СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг по развитию навыков конструктивного межличностого взаимодействия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 1

Цель: развить навыки конструктивного межличностого взаимодействия

Приветствие, вводная часть: (5 минут)

«Ребята, рада вас приветствовать и видеть! Сегодня занятие пройдёт в непривычной для вас форме, но надеюсь, комфортной и приятной… Но прежде чем начать, давайте определимся с правилами работы на занятии:

— мы всегда помогаем друг другу;

— на занятии все относятся друг к другу с уважением;

— говорим по очереди и внимательно слушаем друг друга;

— каждый имеет право сказать, что он думает и чувствует;

— возникшие вопросы, личную информацию обсуждаем только в стенах этого кабинета и в рамках занятия;

— включаем воображение и фантазию, даём волю своим творческим идеям.

Упражнение «Мы отличаемся друг от друга» – «мы похожи друг на друга» (10 минут)

Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, насколько значимо искать различия между людьми?Часто ли вы делаете это в жизни? Приносит ли вам это пользу? Вред?

Правильно, лучше мы будем искать то, чем мы друг на друга похожи, какие у нас есть схожие черты, качества, увлечения.

Например, у кого карие глаза? кто из вас слушает музыку одной группы? Кто ходит в одну секцию, посещает один факультатив?

Кто продолжит? (психолог следит, чтобы все дети были названы). Упражнение выполняется таким образом, чтобы дети объединялись в группы, например, предлагается взяться за руки тем, кто любит футбол и т.д. В конце упражнения нужно объединить всех ребят, назвав то, что характерно для всех, например, кто любит мороженое, кто учится в классе, в нашей школе…

Основная часть (20 минут)

Упражнение «Этюды» (в тройках)

Проигрываются этюды, в которых скрыты роли агрессора, жертвы, наблюдателя. Распределяются роли. Цель каждого достоверно, убедительно проиграть свою роль и обязательно прийти к компромиссу, примирению, за что отвечает 3 сторона (наблюдатель).

— Одноклассник в очередной раз забирает ручку у Миши, это видит Петя;

— Света уже неделю придирается словами к новенькой однокласснице;

— В столовой у Коли уже не первый раз забирают стул, ему приходиться есть стоя;

— Дима постоянно называет своего одноклассника не по имени, а по национальности, издевается, насмехается над ним.

Обсуждение данных ситуаций?

— бывают ли такие ситуации в жизни?

— как себя вести, если возникнет такая ситуация?

— есть ли выход из них?

— как еще можно было решить ситуации?

— какого было в роли жертвы, агрессора, наблюдателя?

— можно ли помочь в реальной жизни в таких случаях?

— а кто смог бы помочь из вас?

Заключительная часть, рефлексия :

Упражнение «Ярлыки» (10 минут)

Распечатанные на листах «ярлыки»:

«трусливый»

«ленивый»

«злой»

«неудачник»

«равнодушный»

«глупый»

«бездельник»

«балбес»

«безответственный»

«несерьезный»

«драчун»

«прогульщик»

Раздать участникам случайным образом, прикрепить как визитку на одежду.

Вопросы для обсуждения:

Ребята, нравится ли вам такая визитка? Почему?

Вы хотите от неё избавиться? Почему?

«Сейчас вы рвете этот ярлык на мелкие кусочки, выбрасывайте, а я раздаю вам другие «ярлыки» :

«смелый»

«умный»

«красивый»

«талантливый»

«отзывчивый»

«добросовестный»

«сообразительный»

«активный»

«образованный»

«воспитанный»

«эрудит»

«творческий»

Вопросы для обсуждения:

— Как вы себя ощущаете?

— Существуют ли «ярлыки» в реальной жизни?

— Всегда ли ваше мнение о других людях соответствует реальному?

— Всегда мнение других соответствует тому, какими являетесь вы на самом деле?

Рефлексия (5 минут): встать в круг и произнести слова пожелания участникам занятия.

Урок 2

Цель: развить навыки конструктивного межличностого взаимодействия

Приветствие, вводная часть: (5 мин)

«Любимое занятие»

Педагог-психолог: - У каждого из нас есть свои любимые занятия, но мы порой даже не подозреваем об интересах тех, кто не являются нашими друзьями, хотя можем знать этих людей не один год. Давайте, обратим внимание на своих одноклассников. Продолжите фразу: “Я люблю.”

Каждый участник, по очереди, рассказывает о том, чем ему нравится заниматься. Психолог акцентирует внимание на том, что есть разные интересы.

Основная часть : (30 мин)

Упражнение «Любовь и злость» (15 мин)

Инструкция учащимся: «Представьте, что сейчас вы разговариваете с тем, на кого рассердились. Скажите этому человеку, за что вы на него рассердились. Может быть, он не выполнил своего обещания или не сделал того, что вы ожидали от него. Поговорите с ним про себя, так, чтобы никто не мог услышать. Скажите четко и точно, что именно рассердило вас (1–2 мин).

Скажите человеку, с которым вы разговаривали, что вам в нем нравится, причем как можно конкретнее. Например: “Федя, мне очень нравится, что когда я прихожу из школы, ты бросаешься мне навстречу и радостно обнимаешь меня”. (1–2 мин.)

Подумайте о том, кто в группе вас иногда злит. Представьте, что вы подходите к этому человеку и четко и конкретно говорите ему, чем он вывел вас из себя (1 мин). Мысленно опять подойдите к этому человеку и скажите ему, что вам нравится в нем (1 мин). Откройте глаза и оглядите круг. Внимательно посмотрите друг на друга.

Поделитесь чувствами и эмоциями, которые вы испытали во время выполнения упражнения. Расскажите, что вы пережили в своем воображении».

Вопросы для обсуждения:

• Как вы себя чувствуете, когда не говорите другомуо том, что рассердились на него? А как себя чувствуете, когда сообщаете об этом?

• Можете ли выдержать, если кто-нибудь скажет, что рассердился на вас?

• Есть ли такие люди, на которых вы никогда не сердитесь?

• Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на вас?

• Почему так важно точно говорить, что именно рассердило?

• Когда гнев проходит быстрее — когда он замалчивается или когда о нем рассказываешь?

Рекомендации. Если кто-то из участников допускает обидные замечания в адрес кого-либо из присутствующих или отсутствующих, тут же необходимо потребовать, чтобы он сказал этому человеку что-то позитивное. Важно отслеживать, чтобы дети выражали свою злость или обиду без обобщений и оценок, т. е. не говорили ничего типа: «Ты дурак!». Допустимо выражать свои чувства в отношении другого ребенка только в виде описания фактов и ощущений, например: «Я обижаюсь, когда ты рисуешь фломастером на моей парте».

Упражнение «Покажи ситуацию» (15 мин)

Участники делятся на пары. Каждой паре выдайте карточку с кратким описанием какой-либо конфликтной ситуации. Задача — подготовить и показать описанную ситуацию. Разговаривать при этом нельзя, можно использовать только мимику, движения и т. п. Задача остальных участников — определить, какой именно конфликт описан на карточке у выступающей пары. На подготовку парам дается (2 мин).

(Приложение 3)

Вопросы для обсуждения:

• Что вы чувствовали когда представляли ситуации?

• Всегда ли понятно то, что происходит, если мы просто смотрим на ситуацию?

• Что хотелось сделать больше всего?

• Почему так важно точно говорить, что именно происходит?

• Когда проще помочь в ситуации, которая может произойти?

Рефлексия: (5 мин)

Упражнение «Избавляемся от гнева и агрессивности»

Инструкция учащимся: «Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3–4 раза и закройте глаза. Вообразите, что вы попали на небольшую выставку. На ней представлены фотографии людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, вас обидели или поступили с вами несправедливо. Походите по этой выставке, рассмотрите портреты. Остановитесь у любого из них. Вспомните какую-нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этим человеком. Постарайтесь мысленно увидеть самого себя в этой ситуации… Представьте, что вы выражаете свои чувства человеку, на которого разгневаны. Не сдерживайтесь, не стесняйтесь в выражениях и действиях, говорите ему все, что хотите, делайте этому человеку все, к чему побуждают ваши чувства. Если вы закончили упражнение, дайте знак — кивните головой. Вдохните 3–4 раза и откройте глаза».

Вопросы для обсуждения:

• Поделитесь с группой своим опытом. Что легко, что трудно было делать в этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось?

• Кто из окружающих вошел в вашу галерею? На ком вы остановились?

• Какую ситуацию вы представили? Расскажите о ней.

• Как менялось ваше состояние в ходе упражнения?

• Чем отличаются чувства в начале и конце упражнения?

09.02.2021 12:33


Рекомендуем курсы ПК и ПП