СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Учение с увлечением» на факультативах математической направленности в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной целью факультативных занятий математической направленности является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей, привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества.

При выборе методов и приёмов обучения на факультативных занятиях необходимо учитывать содержание факультативного курса, уровень развития и подготовленности учащихся, их интерес к тем или иным разделам программы. Одним из важнейших требований к методам является активизация мышления учащихся, развитие самостоятельности в различных формах её проявления.

В течение последних лет я работала по реализации следующих факультативов математической направленности: «Математическая радуга» в I-II классах, «Решение текстовых задач» в Ш классе, «Путешествие в страну занимательной математики» в IV классе.

1). Основные цели факультатива «Математическая радуга»:

  • развитие математических представлений;
  • расширение и обобщение знаний учащихся по математике;
  • формирование умений осмысленного применения знаний на практике;
  • выявление и развитие математических и творческих способностей учащихся.

Среди задач, решаемых данным факультативом, как основную можно выделить формирование и развитие устойчивого интереса к изучению математики, к математической деятельности.

2). Целью факультативных занятий «Решение текстовых задач» является повышение уровня математического развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей и опыта творческой деятельности. Достигается данная цель решением следующих задач:

  • систематизировать, расширить и углубить учебный материал линии текстовых задач, изучаемый на уроках математики;
  • обучить учащихся приёмам анализа содержания задачи и построения её модели разными способами;
  • развивать умение определять рациональные способы решения задачи, в том числе с использованием эвристических приёмов поиска пути решения;
  • формировать активный познавательный интерес к изучению математики.

3). Целью факультативных занятий «Путешествие в страну занимательной математики» является повышение уровня математического развития учащихся. Достигается данная цель решением следующих задач:

  • развивать у учащихся способность решать определённую задачу несколькими способами и находить среди них наиболее простые и оригинальные (гибкость мышления);
  • развивать у учащихся способность вести грамотные рассуждения (логика рассуждений);
  • развивать у учащихся способность вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через абстрагирование от остальных, несущественных (степень абстрагирования);
  • развивать у учащихся способность к динамичному отражению различных математических объектов в необходимых сочетаниях и связях (пространственное воображение);
  • развивать у учащихся способность видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке, чувстве, почти внезапном (математическая интуиция);
  • развивать у учащихся исследовательские умения, познавательную и творческую активность;
  • формировать устойчивый интерес учащихся к предмету «Математика» посредством решения нестандартных и занимательных задач.

Основополагающим принципом организации данных факультативных занятий является принцип «учение с увлечением», предполагающий творческое взаимодействие учителя и учащихся, использование нестандартных форм организации учебно-познавательной деятельности. (Приложение 1)

Один из эффективных приёмов формирования устойчивого интереса учащихся к изучению математики — это показ новых идей и методов в действии, в применении к задачам, которые “программными” методами решаются гораздо сложнее.

Я считаю, что процесс обучения на факультативных занятиях должен строиться как совместная исследовательская деятельность учащихся под руководством учителя — математическая истина (определённое правило, свойство) не сообщается ученикам “в готовом виде”, а открывается ими самими. Этот процесс начинается с наблюдений, высказывания догадок, суждений о возможном способе решения, о возможном содержании правила. После чего следует проверка, поиски дедуктивного обоснования выводов, обобщение, анализ прикладных возможностей. Исследовательская или проблемная структура изучения математики хорошо отвечает развивающим целям обучения при факультативной форме занятий.

Хочу отметить, что факультативные занятия должны быть интересными, увлекательными. Хорошо известно, что занимательность изложения помогает раскрытию содержания сложных научных понятий и проблем. Занимательность помогает учащимся освоить факультативный курс, содержащиеся в нём идеи и методы математической науки, логику и приёмы творческой деятельности. С этой точки зрения главная цель учителя – добиться понимания учащимися того, что они подготовлены к работе над сложными проблемами. Для реализации этой цели учащимся необходима заинтересованность предметом, трудолюбие, владение навыками организации своей работы.

В своей работе я придерживаюсь следующих правил организации факультативов математической направленности:

    • Взаимосвязь в содержании, формах и методах организации учебной работы и факультативных занятий. Как на уроках, так и на факультативных занятиях широко использую групповую и парную работу, приёмы само- и взаимооценки.
    • Обеспечение взаимосвязи (по содержанию) уроков и факультативных занятий. Многие темы факультативных занятий расширяют программный материал, а также являются опережающими, что позволяет реализовывать идеи развивающего обучения.
    • Единство в содержании факультативных занятий различных разделов математики. Содержание материала на факультативах позволяет отрабатывать вычислительные навыки, навыки решения простых и составных задач.
    • Активизация самостоятельной работы учащихся. Работа по учебно-методическому комплексу факультативных занятий «Математическая радуга», «Решение текстовых задач», «Путешествие в страну занимательной математики» позволяет организовать на занятии как самостоятельную, так и индивидуальную работу учащихся.
    • Построение учебного процесса как совместной исследовательской деятельности учащихся под руководством учителя. Ребята с удовольствием «исследуют» различные задания, пытаются сами найти решения, пробуя различные способы, варианты.
    • Использование наглядных пособий, дидактического материала. Особенно актуально использование раздаточного материала, особенно в I-II классах.
    • Использование системы ключевых задач по темам на факультативных занятиях. Хочется отметить, что содержание всех трёх факультативов предусматривает системную работу над всеми видами задач для начальных классов.
    • Использование историко-математического материала. Стараюсь на занятиях познакомить учащихся с выдающимися учёными-математиками, сообщить интересные исторические сведения по различным темам.
    • Принцип занимательности занятий. На факультативных занятиях учащимся должно быть интересно, ведь сюда они ходят по своему выбору и желанию.
    • Реализация проблемного изучения материала. Постановка проблемного вопроса в начале занятия и поиск ответа на него в ходе всего факультатива, позволяет учителю активизировать активность детей, вовлечь их в работу.

Таким образом, факультативы математической направленности для учащихся IIV классов способствуют развитию у младших школьников интереса к математике, формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, развитию математической интуиции. Факультативные занятия позволяют ребёнку познать ценность самостоятельной работы и радость творчества.

26.02.2020 18:08


Рекомендуем курсы ПК и ПП