СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Для занятий специально отбираются программный материал, наиболее эффективные методические приемы, И отбираются такие игры и упражнения, речевой материал которых более всего соответствует возрасту детей. Кроме того, на одном речевом материале решается несколько задач, что дает возможность более рационально организовать занятие, сделать его при минимальной затрате времени наиболее насыщенным в речевом отношении. Интенсификация учебно-воспитательной работы предъявляет повышенные требования к контролю за результатами обучения. Для того чтобы оценить эффективность той или иной системы, необходимо иметь методику (задания), в результате применения которой можно было бы судить о сдвигах в речевом развитии дошкольников. При этом необходимо иметь ввиду, что чем раньше будут обнаружены недочеты в развитии речи ребенка, тем существеннее будет коррекция. Чаще всего приемы выявления эффективности обучения родному языку детей младшего дошкольного возраста строятся по принципу батареи тестов, связь отдельных заданий никак не мотивируется. И, как правило, они являются составной частью теста умственного развития (одаренности), охватывая лишь отдельные стороны речевого развития. Такой подход в работе с младшими дошкольниками не дает надежных результатов, ибо не учитывает особенностей личности и характерных форм общения. Нами разработана и апробирована методика, построенная на основе игровой деятельности и ситуативно-делового общения взрослого с ребенком. Коммуникативная и игровая мотивация деятельности маскирует тестирующий характер общения, делает контрольные задания привлекательными, интересными для детей. Решение языковых проблемных задач оказывается как бы «побочным продуктом» коммуникации, что характерно для общения в естественных условиях. Нужно подчеркнуть, что задания строятся таким образом, что в результате проведения одного из них мы получаем данные по нескольким аспектам языка. Так, выявляя имеющийся у ребенка словарный запас, мы одновременно получаем данные о его звукопроизношении и грамматике (умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе). Выполнение всех заданий не превышает по времени 20 минут. Если же ребенок устает и за это время (начинает отвлекаться от выполнения заданий, не проявляет интереса), то проверку на время можно закончить и предложить выполнить какие-то физические упражнения, походить по комнате и т. п. Следует отметить, что система заданий составлена таким образом, что в середине обследования (игра с собакой в прятки) ребенок получает возможность двигаться: он встает, ходит, наклоняется. Апробирование предлагаемой нами системы показало, что дети с интересом выполняют задания, им очень нравится «играть» со взрослым, и в очень редких случаях они от этого отказываются (лишь в начале учебного года, когда дети приходят в детский сад из семьи). Данная система заданий разработана для проверки эффективности комплексных речевых занятий, которые были созданы в лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Поэтому нам представлялось целесообразным в основу проверки включить главные речевые задачи, предусмотренные «Программой развития речи детей Дошкольного возраста в детском саду», составленной О.С. Ушаковой (М.: РАО, 1994). В методику проверки мы включили разные задания. Выявлялось состояние звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя, связной речи. При этом учитывались и тесты по диагностике речевого развития, разработанные нашими коллегами из Университета Гумбольдта (Германия). Для этого предлагались задания, выявляющие разные умения: 1) пересказать небольшое по объему знакомое литературное произведение; 2) понимать и употреблять пространственные предлоги; 3) образовывать названия детенышей животных от взрослой особи, употреблять имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа; 4) выделить звук в начале слова, повторить слово с выделением заданного звука. Навыки связной речи выявлялись при воспроизведении хорошо знакомой сказки. Понимание и употребление временных и пространственных понятий, образование названий детенышей животных показывало, насколько у ребенка сформирован грамматический строй речи.Словарный запас выявлялся в умении называть предметы, признаки, качества и объединять их по назначению (мебель, посуда, одежда и т. д.). Для проверки умения связно, логично, последовательно и самостоятельно передавать содержание литературного произведения (связной речи) детям предлагался пересказ сказки «Курочка Ряба». Пересказ — первый вид рассказывания, которому воспитатель начинает учить детей. Он является первой ступенью в формировании навыков монологической речи. Текст данной сказки доступен по объему, содержанию, в ней хорошо выражена последовательность действий. Это произведение с доступным словарем, короткими фразами, без сложных грамматических форм. Проверка проводится в начале учебного года, когда ребенку исполняется три года. Содержание литературного произведения каждому ребенку уже знакомо. Для проверки состояния грамматического строя предлагается несколько заданий: на понимание и употребление предлогов в, на, за, под, около в пространственном значении; умение образовывать названия детенышей животных; употребление имен существительных в родительном надеже единственного и множественного числа; на согласование имен существительных с именами прилагательными в роде, числе. Как показало исследование А.Г. Тамбовцевой, умение образовывать новые названия по аналогии (образование названий детенышей животных от названия взрослой особи) крайне важно для приобретения опыта словотворчества, без которого невозможно достичь полноценного речевого развития. Большое место в данном возрасте отводится работе по обучению согласованию имен существительных с именами прилагательными в роде, числе, изменению слов по падежам. Как отмечают исследователи детской речи, особую трудность представляет усвоение формы родительного падежа имен существительных в единственном и во множественном числе. Даже в старшем дошкольном возрасте встречаются ошибки в образовании данной грамматической формы. К трем годам у детей уже накоплен достаточный словарный запас. Ребенок может правильно называть предметы, отвечая на вопросы: что это? кто это? Дети видят особенности предметов, выделяют признаки и качества (какой?), определяют цвет предмета, могут правильно ответить, согласовав имя существительное с именем прилагательным (глубокая тарелка, зеленое пальто, синий шарф). У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (одежда, посуда, мебель). Поэтому после предъявления картинок, на которых изображены предметы мебели, посуды, одежды, ребенка просят назвать то, что он видит, а после того как ребенок перечислит предметы, относящиеся к одной тематической группе, ему задается вопрос, например: «Шкаф, стол, стул — это.?» В младшем дошкольном возрасте работа по обучению правильному произношению всегда выделялась как ведущая. Поэтому важно выявить состояние звукопроизношения каждого ребенка. Наибольшее количество недостатков встречается в произношении трех групп звуков: сонорных (р> л), шипящих (ж, шу Чу щ), свистящих (з, с). Эти группы звуков проверяются в первую очередь. Во второй младшей группе уже с первых занятий ребенка знакомят с термином звук, воспитатель произносит слова с выделением того или иного звука, просит повторить детей. Со второй половины учебного года дети легко справляются с заданием типа: «Какой звук в слове ссстул?», «Повтори за мной слово ссстул» или «Скажи стул, чтобы слышен был звук с». Поэтому умения вычленить звук в слове (первый звук), повторить слово с выделением звука включены в систему проверки речевого уровня детей четвертого года жизни. Задание 1.Первое задание, которое вводит ребенка в систему проверки, это пересказ русской народной сказки «Курочка Ряба». Пересказ осуществляется индивидуально, после того как эта сказка по соответствующей методике рассказывается на занятии. Материал: небольшая мягкая игрушка — собачка черного цвета. Этот персонаж будет «участвовать» на протяжении всего обследования состояния речевого развития ребенка. Проверяющий и ребенок сидят за столом. — Вам сегодня рассказывали сказку? Как она называется? Сказка тебе понравилась? (Ответ ребенка.) Ответ может быть развернутым, но проверяющий должен себе четко представлять границы, чтобы это общение не увело ребенка от выполнения задания. Раздается «ав-ав-ав», и появляется собака. — Кто это? Посмотри, какая она грустная. Знаешь почему? Она очень любит слушать сказки, а на занятие она опоздала и не услышала сказку. Расскажи ей (называется имя ребенка) сказку «Курочка Ряба». — Ав-ав-ав. Да, расскажи мне, Коля, пожалуйста, сказку. Я очень люблю слушать сказки. Этот диалог собаки с ребенком — необходимое условие. Апробирование данного задания показало, что ребенок может отказаться от его выполнения в случае, если это предложение исходит от проверяющего (взрослого), но если его «просит» об этом собачка, отказов, как правило, не бывает. Ребенок может взять игрушку в руки и рассказывать. Если же пауза слишком затягивается, то проверяющий начинает сам: «Жили-были.», предлагая интонацией незавершенности включиться в пересказ. — Спасибо. Мне очень понравилась сказка (говорит собака). Это задание оценивается по трехбалльной системе. Проверяется связность речи: умение самостоятельно передать небольшое по объему художественное произведение в определенной последовательности и логике. 3 балла получает ребенок, если он самостоятельно, соблюдая логичность и последовательность, передает содержание текста. 2 балла получает тот ребенок, который договаривает фразу, начатую проверяющим, соблюдая логичность и последовательность. Проверяющий: Жили-были. Ребенок: дед и баба. Проверяющий: И была у них. Ребенок: курочка Ряба. 1 балл ставится ребенку, если он договаривает за проверяющим отдельные слова. Проверяющий: Жили-были дед и. Ребенок: баба. Проверяющий: И была у них курочка. Ребенок: Ряба. В конце учебного года при проведении обследования можно предложить ребенку рассказать сказку по своему выбору. Но в случае затруднения проверяющий предлагает рассказать сказку «Курочка Ряба». Можно изменить и оценку. Так, если ребенок сам выбирает текст для пересказа, говорит, про что он будет рассказывать (например: Я расскажу про репку, теремок и т. п.), то к оценке добавляется еще 1 балл (2+1; 3+1; 1+1). В начале учебного года, до проведения обучения, большинство детей второй младшей группы (четвертый год жизни) получает в основном за умение передать даже знакомое литературное произведение 1 балл. 3 балла дети данного возраста за выполнение этогозадания получают крайне редко. Но это не должно беспокоить воспитателя, так как это вполне закономерно (до начала обучения!). В конце учебного года картина должна измениться. Дети получают в основном 2 и 3 балла и крайне редко — 1 балл. Задание 2. Понимание значения слова черныш. Выполнение данного задания является продолжением диалога между проверяющим, ребенком и собакой. — Собачке понравилась твоя сказка. Ты знаешь, как ее зовут? Ее зовут Черныш. Как ты думаешь, почему так назвали собаку? (Ответ ребенка.) После ответа проверяющий обязательно дает правильное пояснение: «Ее назвали Черныщ, потому что она черного цвета». Если вы не найдете собаку-игрушку черного цвета, то ее можно заменить. Но в этом случае ее уже будут звать Рыжик, Беляк и т. п. В этом задании проверяется умение ребенка выделить характерный признак и по этому признаку раскрыть значение слова. Оно оценивается по трехбалльной системе. 3 балла получает ребенок за правильный ответ: Черныш, потому что она черная (черного цвета). 2 балла — если ребенок выделяет признак, но объясняет значение недостаточно точно: Черныш, потому что она чумазая, грязная. 1 балл — если ребенок пытается объяснить: Черныш, потому что она бегает. Для детей четвертого года жизни это довольно трудное задание. И в начале учебного года правильно его выполняют не все дети. Но после проведенного обучения дети должны более ясно видеть и связывать характерные признаки предмета, игрушки со значением слова. Правильных ответов должно быть значительно больше. Задание 3. Понимание и правильное употребление пространственных предлогов. Материал: собачка, шкаф из кукольной мебели. Это задание также плавно вытекает из предыдущего. Для ребенка — это игра с собачкой. Понимание предлогов в, на, га, под, около проверяется, когда ребенку дается задание, а он его выполняет. Например «Посади собачку на, под шкаф». Как правило, ребенок выполняет это задание молча, но в данном случае от него ничего другого и не требуется. Проверяющий фиксирует в схеме ответ ребенка: «+» — правильно выполнено задание, «-« - неправильно. В схеме можно записать и предлог- замену. Например, при задании «Посади собачку в шкаф» ребенок сажает игрушку на шкаф. В графе в пишется предлог на. Употребление предлогов проверяется, когда после выполнения задания ребенок называет этот предлог, употребляет его в речи. Ответ также фиксируется в схеме. Во время выполнения этого задания ребенок может ходить по групповой комнате, заглядывать в разные места. Проверяющий обязательно комментирует его действия: «Нет, на шкафу нет собачки, куда она могла спрятаться? Да, ты ее нашел. Она сидит.» (Ответ ребенка.) — Черныш очень любит играть в прятки. А ты любишь? Собака: «Давай с тобой поиграем в прятки!» Проверяющий достает игрушечный шкаф. — Сначала выполни мои команды: посади собачку на шкаф, под шкаф, за шкаф, в шкаф, около шкафа. Теперь отвернись. Ты будешь водить, Черныш спрячется. Когда его найдешь, скажешь, где он сидит. Ребенок отворачивается, проверяющий прячет собачку поочередно в, за, под шкаф, сажает на, около шкафа. — Где сидит Черныш?После каждого ответа ребенка дается правильная грамматическая форма: «Да, Черныш сидит за, под шкафом», «Ты правильно сказал, что он сидит в шкафу». Собака: «Мне понравилось с тобой играть в прятки. Спасибо!» 3 балла получает ребенок, если он правильно выполняет задание на понимание и употребление не менее трех предлогов. 2 балла — если ребенок правильно выполнил задание на понимание и употребление предлогов в, на. 1 балл ставится ребенку, который выполнил задание на понимание и употребление предлогов в или на. Апробация данного задания показала, что 3 балла дети младшего дошкольного возраста получают очень редко даже в конце учебного года. Наибольшую трудность вызывают предлоги за, под, около. Нужно отметить, что есть дети (их в группе будет несколько человек), которые при проверке понимания и употребления предлогов во всех пяти случаях дают ответ с одним предлогом в. Например: «Посади собачку под, за шкаф». Ребенок прячет ее только в шкаф. Или собачка сидит за шкафом (на шкафу), ребенок ее находит и отвечает, что она сидит в шкафу. Есть дети, которые в ответах не употребляют предлоги, а на все предъявления говорят: «Вот здесь», «Тут» или же молча показывают пальцем на собачку. Задание 4. Умение образовывать названия детенышей животных, употребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа. Материал — картинки: кошка, котенок, котята; коза, козленок, козлята; курица, цыпленок, цыплята; собака, щенок, щенята. Выполнение данного задания педагог проводит за столом. — Сейчас я вам расскажу одну историю, которая произошла летом. Был солнечный день, и на лужок (показывает на стол) прибежала (показывает картинку, на которой изображена кошка). (ответ ребенка). Ребенок должен назвать животное. Если он этого сделать не может, то «отвечает» собака: «Это кошка». — Ей очень понравилось гулять по лугу, и кошка позвала своего детеныша
© 2017, Седых Ирина Николаевна 884