СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В настоящее время экологическая обстановка в мире формирует актуальную повестку, глобальные проблемы экологии нарастают. Молодое поколение принимает реальный мир с его проблемами из рук в руки от старших, отравленным и засоренным. Современные дети осознают, что именно им предстоит решать проблемы, оставленные без внимания, исправлять ошибки прошлого.
Экологическое воспитание детей – это развитие бережного отношения к природе, формирование способности воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно к ней относиться и охранять.
Обратимся к теме ресурсосбережения на основе традиционных видов художественного творчества и ручного труда. Рассмотрим художественные техники, доступные для работы в условиях реализации дополнительных общеразвивающих программ.
До начала индустриальной революции производство новых вещей стоило дорого, а человеческий труд был, практически, бесплатным, благодаря чему ремонт и переделывание вещей являлись неотъемлемой частью жизни людей. Нестабильность и дефицит товаров вынуждали семьи переделывать старые вещи. Применялись экологичные способы переработки продуктов, одежды, бытового мусора, ничего не пропадало зря, все многократно использовалось. Например, из новой ткани изготавливали одежду, после ношения которой из крепких кусков шили детям порты и рубахи, а из ветхих лоскутов - предметы домашнего обихода: одеяла, коврики, половики.
Сегодня такая многоступенчатая жизнь текстиля набирает популярность, ведь, осознав избыточность потребления и набирающий обороты промышленный рост, люди задумались о способах применения массива промышленных товаров повторно. Есть технологии переработки различных фракций, таких как бумага, пластик, металл, которые могут трансформироваться до неузнаваемости. Текстиль, не пригодный для дальнейшего использования, измельчают и превращают в регенерированное волокно, которое можно использовать в качестве набивки или в производстве строительных материалов.
Дизайнеры, видящие красоту по-своему в необычных местах, конечно, подхватили идею подарить вторую жизнь отслужившим вещам. На этом фоне зарождается новое направление в дизайне - апсайклинг, что означает вторичное использование материалов и предметов с созданием для них нового функционала и увеличения их ценности. Помимо минимизации количества выбрасываемых материалов и отходов, это движение позволит уменьшить потребность в производстве новых вещей. Это означает снижение загрязнения воздуха, воды, выбросов парниковых газов и сохранение других ресурсов. Подкрепленное экологической и экономической необходимостью, оно стало популярным, и из простых примеров переделывания вещей приобрело масштабы высокой художественной дисциплины. Развиваются апсайклинг-бренды, которые учат осознанному потреблению через красоту и дизайн.
Внедрение в моду экологически чистых материалов и изделий из переработанного сырья, прошедших апгрейд винтажных предметов, придание эксклюзивности и художественной ценности старым вещам, помогает сформировать у детей и молодежи крепкую экологическую позицию и осознанность выбора, пробуждает интерес, вдохновляет на творчество.
Экологическое воспитание детей в ОБУДО «Центр развития «Грани» включает несколько актуальных тенденций: продление жизни вещей, внимание к своему гардеробу; ручная работа, творческая самореализация и ремесленные практики; уникальные, штучные изделия; персонификация вещей, наполнение их своими смыслами, демонстрация индивидуальности; преемственность поколений. Детские объединения художественной направленности – вот отличная возможность целенаправленного воспитания навыков разумного потребления и бережного отношения к окружающей природе.
Главная идея в том, что можно взять ненужную вещь и превратить ее в нечто более ценное и используемое, придать ей свежее звучание и актуальность. Какие доступные для детей материалы и технологии можно для этого применить?
Накопленный опыт работы с детьми позволяет выделить наиболее удобные и доступные техники художественной переработки различных материалов. Например, текстиль, который включает всевозможные ткани, трикотаж, ленты, нитки, а также старые пуговицы, шнуры, обрезки кожи и многое другое. Все это превращается в интересное творение в руках ребенка под руководством творческого педагога. Таковы выразительные средства традиционных художественных техник: «ляпочиха», ручное ткачество, плетение и вязание, печворк, техника «пицца», фелтинг и многие другие. В этом ключе выполнены коллективные творческие проекты: «Масленица», «Подсолнухи», «Разнотравье», «Родные просторы», «Гортензии в цвету» и другие.
У детей, имеющих опыт работы с бросовым материалом, наблюдается в будущем способность нестандартного подхода к решению проблем: творческих, технических и житейских, связанных с материальным потреблением ресурсов. Здесь к проблеме бережного ресурсопотребления подключается элемент воспитания экономической грамотности у детей, которые в дальнейшем могут испытывать трудности в самостоятельной жизни.
По опыту замечено, что даже дети, склонные к девиантному поведению, не позволят себе испортить вещь, в которую вложен собственный труд. А через уважение к своей работе, прививается и уважение к чужому труду.
В нашей образовательной организации мы уделяем много внимания экологическому образованию и воспитанию детей, регулярно организуем экологические акции, проекты, челленджи: «Посади дерево!», «Право жить», «Покормите птиц зимой», сбор макулатуры, отработанных батареек, пластиковых крышек и многое другое
Итак, процесс формирования экологической культуры у детей на основе традиционных видов художественного творчества и ручного труда эффективен, обоснован и необходим. Посредством «малых дел» мы вносим посильный вклад в сохранение окружающей среды, формируем активную жизненную позицию, воспитываем любовь к труду, земле, человеку. Не достаточно сказать «берегите природу», важно научить любить и заботиться о ней. Давайте наведем порядок вокруг себя, отчистим от мусора родной уголок природы, а из бросового материала создадим полезную и красивую вещь! Дети откликаются на это, с удовольствием включаются в деятельность. Другими словами, формирование экологической культуры у детей — это забота о нашей планете и «новая норма». Все это для того, чтобы просто и понятно рассказать, как каждый из нас своими усилиями может улучшить мир, в котором мы живем.
© 2025, Черных Ксения Сергеевна 99