СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Уровень |
Название уровня |
Основные диагностические признаки |
Дополнительные диагностические признаки |
1 |
Отсутствие коммуникативных действий |
Не может выполнять коммуникативные действия, испытывая неловкость и дискомфорт при попытках общения; игнорирует (избегает) общения |
Не осознает необходимости вступления в контакт при встрече, никогда не начинает разговор первым. Могут наблюдаться внешние признаки замкнутого (аутичного) поведения ребенка |
2 |
Односторонние коммуникативные действия |
Ученик затрудняется самостоятельно вступать в беседу, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, Вступает в контакт только после инициативы собеседника, давая односложные ответы; испытывает некоторое напряжение при общении. Не может достаточно полно и точно выражать свои мысли даже в типовых, ранее хорошо знакомых условиях коммуникации, лучше владеет монологической, чем диалогической формами речи |
С готовностью вступает в беседу, воспринимая вопросы к нему как помощь в общении. Не задумывается о том, как будет продолжать беседу, не умеет правильно ее закончить. Часто с трудом может объяснить причины возникновения конфликта общения между сверстниками и своего собственного конфликта с одноклассниками или с учителем, являясь инициатором их возникновения |
3 |
Неадекватный перенос коммуникативных действий |
Ученик знает, как вступать в беседу, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, используя усвоенный простой способ коммуникации (задает вопросы по поиску и сбору информации). Пытается самостоятельно это делать, не учитывая особенности ситуации общения. Например, может просто начать рассказывать что-либо свое (о своем), не на тему. Управление поведением своего партнера (контроль, коррекция и оценка его действий) носит неадекватный ретроспективный характер. Стремится с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в типовых (неизвестных) условиях коммуникации, но допускает ошибки, поскольку лучше владеет монологической, чем диалогической формой речи |
Не может критически правильно оценить свои коммуникативные действия по ходу общения с людьми или учебного сотрудничества со сверстниками. Задавая вопросы, не отдает себе отчета об их уместности, перебивает собеседника, говорит, не учитывая его интересы в выборе темы. Может дать отчет о правильности своих действий коммуникации только после их завершения. Может самостоятельно начать и продолжить разговор, но не умеет правильно его закончить. Выявляет и осознает наличие конфликтной ситуации общения после ее возникновения. Затрудняется в самостоятельном продуктивном разрешении конфликтов, часто являясь непосредственным их участником |
4 |
Адекватный перенос коммуникативных действий |
Владеет способом построения коммуникации в знакомой обстановке. Умеет обнаружить несоответствие знакомой ситуации общения и усвоенного способа общения. Пытается самостоятельно перестроить этот способ, но сделать это может только при помощи педагога. Внимательно слушает собеседника, если беседа идет на знакомую тему, и нет, если тема не знакома. Управление поведением своего партнера (контроль, коррекция и оценка его действий) носит адекватный характер в знакомых ситуациях общения. Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в типовых (известных) условиях коммуникации. Демонстрирует владение монологической и диалогической формами речи |
Достаточно полно планирует и анализирует ситуацию общения или учебного сотрудничества и четко соотносит ее с известным способом. Осознает причины собственных затруднений и поэтому в случае заинтересованности легко принимает помощь старшего (педагога). Может самостоятельно начать, поддержать и закончить разговор со знакомым собеседником. Легко выявляет и идентифицирует возникшие проблемы общения в знакомых ситуациях, пытаясь принять и реализовать конструктивные решения, направленные на разрешение конфликта |
5 |
Самостоятельное построение коммуникативных действий |
Легко вступает в инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Строит способ общения в незнакомых условиях, пытаясь самостоятельно перестроить известный ему способ. Делает это постепенно, раз за разом все лучше, и в конце - без какой-либо помощи извне. Внимательно слушает собеседника, задает необходимые для понимания вопросы. Управление поведением своего партнера (контроль, коррекция и оценка его действий) носит прогностический характер в знакомых, но не всегда – в незнакомых ситуациях общения. Проявляет инициативу в вопросах определения цели, распределения функций участников учебного сотрудничества и способов их взаимодействия. Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в нетиповых (неизвестных) условиях коммуникации. Демонстрирует владение монологической и диалогической формами речи |
Критически по ходу общения оценивает свои действия, может дать о них отчет. Находит новый способ общения медленно, не всегда уверенно, но на всех этапах стремится сделать это полностью самостоятельно. Может начать, поддержать и закончить разговор с незнакомым собеседником Выявляет и идентифицирует возникшие проблемы общения в незнакомых ситуациях, пытаясь найти и оценить возможность применения альтернативных способов разрешения конфликта, опираясь на попытки прогностической оценки развития ситуации общения |
6 |
Свободное общение |
Опираясь на хорошо усвоенные общие принципы общения, уверенно чувствует себя и ориентируется в любом обществе, занимая гуманистическую коммуникативную позицию. Легко вступает в учебное сотрудничество, кооперацию совместной деятельности со сверстниками с целью ее оптимизации. Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в любых условиях коммуникации. Демонстрирует владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации |
Свободно и уверенно ведет себя, обладает всеми манерами приятного собеседника (внимателен, чуток, корректен и тактичен в общении). Убедителен, но не навязчив в оценке обсуждаемых событий или действий; располагает к себе собеседника для дальнейшего общения. Опираясь на сформированную прогностическую оценку ситуаций общения или учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, предвидит и пытается предотвратить возникновение проблем общения, пытаясь найти и оценить возможность применения оптимальных способов предупреждения или конструктивного разрешения конфликта |
© 2016, Котельникова Светлана Юрьевна 563