СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1. Введение.
Темой своей работы я выбрала: «Индивидуальный подход к учащимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности».
Данную тему я выбрала, чтобы показать актуальность данной проблемы и необходимость осуществления индивидуального подхода ко всем учащимся.
Цель моей работы – показать актуальность проблемы индивидуального подхода в обучении.
Самыми главными принципами моей работы я выделила следующие:
Актуальность и перспективность работы проводимой в данном направлении заключается в том, что борьба за здоровье каждого учащегося нашей школы независимо от уровня его развития и состояния здоровья, является главной задачей моей работы.
«Здоровье каждого – это здоровье нации». Этот девиз должен стать отправной точкой деятельности каждого учителя физической культуры.
Индивидуальный подход на уроках тесно связан с методикой проведения занятий. Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков cтало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в классе ученики с разным уровнем физической подготовки. У каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы, но всех педагогов объединяют чуткое и внимательное отношение к учащимся, индивидуальный подход к каждому, что очень важно для повышения успеваемости.
При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника. Так, у неуравновешенного, легковозбудимого, с резкими переменами настроения и частыми нервными срывами ученика можно наблюдать скачкообразный характер усвоения материала. Совсем по-другому идет работа у спокойного, уравновешенного ребенка: он равномерно, относительно быстро и прочно от урока к уроку усваивает учебный материал, в то время как неуравновешенный ученик – гораздо медленнее и не столь прочно.
Я считаю, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлении человеком, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания воспитания к отдельному ученику, а приспособление форм методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития, и, исходя из сущности общего среднего образования, целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию, направленному на формирование физической культуры личности школьника. Известно, что важнейшее условие становления здорового образа жизни есть адекватная индивидуальным способностям физкультурная деятельность, в процессе которой развиваются двигательные способности детей. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой, являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Достижение этой цели я обеспечиваю решением следующих задач, направленных на: укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию; обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам и способностям.
Эффективность обучения двигательным действиям зависит от методики проведения уроков, от того, как в процессе обучения активизируется познавательная деятельность учеников, включается в этот процесс язык и мышление, насколько сознательно относятся они к усвоению двигательных действий. Овладение правильной техникой выполнения упражнений является важным заданием физического воспитания. Как известно, упражнения положительно влияют на организм лишь при условии, что они правильно выполняются. К тому же, рациональная техника исполнения упражнений способствует формированию правильных навыков жизненно важных движений, развивает у детей умения целесообразно распределять усилие и эффективно осуществлять разные движения, воспитывает у них готовность быстро усваивать новые двигательные действия.
Я стараюсь поддерживать высокую степень двигательной активности, индивидуально стараюсь подходить к каждому ребёнку, как на уроках физической культуры, так и во внеклассной деятельности, поэтому, подготавливая себя физически, учащиеся проявляют интерес к основной учебной деятельности, а это задача одна из главных. Занимаясь данной проблемой, я все учебные задачи решаю посредством учебных действий и действия по преобразованию проблемной ситуации, входящей в такую задачу.
Усвоение опыта должно носить творческий характер, так как только в этом случае наиболее полно развивается личность. Учащиеся осознают: чтобы освоить какие-либо движения, сначала необходима общая база для этого, становилось понятным и другое: чем лучше они подготовятся физически, тем легче будет происходить овладение этими действиями. Я считаю, что одним из основных требований, предъявляемых к учителям физической культуры, является необходимость осуществления дифференцированного подхода к формированию навыков самоконтроля и саморегуляции в процессе двигательной деятельности.
Чтобы детей проявлялся интерес к занятиям физической культурой и спортом необходимо их заинтересовать, а именно организовать физкультурно-массовые мероприятия так, чтобы им было интересно, чтобы они как можно больше двигались и видели результаты своей активной деятельности.
Я основываюсь на типовых характеристиках школьников, т.е. выделяю признаки, присущие определенным группам учащихся: например, по физической подготовленности, а в них отмечаю детей, требующих к себе индивидуального подхода. Это касается ребят подготовительной медицинской группы или отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимающихся в силу определенных обстоятельств вместе со всеми. По результатам предварительного учёта, который позволяет мне как учителю и учащемуся видеть объективную картину исходных показателей физической подготовленности, происходит условное дифференцирование на сильных, средних и слабых учеников. Итоги данного учета выставляются только положительные - это точка отсчета для определения сдвигов в физическом развитии детей. Опираясь на них, я подбираю соответствующие подводящие упражнения, разрабатываю индивидуальные задания. Сильные в плане физической подготовленности ученики- это моя опора на занятиях: они помогают на уроках закрепления материала, следят за правильным выполнением упражнений в своих отделениях, участвуют в судействе и т.д. Упражнения детям этой группы подбираю с таким расчетом, чтобы они не отталкивали своей трудностью, и в то же время, требовали определенного напряжения для их выполнения. Для меня главное, чтобы на моем уроке ученик пребывал в ситуации успеха, чтобы к занятиям физической культурой появился интерес, а, значит, будут успехи и награды за их труд. Так, серьезную проблему для большинства мальчиков представляет подтягивание из виса. Поэтому, в зависимости от степени развития силовых способностей каждого ученика, я использую подводящие упражнения: отжимание от пола, подтягивание из виса лежа, подтягивание из виса с помощью товарища. Достижение определенных результатов при условии систематических занятий дает основание мне для выставления ученику высокой оценки. Проводя работу по формированию навыков самоконтроля в процессе двигательной активности, стараюсь принимать во внимание отношение каждого ребенка к физкультуре. И в зависимости от этого давать домашние задания, привлекать ребёнка к дополнительной внеклассной работе, а это: участие в районных Спартакиадах, конкурсах, различных спортивных мероприятиях. Особенно кропотливо веду работу с детьми, отстающими в физическом развитии, двигательной подготовленности от своих товарищей. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, я стараюсь привлекать их к общественной деятельности, даю им поручения, с которыми они могут справиться, доверяю им командование отделением или даже всем классом, например, при проведении ОРУ. Привлекаю их к участию во внутришкольных соревнованиях и индивидуально подхожу к каждому ребёнку вместе с родителями.
2. Технология опыта.
Получая 5-й класс, в начале учебного года проводим стартовое тестирование, определяя уровень развития двигательных качеств. Результаты тестирования являются точкой отсчета каждого учащегося.
Все последующее зависит от усилий каждого учащегося. Пример: самый сильный во время стартового тестирования показал в прыжках в длину с места результат – 185 см. Самый слабый - в том же тесте – 145 см. Очередное тестирование в конце учебной четверти, т.е. через два месяца. Условия для всех одинаковые, индивидуальный прирост результатов: плюс 5 см к стартовому результату дает основание учителю сделать вывод, что оба учащиеся приложили определенные усилия для улучшения своих показателей и эти усилия оцениваются оценкой «пять».
При этом учитель обязательно учитывает индивидуальные особенности, психологию учащегося. Не секрет, что для определенной группы учащихся известие о предстоящей контрольной является энергетическим стимулятором, а для других - это стресс. И не потому, что они не способны справиться с заданием, просто по субъективным причинам такое известие приводит их в состояние шока. Именно поэтому личностно-ориентированный подход в данном случае играет главенствующую роль. При неудачной попытке выполнения теста, нельзя лишать ребенка возможности повторного выполнения в процессе урока, или на следующем уроке.
При таком способе контроля за уровнем развития двигательных качеств, когда каждый имеет стимул к занятием физическими упражнениями, в конечном итоге подавляющее большинство учащихся к концу обучения выходит на базовый уровень требований Программы.
В своей работе я сталкиваюсь с некоторыми проблемами, которые необходимо решать: дети не могут правильно двигаться, выполнять ОРУ, некоторые дети имеют подготовительную группу и специальную медицинскую группу, не могут подтягиваться из-за слабости мышц и т.д. Я поняла, что движение – потребность детского организма, а недостаток двигательной активности приводит к ряду заболеваний. Моя задача, как учителя физкультуры, привлечь детей заниматься физическими упражнениями не только в школе на уроках, но и дома, привлекая к этому родителей. Процесс обучения, воспитания и физического развития строится на основе активизации двигательной деятельности младших школьников. Я стараюсь поддерживать высокую степень двигательной активности, дифференцирую задания и индивидуально стараюсь подходить к каждому ребёнку, как на уроках физической культуры, так и во внеклассной деятельности, поэтому, подготавливая себя физически, учащиеся проявляют интерес к основной учебной деятельности, а это задача одна из главных. Занимаясь данной проблемой, я все учебные задачи решаю посредством учебных действий и действия по преобразованию проблемной ситуации, входящей в такую задачу.
Я считаю, что одним из основных требований, предъявляемых к учителям физической культуры, является необходимость осуществления дифференцированного подхода к формированию навыков самоконтроля и саморегуляции в процессе двигательной деятельности. Чтобы детей проявлялся интерес к занятиям физической культурой и спортом необходимо их заинтересовать, а именно организовать физкультурно-массовые мероприятия так, чтобы им было интересно, чтобы они как можно больше двигались и видели результаты своей активной деятельности.
В начале учебного года детям было объявлено, что в этом учебном году их деятельность будет оцениваться по принципу индивидуального прироста результатов. Чтобы исключить сознательное занижение результатов стартового тестирования, было принято решение следующего характера: За основу взять результаты итогового тестирования за 6-й класс, т.е. показатели стартового тестирования в начале учебного года должны быть не ниже результатов, показанных в конце прошедшего года.
Следующим этапом работы был тщательный анализ индивидуальных возможностей каждого ученика. В результате проведенного анализа класс был условно разделен на группы.
I группа – учащиеся, организм которых восприимчив к естественным физическим нагрузкам, параллельно с увеличением росто-весовых показателей у них без особых усилий происходит увеличение цифровых показателей в выполнении контрольных упражнений – тестов.
II группа – учащиеся, сознательно и планомерно занимающиеся на уроках и готовые к самостоятельным занятьям по заданиям учителя.
III группа – учащиеся с уровнем развития ниже среднего, имеющие определенные отклонения в состоянии здоровья, но по медицинской шкале относящиеся к основной группе.
IV группа – учащиеся с низким уровнем развития, по медицинской шкале отнесенные к подготовительной группе.
Для каждой группы были разработаны определенные рекомендации и доведены до них. Но для того, чтобы не ущемлять самолюбие каждого, рекомендации носили сугубо индивидуальный характер, дети не знали о их распределении на группы.
Первое промежуточное тестирование было намечено на конец первой четверти, но наиболее активные чуть ли не еженедельно просили проверять цифровые показатели по отдельным тестам.
В этом возрасте (7 кл.) учащиеся очень ревниво следят за изменением уровня подготовленности каждого, поэтому самая удобная форма контроля в этот период – это взаимоконтроль.
Первое официальное промежуточное тестирование принесло разочарование. Ожидался резкий скачок показателей, но этого не произошло, и в первый момент наступило разочарование. Но по прошествии определенного времени, тщательного анализа работы и индивидуальных бесед с учащимися прояснилась следующая картина.
I группа (6 чел.) с высоким уровнем развития – 100% повышение показателей.
II группа (9 чел.) средний уровень развития. 5 человек – прирост показателей, 4 человека – топтание на месте.
III группа (5 чел.) уровень развития ниже среднего. 2 человека – прирост результата, 2 – без изменений, 1 – снижение показателей.
IV группа (5 чел.) низкий уровень развития. 1 человек – прирост показателей, 2 – без изменений, 2 – снижение результатов.
В результате индивидуальных собеседований выявлены следующие характерные причины:
1. Для первой группы цифровые показатели прироста необходимо увеличить (повысить стимул).
2. Слабоволие отдельных учащихся не позволило им организовать систематические самостоятельные занятия.
3. Определенные сложности в семье (скандалы, пьянки) не способствуют планомерным занятиям.
4. Неверие в собственные силы и наличие (помимо цифровых показателей) технических оценок, т.к. оценок за качественное выполнение упражнения.
Исходя из данного анализа, были внесены коррективы в планы работы.
1. Скорректированный критерий оценки учащимся с высоким уровнем двигательной подготовленности.
2. Более сильным взять шефство над более слабыми в плане совместных занятий.
3. Устный договор со слабыми учащимися о том, что до достижения ими оптимального уровня развития двигательных качеств главным критерием оценки их двигательной деятельности будет личный прирост показателей в цифровом выражении, а технические действия будут оцениваться по мере их освоения.
Проведенная корректировка принесла определенные положительные результаты.
I группа (7 чел.) повышение показателей и переход одного из II-й группы.
II группа (9 чел.) 7 чел. прирост показателей, 1 чел – без изменений и переход из III группы.
III группа (5 чел.) 4 чел. прирост показателей по большинству тестов и переход одного из IV группы.
IV группа (4 чел.) 3 чел. прирост по основным показателям, отставание, т.е. наиболее замедленный рост по силовым тестам, 1 чел – без изменений – по болезни.
В результате работы с использованием дифференцированного подхода к оценке двигательной деятельности за период с 7-го по 9-й класс получены следующие показатели:
Из 25 учащихся 9-й класс закончили:
Оценка 5 - 15, 4 - 5, 3 - 5.
Наряду с использованием технологии индивидуального обучения с дифференцированной оценкой результатов была предпринята попытка использования на уроках физкультуры технологии полного усвоения. Но выполнить это в полном объеме очень сложно в конкретных условиях нашей гимназии. Главная сложность заключается в том, что в школе, где обучается 674 учащихся всего лишь один спортивный зал (9*18м). Естественно зал перегружен, в нем постоянно занимаются по два класса. Технология полного усвоения предполагает организацию занятий в режиме свободного поиска, а для этого необходимо оборудовать достаточное количество учебных мест. Перегруженность спортивного зала не позволяет этого сделать, поэтому мною используются фрагменты данной педтехнологии, и это также дает определенный положительный результат.
3. Технология внеклассной работы.
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа составляет важную часть воспитательной работы в современной школе. Одной из главнейших задач своей профессиональной деятельности считаю пропаганду здорового образа жизни. В решении этой задачи незаменимыми помощниками являются родители учащихся. Поэтому, планируя работу на каждый учебный год, большое место я отвожу мероприятиям с их привлечением в качестве как помощников и судей, так и участников. Многие мероприятия в нашей гимназии стали традиционными, проводятся регулярно и собирают всё большее количество участников разного возраста, для которых занятие физической культурой уже вошли в хорошую привычку.
Целями моих внеклассных занятий я определила:
- пропаганда семейных ценностей;
- формирование здорового образа жизни;
- содействие формированию семейных традиций.
Задачами моей внеклассной работы являются:
- посредством физической культуры и спорта воспитать у детей и их родителей стремление к здоровому образу жизни;
- организовать активный досуг семей
Во многих школах, гимназиях, лицеях, в других общеобразовательных учебных заведениях регулярно организуют спортивные праздники и вечера. С уверенностью можно сказать, что они заняли важное место в системе внеклассной физкультурно-спортивной работы.
© 2022, Гордиенко Лариса Анатольевна 373