СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учим по-разному, воспитываем вместе

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Они очень разные – девочки и мальчики. Играют в разные игры, имеют различные потребности и интересы. Неодинаково реагируют на одни и те же события, выражают свое отношение к учебе, к родителям и учителям, к животным и предметам быта, к дружбе и любви… Все у них по-разному. Как будто это два разных мира».

В психологии, генетике, физиологии, нейропсихологии накоплены данные о различиях в организации мозга и психике у людей различного пола. Необходимость гендерных подходов к образованию диктуется как теорией (различием в восприятии, мышлении, эмоциях, коммуникации, а значит, и в познавательной деятельности), так и практикой дифференцированного обучения детей разного пола. Целесообразность такого подхода доказана практикой раздельного обучения в разных регионах нашей страны и за рубежом. Результаты инновационной деятельности этих школ, работающих в режиме раздельно-параллельного обучения школьников, направлены не только на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, адекватного усвоения социальных ролей, но и на сохранение здоровья. Таким образом, идея гендерного образования способствует внедрению здоровьесберегающего и личностно-ориентированного подхода к обучению к развитию и воспитанию мальчиков и девочек. Поэтому, задумываясь о путях развития гимназии, мы решили применить гендерный подход как одну из форм дифференциации в образовании, использовать гендерные особенности развития для достижения максимального результата в обучении и воспитании, поскольку для нас качество образования и здоровье детей являются основными составляющими дифференцированного подхода к школьному обучению. Преимущество раздельнопараллельного обучения мальчиков и девочек в нашей гимназии в том, что ребята учатся не в отдельных школах, а в параллельных классах на базе одного учебного заведения. 2014 /2015 учебный год – второй год экспериментальной работы по теме «Раздельное обучение мальчиков и девочек в начальной школе». Актуальность выбора именно младшего школьного возраста для начала осуществления раздельного обучения определяется тем, что в этом возрасте у ребенка слабо развита способность к рефлексии, он еще не понимает, не осознает индивидуальных особенностей собственной психики (особенности восприятия, мышления) и не может сам адаптировать познавательный процесс в соответствии с ним. Сделать это задача педагога.

Поэтому для нас раздельное обучение мальчиков и девочек не самоцель. Важно понимать, чем различаются механизмы их познания и выстроить процесс обучения таким образом, чтобы и мальчики, и девочки могли реализовать те возможности своей психики, которые заложила в них природа. Чтобы обучение не нанесло вреда его здоровью, не исказило нормального хода его развития. Педагогика должна не подгонять детей под те или иные методики обучения, а подстраивать методики под тот тип восприятия и мышления, которым наделен данный конкретный ребенок, мальчик или девочка, развивать и беречь их потенциальные способности.

В нашей школе функционируют классы раздельного обучения: классы мальчиков и классы девочек. Учебно-воспитательный процесс в этих классах строится на принципах максимального развития особенностей учащихся. Разработана и внедрена матрица разнообразных форм и методов обучения. Педагоги планируют свои уроки с учетом психолого-физиологических особенностей мальчиков и девочек. В классах мальчиков используются индивидуальные формы работы, мальчики легко справляются спроблемными ситуациями, решают логические задачи. В классах девочек на первое место выходит фронтальная работа, беседа. В классах создана здоровьесберегающая среда, способствующая рациональному использованию всех режимных моментов с учетом возрастных особенностей. Продуктивные формы работы направлены на снижение утомления, энергетическую разрядку. Для реализации двигательной активности во второй половине дня для мальчиков организованы занятия в секции «Спортивное ориентирование. Для развития творчества у девочек и мальчиков проводится кружок «Ритмика». Для развития логического мышления в классах ведутся занятия «Юный математик». Мы стараемся сделать процесс обучения как мальчиков, так и девочек психологически комфортным, наилучшим образом способствующим личностному развитию учащихся. С этой целью планируется единая воспитательная программа, направленная на создание психологически комфортной информационно насыщенной воспитательной среды. Данная программа оптимальным образом влияет на формирование личностных качеств мальчиков и девочек, выстраивание их взаимоотношений на здоровой, положительно-эмоционально окрашенной основе. Что касается общения, то в нем нет недостатка – на переменах, факультативах, танцах, спортивных мероприятиях, праздниках – мальчики и девочки ВМЕСТЕ.

При раздельно-параллельном обучении сохраняется психологическое и физическое здоровье, формируются адекватные полоролевые функции, воспитывается уважение к противоположному полу.

Очень серьезная работа ведется в плане психолого-педагогиеского сопровождения мальчиков и девочек экспериментальных классов. Психолого-педагогической службой проведено обследование детей с использованием педагогических, психологических и нейропсихологических методик, выявляющих особенности развития разных психических функций детей: восприятие, мышление, памяти, внимания, а также текущее эмоциональное состояние и самочувствие. На каждого ребенка составлены индивидуальные карты психолого - педагогических наблюдений, отслеживается динамика исследуемых параметров. Проведен сравнительный анализ результатов диагностики в экспериментальных классах, который показал существенное отличие между классами мальчиков и девочек. Это позволяет выстроить особые образовательные маршруты как для классов мальчиков и девочек, так и индивидуальные. Получены первые положительные результаты раздельного обучения мальчиков и девочек: более благоприятная адаптация в первом классе, создание благоприятного психологического микроклимата в однополых классах, более высокая самооценка детей, низкая тревожность и агрессивность, положительная динамика показателей внимания в период обучения.

Мы убеждены, что, учитывая гендерные особенности в процессе обучения и уважая равноправие полов, мы не только облегчаем и делаем более эффективным учебный процесс, но и делаем значительный шаг к новому обществу. Задача любого педагога – учитывать по мере возможности природные задатки, способности, а также интересы обучающихся.

29.07.2020 15:38


Рекомендуем курсы ПК и ПП