СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Красота человека. Образ русской красавицы».
Урок изобразительного искусства в 4-м классе.
Осипова Ирина Михайловна
Учитель ИЗО и МХК
1-я категория
МОУ школа №9 г. о. Самара.
Цели:
- познакомить с картинами русских художников (портреты женщин в русском костюме)
- научить передавать в рисунке красоту русских женщин в праздничных головных уборах.
-развивать навыки по созданию портрета.
Задачи:
- Развивать навыки создания художественного образа в декоративной композиции.
- Воспитывать художественный вкус, интерес к народному искусству и бережному отношению к предметам старины.
Оборудование:
Для учителя – листы бумаги формата А3, гуашевые краски, кисти, заготовки деталей для лица (глаза, рот, нос).
Литературный ряд: фрагменты из русских сказок и былин, отрывки из поэм Н.Некрасова.
Музыкальный ряд: Музыка с русскими напевными мелодиями.
Зрительный ряд: слайды с картинами художников (И. Аргунов, А.Венецианов, В. Саврасов и др.), этнографические слайды с русской национальной одеждой.
Для учащихся: альбомные листы, простой карандаш, ластик, гуашь (акварель), фломастеры, кисти, баночка с водой, палитра, салфетки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Вступительная беседа.
Жизнь каменных и деревянных построек исчисляется столетиями. Другое дело – человеческая жизнь. Это миг, мгновение по сравнению с жизнью архитектурных творений. Нет в живых тех людей, кто возводил храмы, соборы, города, но живы их прекрасные творения, что и поныне украшают нашу Родину, нашу землю.
- Откуда мы узнаём о людях, т.е. о наших предках, их нравах, обычаях, одежде?.
(Ответы детей)
- Вы правы, о многом могут поведать книги, из которых мы узнаём о жизни людей; картины, с которых изображенные люди смотрят на нас, молодые, красивые, никогда не стареющие.
Надо отдать дань глубокого уважения русским художникам, которые сумели тонко и проникновенно рассказать в своих картинах о прекрасных русских женщинах.
2. Знакомство с новым материалом.
-Давайте посмотрим, как художники запечатлели на своих полотнах красоту русской женщины.
(Демонстрация слайдов)
- Вот перед нами образ русской женщины из народа. Не знаем мы о ней ничего, не знаем, кто она, как сложилась её судьба. Но всмотритесь внимательно в её облик, какая она? Что вы можете сказать о ней? Что она за человек?
( Дети отмечают, какое у неё приветливое лицо, доброе, ласковое; она словно улыбается, и краски на лице нежные, светлые, чистые.)
- С картины на нас смотрит молодая, мечтающая о чём – то своём девушка. Ни кто не знает, о чём она думает. Но художник уловил и передал в портрете духовное спокойствие девушки, другими словами – красоту души.
- Можно ли применить к этим образам выражение «русская красавица» и, если можно, почему?
( Идет активный процесс восприятия в единстве мысли и чувства.)
От восприятия детей не ускользнула красота праздничной одежды красавиц.
А вы знаете, о чём могут рассказать головные уборы русских женщин?
( Краткая история головного убора)
Демонстрация этнографических слайдов.
- Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи».
Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор - это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером.
- «Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент.
- Славянские девушки имели право «светить» волосами, т.е. ходить простоволосыми.
Девушки не полностью закрывали волосы, они распускали их по плечам или заплетали в одну косу. При посещении церкви девушки покрывали головы платками.
По древней традиции девушки украшали косы накосниками (косниками) — лентами с богато орнаментированными концами или объемными фигурными привесками, чаще всего треугольной формы или в форме сердца.
- С момента замужества ходить с непокрытой головой запрещалось.
Если замужняя женщина появлялась на людях без головного убора, то про неё говорили, что она «опростоволосилась», т.е. опозорилась.
Славянские женщины прятали свои волосы под кокошник, который в разных местах называли по-разному: кика рогатая (кичка), ряска, борушка, «сорока» и др.
- Все головные уборы расшивали жемчугом, золотыми нитями, бисером, пушками.
( Звучит русская напевная мелодия.)
Читаю отрывок из поэмы русского поэта Н. Некрасова:
« Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.»
(Одновременно со стихами,демонстрирую слайды с картинами художников).
Перед взором детей предстаёт целая галерея женских образов, созданных кистью А. Венецианова, В. Сурикова, И. Билибина, М. Врубеля и неизвестных русских художников.
3. Постановка художественной задачи.
- Ребята, только что вы были тонкими, наблюдательными зрителями, а сейчас мы будем с вами в роли художников, и нам предстоит создать образы русских красавиц.
Перед началом работы даю несколько практических советов.
Работая пятном, показываю, как написать вначале голову, как её связать с высокой шеей, с покатой линией плеча. Через игровую ситуацию выясняем, что красота женских образов будет достигаться, прежде всего, через красоту деталей и точности пропорций лица.
- Будет ли красиво, если мы нашей красавице нарисуем крупный нос, широкий рот- скобку, большие уши?
Чтобы было понятно детям, использую заранее вырезанные и расписанные заготовки – глаза, рот, нос. Поочередно все детали прикрепляю к лицу нашей красавицы.
4.Самостоятельная творческая работа учащихся.
Располагают альбомный лист по замыслу композиции. Строят пропорции лица. Составляют цветовую гамму на палитре.
5. Индивидуальная работа учителя с классом.
Во время творческой работы наблюдаю, чтобы учащиеся правильно располагали листы альбома и определяли величину изображения на листе, соблюдали пропорции в построении. Так же оказываю индивидуальную помощь учащимся, у которых появились затруднения в построении. Добрым словом поддерживаю их творческие стремления.
6. Подведение итога урока.
Организация выставки работ учащихся.
Д/З. Принести к следующему уроку: гуашь, простой карандаш, альбом.
© 2016, Осипова Ирина Михайловна 1993