СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель года - 2019. Урок "Общая характеристика грибов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по биологии. 5 класс.

Тема урока: Общая характеристика грибов.

Формы обучения: урок-изучение нового.

Класс:5

Тема урока: Общая характеристика грибов

Тип урока: урок освоения нового знания

Цель урока: сформировать общее представление о царстве грибов и подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира.

Задачи:

Обучающие: рассмотреть особенности строения грибов; выделить характерные признаки этих организмов; познакомить с особенностями питания, размножения, определить роль грибов в природе и жизни человека.

Развивающие: выделение су­щественных особенностей представителей царства Грибы.

Воспитательные: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные: учатся работать с текстом, добывать необходимую информацию, работать в группе.

Предметные: выделяют существенные признаки грибов, объясняют роль грибов в природе и жизни человека.

Личностные: осознают важность бережного отношения к природе.

Учебно-наглядный комплекс: микроскоп, компьютер с проектором для показа презентации, индивидуальный лист заданий.

Термины и понятия: хитин, грибница, мицелий.

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Владимировна, сегодня я проведу у вас урок биологии. У вас на столах лежат листы самооценки и маршрутные листы, ознакомьтесь с ними. В листах самооценки вы будете себя оценивать за каждое задание по пятибалльной шкале.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, листов самооценки, маршрутных листов, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

2. Актуализация

знаний

Учитель: Я пришла к вам на урок с журналами, как вы думаете, что мы с ними будем делать?

Ответы детей: смотреть, читать, листать…

Учитель: Нет, я принесла вам коллекцию журналов и предлагаю пополнить данную коллекцию своим журналом. Хотите?

Дети хором отвечают: Да!

Для начала мы должны узнать, какие разделы в журнале будут обязательными. Какая страница первая в журнале? Верно, титульный лист (показываю титульный лист). На титульном листе обязательно должно быть название, чтобы определить название нашего журнала, вы должны выполнить задание. На слайде вы видите слова (кокки, бациллы, шампиньон, вибрионы, лисички, спириллы),ответьте на вопрос. Какое слово здесь лишнее?

Дети отвечают: шампиньон.

Учитель: Почему это слово лишнее?

Дети: это гриб

Учитель: Совершенно верно, вы знаете, что шампиньон – это гриб. Ребята, а почему здесь нарисовано царство? Дети называют журнал: Царство грибов

Учитель: Скажите, а вы знаете что-то о грибах?

Дети: Да!

Учитель: Ваши знания мы сейчас проверим игрой «Верю - не верю». Я буду задавать вам вопросы. Если вы верите, поднимаете руку, если нет, то не поднимаете руку. И так.

Верите ли вы, что мухомор съедобный гриб?

Верите ли вы, что гриб боровик по другому называют белым грибом?

Верите ли вы, что в шампиньонах очень много ядовитых веществ?

Верите ли вы, что у подосиновика красная шляпка?

Верите ли вы, что сморчки вырастают самыми первыми?

Верите ли вы, что лисички родственницы бледной поганки?

Молодцы. Названия грибов вы знаете хорошо. Оцените свой ответ в листах самооценки.

Ребята, названия грибов вы знаете хорошо, но царство грибов очень большое. С чего же начинается изучение любого царства живой природы? Какой будет наша сегодняшняя тема?

Ответы детей

Учитель: Совершенно верно, тема сегодняшнего урока «Общая характеристика грибов».

Активизирует знания о многообразии органического мира Постановка учебной задачи

Включаются в работу, устно отвечают на поставленные вопросы, выдвигают предположения о теме урока.

Личностные УУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Познавательные УУД:

умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

3. Изучение нового материала

Ребята, для того, чтобы заполнить первую страницу вы поработаете в парах, но для начала нужно вспомнить, какими признаками обладают все живые организмы?

Ответы детей: питаются, растут, размножаются, умирают.

Совершенно верно, теперь мы разберем эти процессы более подробно. На партах у вас лежат задания. Задание для учеников, которые сидят на первом ряду: вы должны заполнить пропуски в тексте и рассказать о количестве видов и местах обитания грибов. Задание для детей, которые сидят на втором ряду: вы должны составить кластер. Для этого из всех предложенных вам слов, вы должны выбрать те, которые относятся к питанию грибов. Ребята, работаете в парах.

Давайте проверим себя. (первая группа сверяется со слайдом, вторая и третья с рассказом учителя). Оценивают свою работу в листах самооценки.

Активно работают, выполняют задания

Предметные УУД:

умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью; формировать умение понимать смысл терминов: грибница, мицелий

Познавательные УУД:

умения выявлять причины и следствия простых явлений

4. Физкультминутка

Учитель: Сейчас я хочу у вас спросить, вы когда-нибудь слышали о «Тихой охоте»? Что же это такое? Дети предлагают варианты. Где обычно люди собирают грибы?

Дети отвечают (в лесу, на полянах).

Учитель: А я вам предлагаю собрать грибы в кабинете. У вас на партах выросли грибы, и каждый из вас должен найти по одному грибу. Посмотрите внимательно, где они находятся.

На парты приклеены изображения грибов, дети их находят.

Учитель: Все грибы собрали? Обратите внимание, грибы вы собрали разные, а разные они не просто так. Те, у кого одинаковые грибы становятся группой, и задания будут выполнять вместе. Теперь поднимите руки те, кто собрал лисички. Выйдите к нашему титульному листу и приклейте их на него.

Дети выходят и приклеивают изображения на титульный лист.

Учитель: Вы все собрали лисички, у вас первая группа, подойдите к первому столу. Кто собрал подосиновики, подойдите и приклейте их на титульный лист. Вы вторая группа, подойдите ко второму столу. Кто собрал мухоморы, подойдите и приклейте их к титульному листу журнала. У вас третья группа, подойдите к третьему столу. И кто собрал белые грибы, приклейте их на титульный лист и подойдите к четвертому столу, вы – группа номер четыре.

5. Изучение нового материала

Учитель: Итак, титульный лист нашего журнала полностью готов, вторую страницу мы тоже заполнили, перейдем к третьей. Чтобы заполнить эту страницу, вы сейчас выполните практическую работу. Для этого вы разделились на четыре группы. Каждая группа рассмотрит под микроскопом один из вариантов грибов, препараты которых я для вас уже приготовила. К практической работе у вас есть задания и инструкция к выполнению работы. Вы должны рассмотреть под микроскопом предложенный вам вариант препарата, строго следуя инструкции и соблюдая технику безопасности при работе с микроскопом, выполнить задания.

Дети приступают к рассматриванию препаратов различных видов грибов (мукор у первой группы, дрожжи у второй группы, шампиньон у третьей группы, вешенки у четвертой группы).

Итак вы рассмотрели четыре вида грибов, теперь мы сравним их между собой. Для этого к доске выходит каждая группа, и их командиры делают вывод о проделанной работе. Попрошу выйти к доске первую группу (таким образом выступают все группы и приклеивают свои листы на страницу журнала, садятся на свои места).

Отлично, ребята, оцените себя.

Нам осталось заполнить две страницы нашего журнала, на которых мы узнаем о размножении грибов и их роли в природе и жизни человека. Для этого дети, которые сидят на первом ряду в парах заполняют кластер, в котором нужно выделить способы размножения представителей изучаемого нами царства. Дети, которые сидят на втором ряду среди представленных картинок должны выбрать те, которые помогут нам понять, какую же все таки роль играют грибы в природе и в нашей с вами жизни.

Дети выполняют задание.

Учитель: ну что ребята, справились? Давайте проверим.

Выходит по одному представителю от ряда, делают краткий вывод, приклеивают правильный вариант на страницы журнала.

Учитель: Оцените свою работу.

Активно работают, выполняют задания

Предметные УУД:

умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью; формировать умение понимать смысл терминов: грибница, мицелий

Познавательные УУД:

умения выявлять причины и следствия простых явлений

5. Закрепление изученного материала

Учитель: Пришло время вспомнить, что нового вы сегодня узнали о грибах? И почему же все таки их выделяют в отдельное царство?

Признаки грибов

как растения

  • имеют прочные клеточные стенки
  • постоянно растут верхушечной частью
  • неподвижны

как животные

  • не имеют хлорофилла
  • являются гетеротрофами, так как, поэтому питаются готовыми органическими веществами.
  • в клеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы запасаются в виде гликогена. Они способны образовывать мочевину

А есть ли признаки, свойственные только грибам?

свои особенности

  • тело состоит из мицелия (грибницы, образованной нитями -гифами)

Вывод: ГРИБЫ – это клеточные ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий.

Задает вопросы по пройденной теме

Повторение материала, пройденного на уроке

Регулятивные УУД

умения работать с текстом, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

6.Рефлексия

Итак, урок подходит к концу

Достигли ли мы цели урока?

Дети: Да!

Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать.

Расскажите:

1.Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке__________

3. О чем бы еще вы хотели узнать_______________

4. Возникли ли у вас затруднения (какие)________________

Сегодня мы с вами были корреспондентами, редакторами, художниками, дизайнерами, и чтобы закончить нашу работу, возьмите цветные листочки, напишите на них фамилию и имя, обратите внимание, листочки у вас трех цветов, если вы справились со всеми заданиями и с удовольствием работали над журналом, подпишите листочек зеленого цвета, если вам было интересно, но урок вызвал затруднения, подпишите листочек желтого цвета, если не было интересно и ничего не понятно, подпишите и приклейте красный листик.

Ребята, наш журнал готов, но мы оставляем три пустые страницы, потому что изучение грибов вы еще не заканчиваете и более подробно с ними познакомитесь на следующих уроках.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Регулятивные УУД

умения в диалоге с учителем

обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД:

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Предметные УУД:

формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью

16.01.2019 17:09


Рекомендуем курсы ПК и ПП