СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Универсальные учебные действия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Универсальные учебные действия.

Понятие «универсальные учебные действия» - УУД - введено новыми образовательными стандартами. По мысли авторов стандартов, универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем созна­тельного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

— создание условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобиль­ ностью;

— обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

Универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

1) учебные мотивы,

  1. учебную цель,

  2. учебную задачу,

  3. учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

    Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны также занять так называемые метапредметные учебные действий. Под метапредметными (т. е. «над предметными» или «метапознавательными») действиями понимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, будь

    то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного (с другими учащимися) лабораторного эксперимента по физике или химии.

    В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

  4. < >

    регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

  5. < > < >

    В блок личностных универсальных учебных действий входит жизненное, личностное,

    профессиональное самоопределение;

    действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами);

    а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

    Самоопределение — определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» и места в обществе. В процессе самоопределения человек решает две задачи: построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования).

    Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении.

    Это, во-первых, действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом — продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.

    Во-вторых, это действие нравственно-этического оценивания усваиваемого со­держания исходя из социальных и личностных ценностей.

    В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

    планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

    оценка — выделение и осознание учащимся того» что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

    Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

    В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические, и логические (специально-предметные действия определяются содержанием конкретной учебной дисциплины) действия постановки и решения проблем. В число общеучебных входят:

    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации;

    применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

    знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

    умение структурировать знания;

    умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

    выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

    извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

    определение основной и второстепенной информации;

    свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

    понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

    умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

    Универсальные логические действия:

    анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

    выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий;

    установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

    Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в

    группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

    В состав коммуникативных действий входят:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    управление поведением партнера—контроль, коррекция, оценка действий партнера;

    умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

22.07.2017 09:37


Рекомендуем курсы ПК и ПП