СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В.А. Сухомлинский говорил: «Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком».
Принципам воспитания педагога-новатора Василия Сухомлинского более полувека, но сегодня они актуальны, как никогда.
В. Сухомлинский посвятил жизнь воспитанию детей и созданию педагогической системы, в центре которой находится личность ребёнка. Именно она признаётся высшей ценностью, на неё направлены основные принципы и процессы, основанные на гуманизме, творчестве и свободе воли.
Принцип «Воспитание начинается в семье». Важнейшей ролью в жизни и воспитании ребёнка педагог считал роль отца и матери. Именно в счастливой и любящей семье закладываются основы здорового отношения к себе и миру, любознательность, стремление к гармонии. В тех семьях, где родители любят и уважают друг друга, вырастают прекрасные, чуткие люди.
«Воспитывая своего ребёнка, ты воспитываешь себя», — отмечал педагог.
Принцип «Воспитание личности через труд». Сухомлинский считал труд основой для гармоничного развития личности. Ребёнок, пребывающий в постоянной праздности без трудового напряжения, подходящего для его возраста, лишается радости бескорыстного созидательного труда.
«Ленивым становится тот, чьи желания в раннем детстве удовлетворяются заботами старших, а ребёнку остаётся только повелевать и капризничать. Лодырь рождается там, где всё легко даётся и человек не знает, что такое трудно. Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость – радость потребления», — писал Сухомлинский.
Принцип «Воспитание прекрасным». Среди многообразных средств воспитания — воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Его система построена, в большинстве своём, на приобщении к природе. В ясную и тёплую погоду он проводил уроки под голубым небом и вместе с учениками сочинял истории о растениях и насекомых. С помощью окружающего мира педагог пробуждал в детях поэтическое творчество.
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С тех пор как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя», — был убеждён педагог.
.
Принцип «Вовлечённый педагог». Василий Александрович был искренне убеждён, что истинная любовь к детям, проявление заботы и чуткости способны открыть детское сердце навстречу знаниям и расположить ребёнка к наставнику. Он говорил о том, что только отношение детей к человеку, определяет степень его человечности и доброты, ведь дети тонко чувствуют неискренность, фальшь и равнодушие.
«Трудно представить что-либо другое, в большей мере уродующее душу ребёнка, чем эмоциональная толстокожесть, порождённая несправедливостью. Испытывая безразличное к себе отношение, ребёнок теряет чуткость к добру и злу. Он не может разобраться, что в окружающих его людях доброе и что злое. В его сердце поселяется подозрительность, неверие в людей, а это — самый главный источник озлобленности», — утверждал автор.
© 2024, Бойко Ольга Ивановна 237