СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебные конференции по физике в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физика является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни,способствует разитию творческой актиности учащихся,формированию у них умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике, создает условия для самореализации. К большому сожалению,в силу объективных и субъективных причин, интерес к физике у значительной части учащихся заметно упал.Одним из путей решения этой проблемы является перенос с информационного на методологическое обучение физики, от предоставления готовых знаний к развитию самостоятельности,творческого мышления,способностей учащихся. Необходима такая организация обучения, которая обеспечивала бы не только усвоение знаний и умение применять их на практике,но и умение анализировать факты и делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к суждениям других, воспитывать у них интерес к знаниям, формирование самостоятельно осваивать научные и технические достижения, идти в ногу с ускоряющимся научно-техническим прогрессом. Эффективной формой организации учебных занятий по физике, для решения этих задач,является учебная конференция.

Проведение конференций требует от учащихся определенных умений и навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой по физике.Это умение не приходит само собой.Необходимо в школе обучать ребят определенным приемам: понимать смысл написанного, уметь выделять из текста главное; уметь самостоятельно разбираться в математических выводах формул; уметь пользоваться рисунками, таблицами и графиками, имеющимися в учебнике; умение изложить прочитанное своими словами, дополнить материал учебника сведениями из других источников; умение пользоваться оглавлением и именным указателем; уметь составлять библиографию по интересующему вопросу.

Конференции имеют много общего с уроком и обладают рядом отличий.Общее:они проводятся,как и уроки, со всем классом в часы,отведенные для предмета по расписанию; руководящая роль сохраняется за учителем; коллективная работа сочетается с индивидуальной работой учащихся.Отличие: для конференции новые знания учащиеся получают из дополнительных источников информации, с которыми работали дома самостоятельно, и из докладов, с которыми выступают на конференции одноклассники. Успех конференции, ее результаты определяются качеством подготовки, которая включает следующие этапы:

  1. Определение задач конференции, вопросов, времени проведения;
  2. Отбор литературы;
  3. Распределение докладов;
  4. Консультации;
  5. Проверка готовности докладов.

При распределении докладов следует учитывать индивидуальные особенности учеников: их склонности, интересы, способности. Особое внимание необходимо уделить застенчивым детям- рекомендовать темы в соответствии с их интересами, и тем, которые не проявляют интереса к физике- предложить темы, работа над которыми способствовала бы возникновению у них интереса кнахождению и зучению дополнительных источников информации, к более углубленному усвоению физики. При подготовке к конференции учителю необходимо проконтролировать, чтобы содержание докладов не было простым пересказом содержимого учебника, а обязательно содержало элементы нового. В противном случае классу будет не интересно и конференция не достигнет всех поставленных перед ней целей. Образовательное значение конференции состоитв том, что в процессе подготовки кним ученики приобретают навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками информации, учатся анализировать и обобщать, отделять главное от второстепенного, самостоятельно работать с наглядными пособиями и приборами, демонстрировать опыты, выполнять рисунки, чертежи.Конференции способствуют выявлению способностей и склонностей у учащихся, развитию у них интереса к предмету.

Из собственного опыта предлагаю пример учебной конференции на тему «Электрическое поле.Электрический ток.Электрические явления.». Содержание конференции базируется на материале школьного учебника и из дополнительных источников,с которыми учащиеся работали самостоятельно. Задачи конференции:

  • образовательные- углубить теоретические знания и умения прнименять их на практике; расширить знания учащихся по истории разития электричества,по проявлению электрических явлений в прнироде, по применению наэлектризованных тел в технике и способам предупреждения их вредного воздействия; познакомиться с разнообразными видами приборов учета электроэнергии; формировать начальные умения научных исследований;
  • развивающие – формировать и развивать познавательный интерес обучающихся; раскрывать индивидуальные способности ; развивать умения самостоятельной работы с литературой, интернет ресурсами и приборами;
  • воспитательные – реализовывать экологическое и профессиональное воспитание; воспитывать индивидуальную ответственность за природу, окружающую человека.

План конференции:

  1. Из истории открытия электрических явлений,электрического поля, электрического тока.
  2. Первые исследования по обнаружению электрического поля,электрического тока.Объяснения наблюдаемых явлений
  3. Выдающиеся ученые, внесшые свой вклад в развитие данного раздела физики. Их основные достижения.
  4. Естественные( молния,…) и искусственные электрические явления.Вред, польза и способы защиты.
  5. Электризация тел в природе и технике.
  6. Электронагревательные приборы.Короткое замыкание.Предохранители.
  7. Обобщение и подведение итогов.Оценка докладов и выступлений учащихся.

Конференцию целесообразно проводить в качестве заключительного урока в 8 классе по теме «Электрические явления». На проведение конференции отводится 1 урок. На каждый доклад(сообщение) отводится 4-5 минут. Учащиеся информацию рассказывают своими словами, не ограничивая себя конспектом.

После выступлений учащимся задают вопросы.Если ребенок разобрался в материале,понял его – то без труда ответит на интересующие одноклассников вопросы.

Литература:

Пилипец Л.В., Абышева Н.Ю. УЧЕБНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;

А.В.Усова,В.В.Завьялова. Учебные конференции по физике.М.,Просвещение,1995.

А.В.Усова.Формы организации учебных занятий. М.,Просвещение,1989.

http://class-fizika.narod.ru

Энциклопедия для детей.Физика.- М.: Аванта+,2001.- Т.16.

Категория: Физика
10.08.2016 15:01


Рекомендуем курсы ПК и ПП