СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся слушать и слышать!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многим школьникам сложно усвоить материал по русскому языку, чтению, математике.Часто основная проблема заключается в том, что у ребенка недостаточно сформированы такие процессы как речеслуховое внимание, восприятие, память и переработка вербальной информации.Хороший объем акустического внимания и памяти важен для понимания инструкции, особенно, если она большая по содержанию. Необходимо уметь распределять внимание, когда, например, ребенок слушает учителя и пишет. Предлагается подборка упражнений для развития умения слушать и слышать, запоминать и обрабатывать речеслуховую информацию, что будет способствовать лучшему усвоению материала урока. Ребенок будет допускать меньшее количество ошибок при письме по слуху (в диктантах).

Упражнения для развития речеслухового внимания, восприятия, памяти, переработки речевой информации. (материалы из книги И.И. Праведниковой «Нейропсихология. Игры и упражнения»)

1. Чтение стихотворения под хлопки

Цель: Развитие слухомоторной координации, улучшение дикции.

Взрослый читает и одновременно прохлопывает стихотворение. Голосом и хлопками выделяются ударные слоги (в тексте эти слоги помечены ударением).

Метод прохлопывания стихотворения полезен при заучивании любых стихов наизусть, так как к работе подключается левая височная доля мозга (речь, текст стихотворения) и правая височная доля (ритм, мелодика).

2. Посчитай буквы и слова

Цель: Закрепление понятия о фразе, развитие звукобуквенного анализа и объема слухового восприятия

Задания даются сначала на слух, а потом подкрепляются зрительно.

Взрослый медленно диктует ребёнку предложение, а ребёнок должен сказать, сколько слов в этом предложении.

Красивый рыжий кот сидел на подоконнике.

Затруднения у детей могут возникнуть при учёте предлогов. Потом попросите ребёнка посчитать, сколько букв в каждом слове. Затем, например, назвать: какая вторая буква в слове «рыжий», а какая четвёртая? Какая третья буква с конца в слове «подоконнике»?

Далее ребёнок записывает это предложение в тетрадь и, подкрепляя анализ зрительно, ещё раз считает количество слов в предложении и количество букв в каждом слове. Количество слов в предложении нужно записать в скобках в конце предложения. Количество буквв каждом слове указать письменно над ним.

3. Муха

Цель: Развитие концентрации внимания, зрительно-моторной координации, ориентации в пространстве на плоскости

Лист бумаги расчерчивается на девять квадратов, на один из них кладётся или рисуется фигурка мухи. Взрослый даёт устную инструкцию, например: «Муха полетела вверх, теперь налево, теперь вниз, опять налево. Откуда муха вылетела?»

Задание выполняется двумя способами: на листе бумаги и на полу, и имеет несколько уровней сложности.

На листе бумаги

1. Ребёнок передвигает муху или палец на листе согласно инструкции взрослого. Даётся 2-3 шага, прежде чем «муха вылетит» за пределы квадрата.

2. Ребёнок следит за мухой глазами, без помощи пальца. Число шагов и скорость, с которой взрослый даёт инструкцию, увеличиваются.

3. Ребёнок следит за мухой без зрительной опоры, т. е. с закрытыми глазами, представляя квадрат в уме.

На полу

1. Ребёнок, выполняя роль мухи, передвигается по ковру, глядя на листочек с квадратами.

2. Ребёнок передвигается без листка бумаги. Как только «муха вылетела», нужно хлопнуть и показать на листке, откуда она вылетела.

4. Прыжки по квадратам

Цель: Развитие умения быстро переключаться, следовать инструкции. Укрепление руки при письме Лист бумаги расчерчивается на девять квадратов. В каждом квадрате пишется набор из двух-семи письменных букв или их элементов. Этот набор в каждом квадрате свой.

Ребёнок по команде взрослого начинает писать в первом квадрате. Писать нужно целой строкой, не делая пробелов, как одно слово. В какой-то момент взрослый хлопает в ладоши и называет номер другого квадрата. Ребёнок должен быстро начать писать в заданном квадрате.

Через какое-то время ребёнка можно вернуть обратно в первый и другие пройденные квадраты. Он должен быстро сориентироваться, где остановился, и продолжить писать с этой буквы.

5. Hoc — пол — потолок

Цель: Развитие внимания и снятие импульсивности

Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать, то что называет взрослый, игнорируя его показывание.

6. Графический диктант

Цель: Развитие графических навыков, пространственной ориентировки, умения понимать инструкцию.

Сначала ребёнок рисует, руководствуясь инструкцией взрослого. Образец рисунка ребёнок не должен видеть. Варианты рисунков могут быть любыми, в зависимости от возраста ребёнка. Затем взрослый и ребёнок меняются ролями.

Пример маршрута: 3 клетки вверх, 5 клеток вправо, 2 клетки вниз, 3 клетки вправо, 2 клетки по диагонали вверх и вправо и т. д.

В конце ребёнок должен сравнить свой нарисованный маршрут с образцом. Маршрут по сложности может быть любой, в зависимости от возраста и подготовленности ребёнка.

6. Запоминалочка

Цель: Развитие концентрации внимания, умения следовать инструкции, расширение объёма слухового восприятия и кратковременной памяти.

Один из игроков придумывает слово. Затем каждый участник добавляет по одному слову, повторяя фразу целиком. Слова можно вставлять в начало фразы, в середину, в конец. Постепенно фраза становится всё длиннее. Проиграл тот, кто не смог правильно повторить всю фразу.

Улица.

Зелёная улица.

Зелёная улица с домиками.

Зелёная улица с красивыми домиками.

7. Мягкость и мягкий знак

Цель: Развитие фонематического слуха, акустического внимания, проработка правил использования мягкого знака.

Ребёнок должен записывать цепочку слогов, которые диктует взрослый.

бю-бью-бу

бя-бэ-бе

де-дье-ди

ду-ту-ти-тье

ме-мю-мью-мя

ка-га-ки-ги-кья

пи-пе-пью-пю-пя-пья

рю-рэ-ре-ря-рья-ри

Как видим, слоги даются трёх видов: твёрдый согласный с гласной; мягкий согласный с гласной; слог с разделительным мягким знаком.

Дети часто при письме под диктовку не слышат разницы между, на пример, «пю» и «пью» и могут пропустить мягкий знак. Бессмысленный набор слогов услышать, запомнить и записать гораздо сложнее, чем осмысленное предложение, т. е. дети учатся на слух определять разницу в написании, а не просто вспоминать начертание слова.

Также можно попросить ребёнка записывать слоги в три столбика по указанным признакам: «В первый столбик пиши слоги с мягким знаком, во второй — без него, в третий — слоги с твёрдым согласным».

8. Цифровой диктант

Цель: Развитие внимания, закрепление звукобуквенного анализа, развитие слуховой памяти

Взрослый медленно диктует предложения. Ребёнок должен посчитать в уме и записать количество букв в каждом слове этого предложения.

Птицам холодно зимой (6, 7, 5).

Рядом с нашим домом красивый парк (5, 1, 5, 5, 8, 4).

9. Чтение с ответами на вопросы

Цель: Развитие внимания, памяти, умения понимать текст

Ребёнок внимательно читает текст один раз и затем отвечает на ряд вопросов. Тексты могут быть разными, но в них должна быть чёткая последовательность событий, описание маршрута и / или инструкции, желательно с описанием пространства (третья полка слева).

Между Цветочным городом и Ромашковой поляной восемь остановок. Если вы сядете на 15-й трамвай и сойдёте на третьей остановке с конца, которая называется «Сосновая улица», перед вами будет магазин «Игрушки». На третьей полке слева от входа сидит полосатый зверь по имени Тигр. Купите его, пожалуйста, в подарок своему другу!

1. Сколько остановок от Цветочного города до Сосновой улицы?

2. Какой трамвай идёт до Сосновой улицы?

3. Как называется конечная остановка трамвая?

4. Какая игрушка сидит на полке?

5. На какой полке сидит нужная нам игрушка?

6. Кому предназначается подарок?

15.02.2025 16:58


Рекомендуем курсы ПК и ПП