СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Приложите к книжной странице зеркало и попробуйте прочитать текст в отражении. Теперь вы примерно понимаете, что каждый раз видит дислектик вместо обычных строчек. Он не болен и не страдает нарушениями развития — просто по-другому воспринимает привычные всем знаки. Мама ребёнка с дислексией Ксения Букша рассказывает, как отличить дислексию от других особенностей развития и как помочь своему ребёнку с ней справиться.
Термин «дислексия» ввёл в оборот офтальмолог Рудольф Берлин ровно 130 лет назад. Именно он впервые описал нарушение, при котором человек с нормальным интеллектом и зрением не способен научиться (вообще или хорошо) читать и писать, несмотря на нормальные физические и интеллектуальные способности. Многие врачи описывали схожие случаи: подросток или взрослый, в остальном совершенно нормальный, как будто страдает «словесной слепотой». Сколько его ни учи чтению, он остаётся совершенно неграмотным.
В 1925 году невропатолог Самуэль Ортон систематизировал эти случаи и стал исследовать этот феномен. С тех пор интерес к дислексии не угасает, но единого мнения о причинах её развития до сих пор нет. Единственное, что наука знает точно: дислексия — не болезнь. В её основе лежат определённые нейробиологические отличия от «условной нормы», которые с высокой вероятностью наследуются. Дислексию можно упрощенно описать как нарушение связей между правым и левым полушариями мозга.
Дислектик — человек, который немного, незаметно «дезориентирован в пространстве». Этой небольшой дезориентации достаточно для того, чтобы затруднить восприятие двумерных букв, слов, фраз и текстов в целом. Мозг дислектика как бы читает неправильно — «переворачивает» буквы и слова. И человеку приходится тратить дополнительное внимание на то, чтобы расшифровать их обратно. Попробуйте научиться читать в зеркальном отражении, писать левой рукой или делать перевёрнутые надписи, и вы приблизительно поймёте сущность школьных страданий дислектика.
Полные, если можно так выразиться, тяжёлые дислектики встречаются редко, и они действительно совсем или почти совсем не способны воспринимать и воспроизводить письменную информацию. Чаще мы имеем дело с дислектиком, которому удалось с грехом пополам договориться со своими полушариями и наладить сложную, энергозатратную систему «дешифровки букв». Но именно с грехом пополам. Подросток-дислектик (всё, что написано ниже, относится не к первокласснику, а к ребёнку, который учится уже в третьем классе или старше) интеллектуально развит на возрастную норму, но всё равно:
Вдобавок ко всему этому дислектик часто не умеет рисовать. Не может, например, даже в 9-10 лет изобразить лису, потому что не понимает, где у неё голова, а где хвост. Он путает левое и правое. Не может нарисовать схему, разместив на листе бумаги стрелочки или квадратики и так далее. Молва приписывает дислексикам своеобразие, одарённость и необычность суждений. Часто они бывают левшами или амбидекстрами.
Ксения Букша
-80%
© 2019, Журавлева Наталья Владимировна 142