СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тобольское барокко

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тобольское барокко

Термин “тобольское барокко” принято брать за условное название барочного стиля в среде развития города Тобольска. Некоторые ученые не признают этот стиль как самостоятельный, заменяя его термином “сибирское барокко”. Тем не менее барочный стиль проник в Восточную Сибирь, где с середине 1770х гг под его влиянием на основе тотемских традиций сформировалось иркутское барокко. Несмотря на то, что с 1780-х гг. в Сибири распространяется классицизм, барочные храмы продолжают строиться вплоть до 1830-х гг. Б.П. Денике в 1919 году сформулировал понятие «тобольского барокко», а Д.А. Болдырев-Казарин определял его шире – « сибирское барокко», признавая черты «азиатской эстетики» решающим основанием для выделения этого стиля. У.К. Брамфилд вообще усмотрел в «пламенеющих» сандриках буддийские мотивы, сходство со ступами (субурганами).

Спасская церковь

В Тобольске под воздействием стилистики барокко в его столичном варианте с середины 1760-х гг. сложилось особое тобольское барокко, распространившееся в западных и центральных регионах Сибири. Если признать существование особого «Тобольского барокко» (термин введён Б.П. Денике в 1919 году), то в числе первых примеров этого направления в архитектуре нужно назвать Спасскую церковь. Монументальность, крупность деталей, сочность декора – всё это в ней выражено с подкупающей наглядностью и откровенностью. Конечно, термин «барокко» в данном случае можно применять с известной условностью, только как выражение повышенной декоративности стен. Но сами стены (в отличие от столичного барокко) в Спасской церкви по-средневековому статичны, декор лишь «наложен» на стену, не трансформируя её в «пульсирующую» массу. Общая статичность и массивность объёмов церкви подчёркнута трапециевидной формой апсид и громоздкими угловыми лопатками с древнерусскими бочкообразными утолщениями в их нижней части. Фасады четверика напоминают фасады русских теремов с их небольшими окнами светёлок наверху и большими нарядными окнами нижнего этажа.

Церковь Захарии и Елизаветы

Церковь Захарии и Елизаветы – выдающейся памятник архитектуры. Тобольское барокко здесь «достигло своей наивысшей точки развития». Вобрав некоторые уже сложившиеся черты сибирского каменного зодчества, этот изумительный храм даёт также своеобразную переработку форм столичного (елизаветинского) барокко.

С Захарьевской начиналось тобольское барокко. Проявилось оно прежде всего в трактовке деталей. Плоскость стен разработана вся, в узких пространствах между окнами помещены так называемые лопатки — вертикальная украшающая деталь наружного фасада. Лопатки неширокие, дважды перехваченные в своей длине (раскрепованные). Такие же лопатки укрепляют углы объемов — основного, алтарного, трапезного. А наверху храма — картуши.Особенности местного тобольского зодчества прослеживаются и в других деталях — тот же прием постановки храма на подклет с выделением внизу зимнего и вверху летнего помещений. У основания колокольни с обеих ее сторон те же привычные палатные пристройки. У этой церкви особенно обширная трапезная, туда выходят два симметрично расположенных придельных алтаря. Поскольку она находилась на «торгу», в самом оживленном месте Тобольска, где всегда толпился народ, и церковь была наиболее посещаема. Вокруг храма с трех сторон вскоре возвели красивую металлическую ограду на каменных столбах, от которой теперь не осталось и следа.

Летняя церковь впечатляет высотой и взлетом своего пространства, обилием света, выразительной пластикой свода, раскрытого люкарнами. Формы Захарьевской церкви получили свой отзвук и в ее пышных барочных иконостасах. В летней церкви он был особенно красив и представлял собой высокую стройную стенку, завершенную тремя изящными рокайльными фронтонами. Благодаря применению ордера стенка алтарной преграды уподоблена полутораэтажному сооружению с тремя стройными арками врат, вписанных в ее заглубления. В обрамлении врат использован мотив тонких спиралевидных колонок, поддерживающих креповки карнизов с разорванными фронтонами. Фигурные рамы икон, украшенные резьбой, вычурные картуши фронтонных завершений, дополненные вазонами, резные царские врата — все это создавало исключительный декоративный эффект.

Другие постройки

Рождественская церковь (1744 – 1761 гг.) — образец барокко в Сибири, несущий в себе ярко выраженные черты местной — тобольской «школы». Это единственное сохранившееся из трех тобольских церквей здание с основным объемом типа «восьмерик на четверике» Архитектура Андреевской церкви демонстрирует ранний этап «тобольского барокко». Построена в качестве приходской в 1744 – 1755 гг. «тщанием» купца Авраама Сумкина.

Категория: История
20.03.2017 20:26


Рекомендуем курсы ПК и ПП