СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учитель русского языка и литературы МАОУ г. Иркутска
СОШ № 63
Белкина Анна Сергеевна
Урок добра и милосердия по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»
Цель:
Задачи:
3. воспитать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.
Оборудование:
Тип урока Формируемые УУД |
Содержание урока Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
||||||
Анализ главы «Кукла». Урок добра и милосердия. …лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня. В.Короленко 1.Слово учителя - косвенное побуждение ( «Посмотрите на свою парту – всё ли готово к уроку?»). -просьба улыбнуться друг другу. 2.Проверка домашнего задания. Разгадайте кроссворд по содержанию повести в парах. Разгадав его, вы прочтете по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, являющееся темой урока и которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям. 1.Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.) 2.Должность отца Васи. (Судья.) 3.Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.) 4.Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.) 5.Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.) 6.Чувство, которое испытывает Вася в родном доме. (Одиночество.) 7.Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.) 8.Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.) Учащиеся читают ключевое слово гуманизм. -Так отгадали кроссворд? -Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? ( о гуманизме в повести) Давайте найдем определение слова «гуманизм» в словаре. Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие, уважение человеческого достоинства. Постановка цели. -Что значит любить человека? -А ответить на вопрос должны на основании чего? Подберите синонимы к этому слову ( слайд) Сочувствие. Сострадание. Доброта. -От каких слов первоначально произошли данные слова? (найдите словообразовательную пару слов: чувствовать- сочувствовать, страдать- сострадать) -Как вы понимаете значение слова « страдать»? (испытывать боль) -Кто из героев в повести Короленко страдает? (Маруся, Валек, Тыбурций) Запишите ответ в тетрадь полным предложением. -В чем отличие слов в словообразовательной цепочке? Что означает приставка со-? (вместе) -А кто из героев повести сострадает и кому? (Вася) Почему вы так решили? Из каких эпизодов это видно? Запишите в тетрадь. Еще один синоним доброта Слайд Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Доброе слово доходит до сердца. Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями. Всякий хлопочет - себе добра хочет Выберите пословицу о добре, которая подходит к теме нашей повести и запишите ее в тетрадь (самостоятельно) Проверка с объяснением -Ребята, есть еще один синоним: милосердие -Прочтите определение, которое дал этому слову Толстой? Согласны ли вы с ним? Милое сердце Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству. Л.Н.Толстой -Что общего между понятиями? ( их объединяет то, что это чувства человека, основанные на любви к человеку) Физкультминутка. Поднимает руки класс – это «РАЗ». Повернулась голова – это «ДВА». Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ». Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ». Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ». Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ». 3.Актуализация знаний.(работа в парах) Сравнительная характеристика героинь. Выразительно прочитать отрывки ответить на вопросы, сравнить двух девочек, составить схему с опорными словами Давайте вспомним наших двух героинь: Марусю и Соню. -Как выглядит Маруся? А Соня? Выделите ключевые слова. Маруся Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось самому грустно, и слезы подступали к глазам. Соня …моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту. -Как выглядит Маруся? А Соня? Выделите ключевые слова. -В чем различия в характеристике двух девочек? -Выделите ключевой эпитет в образе Маруси? -Почему Маруся была грустная? -Кому еще было грустно? Как вы думаете, почему? Для того, чтобы лучше понять наших героинь, обратимся к следующей главе. 4. Анализ главы «Кукла» -Я принесла любимую игрушку моей дочери. Почему? -А символом чего является кукла? () -Что нового узнаем о девочках из главы «Кукла»? (Марусе опять стало хуже. На все наши ухищрения, с целью занять ее, она смотрела равнодушно своими большими потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали ее смеха. Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку только на короткое время.) Прочитайте отрывок. -Чем отличалось положение Сони от положения Маруси? -Какие игрушки могли окружать Соню? У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне ее на время. Я так убедительно просил ее об этом, так живо описал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне ее и обещала в течение двух-трех дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле. -Почему у Маруси не было игрушек? -Выделите в описании куклы ключевые слова- эпитеты. -Какое впечатление произвела кукла на Марусю? Как она играла с куклой? Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своею новою знакомой. Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собою свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлепая по полу слабыми ногами. -Чем Вася расплачивался за свой поступок? -Почему, несмотря на неприятности, которые Вася все же предчувствовал, он принес куклу Марусе? Есть сходство с Соней? (он сострадал Марусе, жалел ее) Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа: “…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня”. (В. Г. Короленко.) 5.Составление таблицы. На прошлом уроке мы заполняли таблицу о «сером камне». Что противостоит серому камню? Какие понятия ассоциируются с понятием «человеческое сердце». Заполните вторую колонку таблицы. Слайд
Вывод.Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы “серых камней”, “высасывающих жизнь” из людей, обитающих в трущобах. 6.Рефлексия. -Так что же значит любить человека? (жертвовать чем-то для него, сострадать, сочувствовать) (жалеть человека, помогать ему в сложных обстоятельствах, поддерживать, сочувствовать) -Ребята, я просила принести вас ваши любимые игрушки. Покажите мне их. - Посмотрите : у Сони нашей много игрушек, а у Маруси их нет. Кто сможет отдать Марусе свою любимую игрушку? 7.Оценка Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку. 1.Доволен ли ты тем, как прошел урок? 2.Ты был активен на уроке? 3.Что нового узнал на уроке? 4.С какими трудностями столкнулся? 9.Домашнее задание. 1 вар. -пересказать главу «Кукла» от лица любого героя: Маруси, Сони,Васи 2 вар. – сочинение-миниатюра «Кому из героев я сострадаю » 3 вар.-нарисовать иллюстрацию |
Записывают тему и эпиграф в тетрадь. Работа в парах Работа со словарем Записывают в тетрадь ключевое слово и синонимы к нему. Записывают ответ на вопрос Записывают ответ на вопрос Выбирают пословицу Ключевые слова в описании внешности двух девочек записываются в тетрадь проанализировать фрагмент текста и записать эпитеты в тетрадь Отвечают на вопросы, рабо-тают с текстом Заполняют таблицу . |
Приложение
В Японии празднуют День девочек, или праздник кукол (Hinamatsuri - Хина мацури). В домах, где есть девочки, устраиваются выставки богато одетых кукол, их украшают цветками персика.
Предполагают, что праздник кукол возник из древнего обычая, когда в этот день люди вырезали из бумаги фигурки, писали на них свой возраст и топили в реке или ручье. Считалось, что таким образом человек может освободиться от всего дурного, что накопилось в нем за год. В древности шаман совершал обряд перенесения зла и несчастья с ребенка на куклу, которую бросали потом в ближайшую реку, при этом молились, чтобы куклы приняли себя все беды, которые могут выпасть на судьбу девочек. Теперь этот обычай остался в далеком прошлом, а праздник кукол стал одним из самых красивых праздников в году.
Маруся
Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось самому грустно, и слезы подступали к глазам.
Соня
…моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту.
-Как выглядит Маруся? А Соня? Выделите ключевые слова.
-В чем различия в характеристике двух девочек?
-Выделите ключевой эпитет в образе Маруси?
-Почему Маруся была грустная?
-Кому еще было грустно? Как вы думаете, почему?
1.Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)
2.Должность отца Васи. (Судья.)
3.Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)
4.Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)
5.Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)
6.Чувство, которое испытывает Вася в родном доме. (Одиночество.)
7.Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)
8.Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)
Рефлексия
1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?
2.Ты был активен на уроке?
3.Что нового узнал на уроке?
4.С какими трудностями столкнулся
Задания на «3»: 1. Назови героев повести «Дети подземелья». 2. Что думают о Васе окружающие, и каков он на самом деле? 3. Как произошло знакомство Васи с будущими друзьями? 4. Почему Валек и Маруся радовались каждому приходу Васи? Почему дружба детей росла и становилась крепче? 5. Кто такой Тыбурций Драб? Какое впечатление сложилось у тебя о нем?
Задания на «4»: 1. Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла Васю? 2. Выделите в 4-5 главах описание внешности Маруси. Какие эпитеты, оценочные слова, сравнения использует в них автор? 3. Что переживает Вася, узнав, что его новые друзья нищие и воры? 4. Как характеризует Васю история с куклой? 5.Почему Валека и Марусю нельзя назвать «дурным обществом» для Васи? 6. Какие изменения произошли в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями?
Задания на «5»: 1. Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней? 2. Какое впечатление произвела на Васю обстановка подземелья? 3. Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: « Серый камень высосал из нее жизнь?» Как вы понимаете слова о «серых камнях», которые «высосали жизнь» из Маруси? Запишите слова, которые вы связываете с этим понятием? 4. Какие нравственные уроки получает Вася? Запишите слова, которые вы связываете с понятием «человеческое сердце». Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа. 5. Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? Докажите текстом, что жизнь Васи изменилась.
© 2017, Белкина Анна Сергеевна 4879