СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок по теме “Алгоритм определения вида придаточного предложения” строится в соответствии с принципами функционального (системно-деятельностного – по терминологии ФГОС) подхода, предполагающего изучение языка в его функционировании, опору на языковую рефлексию учащихся и связь изучаемого материала с речевой деятельностью.
СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: изучение нового материала по теме «Сложноподчиненное предложение».
Цели урока: - деятельностные: формирование умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; формирование умения анализировать и оценивать собственную деятельность; развитие навыков исследовательской деятельности; развитие языковой рефлексии и коммуникативной компетенции учащихся;
- содержательные: систематизация знаний о строении СПП и формирование представлений о классификации СПП; создание обобщенного алгоритма определения аида придаточного предложения; изучение изобразительно-выразительных возможностей сложноподчиненного предложения; формирование навыков комплексного анализа текста.
Планируемый результат: формирование УУД:
- познавательные УУД: умение ориентироваться в классификации СПП, определять вид и значение придаточного предложения; навыки пунктуационного оформления СПП, умение составлять ответы на вопросы;
- личностные УУД: способность к самооценке собственного речевого поведения.
- регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель действия с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; анализировать свои действия и вносить необходимые коррективы.
- коммуникативные УУД: умение использовать изобразительно-выразительные возможности СПП для оформления собственных мыслей в устной и в письменной форме.
Межпредметные связи: литература.
Оборудование к уроку: учебник (Русский язык. 9 класс \ С.Г.Бархударов и др.), презентация (схемы), дидактические материал (подборка СПП, фрагменты художественного текста), контрольно-измерительный материал (тест), музыкальное оформление.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ п\п |
Этапы урока |
Цели |
Дидактический материал |
Организация деятельности |
Формируемые УУД |
1 |
Мотивирование к учебной деятельности. |
- Актуализация знаний и умений по изучаемой теме («надо»); - активизация деятельности учащихся («хочу»); - мотивация к дальнейшей деятельности («могу»). |
- Схема «Основные группы СПП». - Учебник: упр. 88. |
Создание условий для актуализации знаний, применения освоенных способов действия: - общая классификация СПП; - знание строение СПП; - определение вида придаточных предложений в знакомых условиях. |
П: классификация СПП по значению придаточных. Л: самооценка речевого поведения. Р: планирование деятельности в соответствии с предъявленной информацией. К: монологическое высказывание, аргументация. |
2 |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; выявление места и причины затруднения. |
- Пробуждение интереса к получению новой информации; - актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания; - мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; - фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании; - выявление места и причины затруднения. |
- Раздаточный материал: подборка СПП (по вариантам). |
- Выполнение пробного учебного действия: определение вида придаточных предложений в новых условиях. - Восстановление выполненных операций и фиксация операции, где возникло затруднение; соотнесение своих действий с используемым способом; выявление и фиксация во причины затруднения: конкретные знания или умения, которых недостает для решения задач такого типа. |
П: классификация объектов по вновь заданным параметрам. Л: развитие познавательного интереса, рефлексия. Р: планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, самоконтроль. К: предметный диалог, аргументация. |
3 |
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) и его реализация. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
- Целостное обобщение полученной информации; - поставка цели: создание универсального способа (алгоритма) определения вида придаточного предложения, согласование темы урока; - планирование этапов и выбор средств достижения цели. -уточнение нового знания и фиксация преодоления возникшего ранее затруднения; - закрепление достижения предварительного результата на эмоциональном уровне. |
- Раздаточный материал: подборка СПП (по вариантам). - Схема «Алгоритм определения значения придаточного предложения». |
- Проектирование учебных действий: конкретизация содержания главной части СПП, поясняемого придаточным предложением, выбор вопроса, роль подчинительного союза или союзного слова, роль указательных слов. - Реализация проекта: обсуждение вариантов, выбор оптимального алгоритма и его фиксация. - Решение типового задания на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма определения значения придаточного предложения. |
П: формулирование проблемы, выдвижение гипотезы, структурирование знания. Л: определение границ знания и «незнания», формирование собственной позиции и толерантного отношения к чужому мнению. Р: планирование деятельности в соответствии с выдвинутой целью, самоконтроль. К: предметный диалог, монологическое высказывание, адекватное использование речевых средств. |
4 |
Включение в систему знаний и повторение. |
- Выявление границы применимости нового знания; - интегрирование нового знания в систему межпредметных связей; - формирование навыков комплексного анализа текста; - закрепление достижения результата на эмоциональном уровне. |
- Раздаточный материал: подборка фрагментов художественного текста. Музыкальная пауза. |
- Комплексный анализ художественного текста: определение вида придаточных предложений по созданному алгоритму и выявление изобразительно-выразительных возможностей СПП. |
П: использование изученного ранее материала для решения познавательной задачи. Л: формирование картины мира. Р: планирование и самоконтроль. К: монологическое высказывание, оценка речевого поведения. |
5 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
- Определение уровня усвоения нового знания; - организация, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха; - мотивация к дальнейшей познавательной деятельности. |
- Тест: подборка СПП. - Схема «Алгоритм определения значения придаточного предложения». |
- Самостоятельное решение теста и самопроверка, сравнение с эталоном: определение вида придаточных предложений по созданному алгоритму. |
П: использование алгоритма для решения познавательной задачи. Л: фиксация и самооценка достижения результата. Р: планирование действий. К: адекватное использование речевых средств. |
6 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). |
- Фиксация результатов урока в соответствии с целью; - развитие языковой рефлексии и коммуникативной компетенции учащихся; - формирование собственной коммуникативно-речевой стратегии. |
Творческое задание: сочинение-миниатюра (по вариантам – на выбор ученика). |
- Самооценка учениками собственной учебной деятельности. - Постановка коммуникативной задачи с закреплением освоенного нового предметного знания (классификация СПП). |
П: использование изученного ранее материала для решения познавательной задачи. Л: формирование картины мира. Р: планирование и самоконтроль. К: создание собственного текста, самооценка речевого поведения. |
Примечание.
П: познавательные УУД.
Л: личностные УУД.
Р: регулятивные УУД.
К: коммуникативные УУД.
© 2020, драгун александр николаевич 122