СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1
Проблема образования в современных условиях – это не просто подготовка образованного специалиста, а созидание человека культурного, гуманного, экологичного.
Нельзя не согласиться с профессором Маргаритой Ивановной Лукьяновой, что социальные конфликты в обществе, экологические конфликты с природой, психологические конфликты с самим собой могут привести человека к самоистреблению, если не будут изменены ценностные установки его образования, если в образовательном процессе не будет задействована культура во всей полноте и цельности. Ориентация общества только на потребности научно-технического прогресса и на рынок без учёта культуры становится однобокой, прагматически-рационалистической, оказывающейся, в конечном итоге, тормозом общественного развития.
«Восстановление разрушенной ценностной вертикали – действительно актуальная задача, без решения которой трудно добиться успеха во всех без исключения сферах жизни, включая экономику… Ценностный подход сегодня не менее важен, чем компетентностный. Он – наша страховка от безумия нынешнего века с его утилитарной близорукостью, стремлением всё привязать к столбу пользы» (Фундаментальное ядро общего образования ФГОС глава «Базовые национальные ценности»).
Согласно ФГОС, наряду с предметными и метапредметными результатами обучения прописаны требования к личностным результатам, которые в том числе включают сформированность и ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности обучающихся.
Сделать процесс формирования у обучающихся личностных образовательных результатов эффективным предполагает акмеологический подход. Он позволяет формировать у обучающихся высокую мотивацию достижений, стремление к максимальной реализации своих интеллектуальных и личностных ресурсов, к успеху, к творчеству, к высоким результатам в различных видах деятельности, к духовному развитию и духовной зрелости.
Определим основополагающие жизненные ценности, принятие и сформированность которых будут свидетельствовать об определённом уровне личностной культуры. Таковыми можно считать Познание, Личность (в двух её ипостасях – «Я – ценность» и «Другой – ценность»), Ответственность и Общественно полезную деятельность. Именно эти ценности являются основой гуманистических отношений в обществе.
Мы изучаем не предмет «литература», мы постигаем мир, в котором живем. И только определив место человека (а значит, и свое) в этом мире, обозначив для себя важнейшие ценности, мы можем жить достойно и осмысленно. Сегодня задача ценностной ориентации личности реализуется школой и на уроке, и особенно во внеурочной, внеклассной работе.
Образование и воспитание читателя – одна из основных задач уроков литературы в школе, ибо «проблема чтения – проблема национальной безопасности», по словам Ивана Сергеевича Шмелёва. К сожалению, у современных детей всё реже возникает желание читать, и одной из актуальных проблем литературного образования является проблема снижения или полного отсутствия интереса к чтению, и не только классической литературы, но и литературы вообще. Отсюда неумение думать, отсутствие собственного мнения, бедность речи, безграмотное письмо, незнание истории, путаница во временах и событиях. Приобщить школьников к художественному слову, сформировать их читательский кругозор, активизировать познавательную деятельность учащихся –непосредственная задача учителя.
Наши ученики (не все, конечно) 5 - 7 классов зарегистрированы на сайте КНИГУРУ. «Книгуру» — единственный конкурс в мире, на который принимаются как художественные, так и познавательные произведения, а окончательное решение принимает открытое жюри, состоящее из читателей в возрасте от 10 до 16 лет. На сайте конкурса http://kniguru.info создана первая легальная общедоступная интернет-библиотека современной русской литературы для подростков.
Ни для участников, ни для членов жюри нет ограничения по возрасту, гражданству или стране проживания.
Конкурс учрежден Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Некоммерческим партнёрством «Центр поддержки отечественной словесности».
Цель конкурса – найти и представить обществу новую интересную русскоязычную литературу для подростков, сделать литературные произведения для подростков доступными читателю, независимо от географии.
Почему именно для подростков? Просто потому, что они оказались самыми обделенными: для них мало пишут и еще меньше издают, прикрываясь утверждением, что подростки, мол, не читают. Мы точно знаем, что это неправда: подростки читают с удовольствием, было бы что читать. Конечно, читают не все – но никогда такого не было, чтоб все грамотное население читало с удовольствием и для души. Да взять даже примеры из школьной программы: Онегин стал читать книги от скуки и обиды – и неожиданно увлекся. А Печорин стал читать от скуки же и заскучал в результате еще больше. Может быть, просто он не встретил свою книгу?
Мы за то, чтоб подростки встречались с книгами! И за то, чтобы это была не только классика: современная литература, отражающая то, что происходит здесь и сейчас, невероятно важна для формирования личности.
Формируя ценностно-смысловые ориентиры, привлекаем детей к созданию исследовательских проектов.
В прошлом году по литературе с 5 классом … т.е. исследовали особенности сказок народов мира, находили их сходства и различия и создавали свои с учётом традиций, сюжетных и языковых особенностей сказок какого-либо народа.
В этом году с 6 классом приготовили проект по русскому языку и выступили на лицейской научно-практической конференции обучающихся «Будущее начинается сегодня».
Ежегодно наши лицеисты успешно выступают на лицейской научно-практической конференции «Будущее начинается сегодня» с защитой проектов и исследовательских работ в секции «Социально-гуманитарные науки». В этом году:
Коробова Елизавета - исследовательская работа «Новаторство Э.А. Рязанова как режиссёра в фильме «Жестокий романс», снятом по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»,
Салмина Татьяна - исследовательская работа «Фильм «Ася» Иосифа Хейфица по повести И.С. Тургенева «Ася»: читать или смотреть?»),
Шевцова Полина – исследовательская работа «Метаморфозы сказки Е. Л. Шварца «Дракон» в фильме М. А. Захарова «Убить дракона»,
Пудахина Кристина – исследовательская работа «Почему роман Чака Паланика «Бойцовский клуб стал бестселлером среди молодёжи?»,
Ежегодно в рамках декады по русскому языку и литературе мы проводим конкурс «Расскажи о любимой книге», дети рассказывают о книге в презентации.
21.02 Международный день родного языка
Мы всегда отмечаем этот день: читаем стихи, загадки, пословицы на родном языке. В этом году родным был и украинский, и мордовский, и киргизский, и чувашский, и казахский, и азербайджанский, и белорусский, и, конечно, русский. Выбираем самое интересное произведение. В этом году им стала русская загадка: «На оглоблях – бочка, на бочке – кочка, на кочке – густой лес».
21 марта Всемирный день поэзии. В этот день любители поэзии читают свои стихи, и учителя, и работники лицея, и, конечно, ученики. Звучат произведения и русских, и зарубежных поэтов. Чаще всего, это Шекспир, Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Есенин, Цветаева, поэты Серебряного века, Тушнова, Дементьев, Рождественский, Бродский и др.
Немного о «смысловой» ориентации. Мне близка формулировка одного из учёных: «смысл – это сокровенное духовное начало. Смыслы присущи всем формам деятельности, но они не воспринимаются органами чувств». Постижение смысла осуществляется только путём умственного труда. В этом плане наши предметы уникальны.
Категория «смысл» характеризует чисто человеческую способность глубоко постигать Бытие, выстраивать целостную картину мира, искать и находить своё место в нём.
Развитие ценностно-смысловой сферы движется в направлении от прагматических или эгоцентрических установок к общечеловеческим ценностям и, одновременно, от нестойких отношений к осознанным, устойчивым ценностно-смысловым ориентациям. Высшим уровнем является преображение действительности в соответствии с нравственными идеалами и ценностями.
Таким образом, ценностно-смысловые ориентации имеют одновременно социализирующее и личностно-развивающее значение, выполняя мировоззренческую, саморегулирующую, мотивообразующую функции в структуре личности.
30. 03.2017
© 2017, Тебелева Елена Николаевна 756