СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудности адаптации: рекомендации родителям пятиклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Младшие подростки, ставшие пятиклассниками, испытывают сильный стресс, сравнимый с тем, что переживали четыре года назад, будучи первоклассниками. Он труден тем, что став учеником средней школы, ребенок почти утрачивает серьезную поддержку всей семьи. Прошло четыре года, взрослые успокоились, убедились, что их любимый школьник многое может делать самостоятельно, и считают, что учеба за эти годы стала для него обыденной частью жизни. Они, не не понимают, насколько это серьезное испытание для пятиклассника.

Новые правила

Мама привела на консультацию девочку-пятиклассницу: категорически отказывается идти в школу. В начальной школе была отличницей, аккуратная, сообразительная, но в пятом классе резко съехала на тройки. Когда стали разбираться в причинах, оказалось, что за первые месяцы у ребенка накопилась огромная стрессовая усталость. И все из-за того, что в начале пятого класса ей никто не объяснил новых правил. Она привыкла к тому, что учитель начальных классов в конце учебного дня подводит итоги и диктует домашнее задание по всем предметам. В средней школе, разумеется, этим никто не занимается, но девочка об этом просто не знала, не записывала задания в конце каждого урока, отстала, «потерялась» в потоке стремительно движущейся программы, да и учителя, пока плохо знающие детей, не спохватились сразу, не выяснили, почему ребенок не делает домашних заданий.

Новый статус

В прошлом году эксчетвероклассники были старшими в своем давно обжитом пространстве. Их статус предполагал, что они самые авторитетные и могут помогать малышам (или обидеть кого вздумается, все остальные ведь младше). Теперь же они стали самыми мелкими — и физически, и в возрастной иерархии средней школы. Очень многие, столкнувшись с этим изменением, теряются. Не говоря уже о том, что испытывают серьезный стресс, в том числе и на переменах.

Ребенок может какое-то время скрывать свое подавленное состояние, но подобная нагрузка не проходит бесследно. Иногда школьник, уставший от дискомфорта, уходит в болезнь. Не симулирует, а хворает всерьез. Иногда, если не удается «уговорить свой организм» заболеть, пятиклассники начинают вести себя на уроках развязно, вызывающе, явно напрашиваясь, чтоб их выгнали за дверь. На самом деле это жест отчаяния, единственный доступный путь к отдыху, освобождению.

Чтобы не запускать ситуацию, нужно внимательно следить за самочувствием и настроем вашего школьника. И, что очень важно, создавать зону успеха для ребенка в стрессовой ситуации. Он не должен утвердиться в убеждении, что неудачи окружают его повсюду. Любой росток интереса, признания, успешности нужно бережно поддерживать — в любом предмете, в общении, в кружке или секции.

Домашние задания

Опыт показывает, что хотя бы на два-три месяца нужно вернуться к режиму и стилю четырехлетней давности, как в первом классе. Адаптация сама ниоткуда не возьмется. Этот процесс нужно поддерживать, проходить его вместе с ребенком, чтобы он не чувствовал себя брошенным. Даже если ребенок в прошлом году прекрасно справлялся с домашним зада Оказывается, заданию предшествовали обсуждение в классе и составление плана. Мама, разумеется, ничего об этом не знала и нием сам, возможно, теперь не сможет этого сделать. Поэтому на первых порах лучше делать домашние задания вместе. Но не вместо!

Друзья-приятели

Во всех учебниках написано, что для подростков ведущей деятельностью становится общение. Это тоже придется признать как данность. И привечать новых приятелей сына или дочери лучше дома — если мы не хотим, чтобы ребенок отдалялся от нас эмоционально или прогуливал уроки, выкраивая время для необходимого ему как воздух общения.

Даже если нам не очень нравятся его новые друзья, лучше приглашать их к себе, давать возможность поиграть, поделать уроки, послушать музыку, смастерить чтото. В противном случае мы ставим под угрозу наши отношения с ребенком. Как ни печально, столкнувшись с маминым ультиматумом «или я, или твои дружки», он почти наверняка выберет друзей. Так зачем провоцировать подобный выбор? Гораздо продуктивнее, наоборот, интересоваться делами всей компании, запоминать имена ребят, предлагать совместные прогулки, понимая, как ценны эти отношения для вашего подростка. Он пока не очень уверен в своем умении налаживать контакты, сильно дорожит связями со сверстниками, боится их потерять. И вашу помощь в укреплении отношений с друзьями оценит с благодарностью. Если же пропускать мимо ушей рассказы подростка о событиях в жизни его сообщества, через два-три года родители с изумлением убедятся, что он вообще ничего существенного им не сообщает. И в ответ на их робкие попытки возобновить общение услышат: «Вам же все равно не интересно».

Порадуйте себя, облегчите жизнь ребенку!

Родители, пришедшие в отчаяние от проблем с ребенком и отдающие себя без остатка борьбе с трудностями, скорей всего, обречены на неудачу.Многолетняя практика психологического консультирования показывает, что у спокойной, счастливой мамы гораздо больше шансов наладить отношения с ребенком. Хотя бы потому, что у нее спокойное, дружелюбное выражение лица, к ней не страшно подойти.

А подойти — подростку бывает остро необходимо, ему очень нужно родительское плечо в сумятице чувств, эмоций, событий, которые по неопытности воспринимаются как трагические.

Кроме папы и мамы у него нет других столь важных, значимых взрослых. Об этом стоит помнить, когда так и хочется сказать: «А почему я должна решать его проблемы? Он ведь демонстрирует такую взрослость и независимость, вот пусть сам и разбирается!». Наоборот, с позиции умного, сильного взрослого логично интересоваться, как прошел день в школе, уловить зарождающийся страх и неуверенность, подойти к учителю и спокойно (а не в режиме угроз и скандала!) выяснить, какова ситуация. И если она вызывает опасения, поинтересоваться, может ли семья помочь снять напряжение. Если у ребенка есть особенности, которые усугубляют адаптационный стресс (стеснительность, заикание), непременно нужно предупредить классного руководителя.

В первую очередь, родители должны взять на себя роль главных посредников в налаживании контактов — с ребенком, с учителем, с администрацией, с руководителями кружков, секций, поездок.

Вообще человеческий контакт важнее отметок, рейтинга в классе. Сохраненный или установленный контакт будет гарантией того, что родители не проморгают тревожных признаков. Это позволит им вовремя отреагировать на изменяющуюся ситуацию и быть рядом с ребенком в тот момент, когда это нужно, а не задним числом.

Категория: Психологу
02.01.2016 22:17


Рекомендуем курсы ПК и ПП