СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Главная задача современного образования – это раскрытие способностей каждого обучающегося. Чтобы стать успешным в дальнейшем младшему школьнику, необходимо учиться понимать других людей, быть активным в коммуникациях, эффективно взаимодействовать в процессе общения, поскольку именно в начальной школе развивается личностный потенциал для включения в совместную деятельность и продуктивное сотрудничество, прежде всего в процессе приобретения новых знаний и умений.
Способность к сотрудничеству зарождается в дошкольном детстве и интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения ребенка в школе. Согласно исследованиям К.Н. Поливановой и Г.А. Цукерман на протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие занятия, проявляют высокий интерес к совместной учебной деятельности со сверстниками. Также в этот период происходит наиболее интенсивное установление дружеских контактов. Умение заводить друзей и приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников является одной из важнейших задач развития в младшем школьном возрасте. Известно, что от навыков конструктивного общения, которые приобретаются детьми в этот период, во многом в дальнейшем зависит их личностное благополучие. Естественно, что в условиях специально организуемого сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит интенсивнее и в более широком спектре, что определяет большую результативность планируемых результатов начального общего образования.
В современном образовательном пространстве все чаще встает вопрос личностно-ориентированного образования, что означает уважение к личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов; создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей, полноценной жизни на каждом из возрастных этапов.
Ведущий путь личностно-ориентированного образования – формирование отношений сотрудничества между всеми участниками педагогического процесса, которые возникают в различных формах совместной деятельности.
В последнее время в отечественной науке гораздо чаще стал применяться термин «учебное сотрудничество», который обозначает многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой.
Характеризуя значение учебного сотрудничества для развития обучающихся, необходимо рассматривать те функции, которые выполняет учебное сотрудничество в совместной деятельности внутри образовательного процесса. Так, принято выделять пять функций учебного сотрудничества
1. Первая и основная функция учебного сотрудничества – развивающая, которая предполагает сравнить свой способ действия и свою точку зрения на решение проблемы с чужой
Еще в 30-х годах прошлого века Л.С. Выготским была установлена прямая взаимосвязь между развитием личности ребенка и его взаимодействием со сверстниками в учебном процессе. Главным двигателем развития ребенка Л.С. Выготский считал «социальную ситуацию развития». Исходя из этого, если учитель на уроке работает преимущественно фронтально, препятствуя каким бы то ни было контактам между детьми вовремя урока, он тормозит естественные процессы в интеллектуальном развитии школьников. Не имея возможности для мышления и не попадая в ситуацию, когда необходимо сравнить свой способ действия и свою точку зрения на решение проблемы с чужой, ребенок, вместо того, чтобы включать процесс мышления, учится копировать действия учителя.
2. Вторая функция учебного сотрудничества – коммуникативная. Она включает в себя формирование коммуникативной компетенции, а также навыков самоконтроля, взаимоконтроля, взаимооценки, рефлексии.
3. Третья функция – воспитательная. Она связана с воздействием группы на личность ученика. Младшие школьники учатся принимать позицию другого человека. Тесные межличностные контакты на почве решения общей задачи, сплачивают учеников, создают тесные внутригрупповые и межгрупповые связи.
4. Четвертая функция - контрольно-оценочная. Ее реализация формирует навыки самоконтроля и адекватной оценки своей деятельности.
5. Пятая функция – организационная. Заключается в том, что при организации учебного сотрудничества учитель может комбинировать различные формы взаимодействия между учащимися (парная, групповая) и различные виды деятельности (решение задач, игра, творчество).
Особую роль учебное сотрудничество играет в обучении младших школьников, т.к. именно в этот период у ребенка расширяется и обновляется круг общения в связи с включением его в школьный коллектив, также происходит расширение границ познавания им окружающего и социального мира.
Большой вклад в разработку методологии привития навыков учебного сотрудничества учащихся начальной школы был внесен Г.А. Цукерман и К.Н. Поливановой. Ими разработан курс «Введение в школьную жизнь», который позволяет первокласснику с самых первых дней пребывания в школе приобрести навыки продуктивной учебной деятельности в форме учебного сотрудничества.
© 2023, Бородатова Ольга Владимировна 195