед ранеными бойцами, на колхозном стане, перед рабочими Садона, «Электроцинка» - всюду талант и мастерство Тхапсаева находят горячий отклик и благодарность зрителей.

Тхапсаев посвятил свою жизнь и творчество Осетии и театру. Именно поэтому он был удостоен звания народный артиста СССР и многих государственных наград. Его имя навеки останется в сердцах людей, а созданные им роли в сокровищнице театрального искусства мира

В.В. Тхапсаев умер 08.10.1981 года в Орджоникидзе. Великий актёр похоронен в Пантеоне осетинской церкви рядом с основоположником осетинской литературы Коста Хетагуровым.

Благодарный народ Осетии никогда не забудет светлое имя своего любимого и великого сына - Бало Тхапсаева.

Решением исполкома Ардонского городского совета в 1986 году одиннадцатого сентября улица Набережная в городе Ардон переименована в улицу В.В. Тхапсаева, на этой улице он родился. В 1993 году Северо- Осетинский Драматический Театр был назван Северо – Осетинским Государственным Академическим Театром имени В. В. Тхапсаева.

Не верится в жестокую утрату.

Хоть больно все тесней сжимает грудь,

Как будто просто кончился спектакль.

И, он прилег немного отдохнуть.

Как будто бы большой и поседелый,

На сцене, где всех дум его исток,

Он, умиравший столько раз с Отелло,

Однажды пережить его не смог.

И.Гуржибекова

Список использованной литературы

  1. Литвиненко М.А. / Тхапсаев В.В. - Государственное издательство Северо-Осетинской АССР. Дзауджикау. 1951.
  2. Литвиненко М.А. / Театральные встречи - Издательство «Ир» Орджоникидзе 1979 год.
  3. Бациев А.С. / Время и сцена - Северо-Осетинский научно - исследовательский институт истории, филологии и экономики при Совете Министров Северо-Осетинской АССР. 1990 год.
  4. Толасова Б. / Последний трагик Советского союза: 90 лет со дня рождения В.Тхапсаева: интервью с Г. Хугаевым - Северная Осетия 2.12.2000 год.

Категория: Всем учителям
15.01.2019 21:24


Рекомендуем курсы ПК и ПП