СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
К сожалению, многие перемены, происходящие сегодня в нашей стране, да и во всём мире, ведут к перестройке психического состояния человека, в том числе молодого человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних эти преобразования не столь болезненны, то для других они могут стать личной трагедией, приводящей к дезадаптации и девиации.
Подростки – это особое социально-психологическая и демографическая группа, которая имеет свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения. Подросток торопится жить, он торопится войти в мир взрослых людей. Всё хочет попробовать, обо всём хочет составить собственное мнение. Не имея при этом достаточного жизненного опыта, подростки очень часто попадают в трудные жизненные ситуации, а у некоторых возникают проблемы с законом.
Мы, педагоги всегда должны помнить, это ни в коем случае не вина ребёнка, что он такой. Для истинного педагога нет плохих детей. Он старается видеть в каждом из них не просто человека, который что-то кому-то должен, а в первую очередь личность, с которой можно и нужно научиться сотрудничать.
Один из четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века, всем нам известный Антон Семенович Макаренко, принимая очередного беспризорника у конвоиров, категорически отказывался принимать личное дело ребенка. Это известный макаренковский принцип авансирования хорошего в человеке! «Мы не хотим знать o тебе плохого. Начинается новая жизнь!»
Очень часто ко мне в объединения приходят ребята, которых можно отнести к категории «трудные». Происходит это по нескольким причинам. Как правило, такие дети уже успели попробовать себя во многих видах деятельности, но нигде не смогли «прижиться». Где из-за своего поведения, где из-за того, что от них требуют каких-либо результатов и достижений, где-то требуется терпение, где-то их просто не приняли в коллективе сами дети.
Мы принимаем всех детей. У нас в объединении есть несколько правил, соблюдение которых я считаю обязательным для всех. Причём эти правила, мы определяем с детьми сами на самых первых занятиях. Я всегда подвожу их к тому, что правила эти нужны не мне, а в первую очередь самим ребятам. Главное из них: соблюдение безопасности на занятиях и в походах.
Вторая причина, по которой «трудные» подростки приходят в туризм – это сам вид деятельности. Походная жизнь во многом отличается от обыденной. Здесь над тобой нет надсмотрщиков. Стало холодно – иди за дровами, разводи костёр, хочешь есть – иди за водой, готовь еду, хочешь спать – ставь палатку. Причём рядом нет ни мамы, ни бабушки, которые сделает всё это за тебя. Здесь всё приходится делать самому, здесь каждый ребёнок может почувствовать себя самостоятельным и нужным.
В походе у уютного костра подростки очень часто раскрываются, в располагающей обстановке они могут рассказать о своих проблемах, поделиться своими переживаниями, страхами. Со временем ребята понимают, что в походной жизни просто не обойтись без взаимопомощи и взаимовыручки, что слабым нужно помогать, и что к советам взрослого человека всё-таки нужно прислушиваться.
Как педагог, занимающийся туристской деятельностью с детьми и как представитель общественной организации, которая занимается развитием детско-юношеского туризма в городе Мончегорске, предлагаю вам познакомиться с теми формами, которые мы использовали, работая с так называемыми «трудными» подростками и не только с ними.
Руководствуясь тем, что путешествия и туризм представляют интерес для многих подростков, в том числе педагогически запущенных и социально неприспособленных нами была разработана программа летнего палаточного передвижного лагеря, который проводился в форме двухнедельного путешествия по Хибинам. До 2009 года он назывался лагерь «Робинзоны», с 2010 года – «Хибинская кругосветка».
Данное путешествие – это комплексная, интенсивная и эффективная форма воспитания подростков, которые на протяжении двух недель находятся в тесном соприкосновении с миром природы в условиях естественной среды и автономного существования. Здесь у них появляется возможность получить нужные для повседневной жизни знания, умения и навыки и закрепить их на практике.
Лагерь-путешествие даёт детям возможность развить чувство коллективизма, навыки самообслуживания в быту, прививает любовь к природе, воспитывает у них чувство любви к своей Родине. У ребят вырабатывается внимательность, терпение, выносливость, доброта, трудолюбие и умение сопереживать.
Основная цель путешествия - создание условий для формирования мотивации на здоровый образ жизни в подростковой среде.
Вся программа передвижного лагеря - это единая комплексная система, основными элементами которой являются первичная профилактика употребления ПАВ, формирование у подростков навыков активного участия в создании своего жизненного пространства и способности противостоять различного рода внешним стрессовым ситуациям. Мы включили в программу формы работы с подростками, направленными на коррекцию поведения и формирование активной жизненной позиции.
По мере прохождения участниками заранее намеченного маршрута реализовывается план мероприятий лагеря, который включает в себя профилактическую, трудовую, оздоровительную и досуговую деятельность.
Программа путешествия построена в форме сюжетно-ролевой игры. С первого дня все участники становятся героями и выбирают себе имя. Любая деятельность согласовывается с программой лагеря и является частью сюжетно-ролевой игры. Особое внимание уделяется профилактическим мероприятиям, которые разрабатываются с применением интерактивных методов: тестирование, работа в малых группах, ролевые игры, разминки, тренинги, рефлексия. Во время их проведения подростки получают информацию о пагубном воздействии психоактивных веществ на организм человека и последствиях злоупотребления ими, узнают, как правильно поступать в той или иной сложившейся ситуации, учатся решать свои проблемы с наименьшим дискомфортом для себя и окружающих. Неотъемлемой частью программы является анкетирование, по результатам которого мы отслеживаем эффективность применяемых методов и форм работы с подростками.
Досуговая деятельность включает в себя и обучение туристско-бытовым навыкам, и мероприятия с учётом набранного контингента детей. Это игры с элементами верёвочного курса, техники пешеходного туризма и ориентирования на местности, различные тематические конкурсы.
Ключевым мероприятием путешествия является игра «Битва героев», построенная на создании ситуации успеха для каждого подростка. В процессе игры все участники проходят через ряд испытаний и в качестве награды получают эксклюзивные тотемы, символизирующие уровень личных достижений.
Наши палаточные лагеря мы организовывали в первую очередь конечно же для «трудных» подростков. Это были дети, состоящие на различных учетах, а также воспитанники СПУ ЗТ №1, то есть дети, имеющие проблемы с законом.
К сожалению, процесс оптимизации в дополнительном образовании, несовершенство СанПиНов, а также ряд трагических событий в сфере организации летних туристских лагерей, в том числе и палаточных, привели к тому, что теперь нам очень сложно организовывать подобные путешествия, практически невозможно. Ко всему прочему добавилась проблема с туристскими кадрами в городе Мончегорске, готовыми работать с детьми.
Сейчас мы совершаем походы в Хибины с небольшими группами детей, в рамках образовательных программ. Как альтернатива «Хибинской кругосветки» мною разработана летняя краткосрочная программа для подростков «Туризм – это наша волна!». Но это немного не то.
Надежду мы не теряем, законы имеют свойство меняться, поэтому сдаваться никто не собирается. На данный момент мною разработана такая форма путешествия как туристско-краеведческая экспедиция «Север – край ты мой родной!». В ней может принять участие любой ребенок с пятого по девятый класс, в том числе и из категории «трудных». В этом году она будет посвящена истории освоения Хибин. Со следующего года планируется изучение Терского района, жизни и быта поморов. Это мероприятие несколько иная форма, по сравнению с нашими палаточными передвижными лагерями, но пока вернуться к ним мы не можем.
Конечно хотелось бы увидеть большего взаимопонимания со стороны как Министерства образования Мурманской области, так и со стороны других ведомств. Ведь как показывает практика, летние палаточные лагеря – это несомненно эффективная форма работы с подрастающим поколением. Я считаю, что для развития детско-юношеского туризма в первую очередь нужно опираться на положительный опыт, вовремя делая соответствующие выводы. И конечно же необходимо решать проблему с подготовкой квалифицированных кадров готовых трудиться не покладая рук (и ног) в этой сфере.
© 2021, Шедова Екатерина Борисовна 684