СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Термины, уроки, маленькие "шпаргалочки" для экзамена по обществознанию.
Как решать задачи с кратким ответом
1. Внимательно читайте все слова в условии
В них содержится ключ к ответу. Лишних слов в заданиях обычно не бывает, каждое имеет значение для правильного решения.
Задание 2 (пример). Отличительной тенденцией развития современного общества является:
1. Механизация
2. Индустриализация
3. Модернизация
4. Глобализация
Решение. В данном случае ключевое слово — «современного». Чтобы дать правильный ответ, нужно соотнести термины именно с современным обществом, а не с обществом в целом.
Ответ: 4.
2. Выучите все термины и определения
Зная термины, вы легко найдёте верный вариант ответа.
Задание 3 (пример). Какое понятие традиционно используют для обозначения совокупности приобретаемых на протяжении жизни социально значимых качеств человека?
1. Личность
2. Темперамент
3. Индивид
4. Талант
Решение. Вспоминаем определение: «личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений». Из него следует, что правильный ответ к заданию — личность.
Ответ: 1.
3. Читайте первоисточники
Особенно это касается задач на тему политики, государственного устройства и права. Используйте не только учебники и пособия, но и Конституцию РФ, законы и кодексы. Они написаны понятным языком и содержат всю нужную информацию.
Задание 13 (пример). Согласно Конституции РФ Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является:
1. Председатель Совета безопасности
2. Министр обороны
3. Начальник Генерального штаба
4. Президент РФ
Решение. Обращаемся к статье 87 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации».
Ответ: 4.
4. Будьте внимательны
Не менее 20% ошибок на экзамене по обществознанию ученики допускают из-за невнимательности, а не из-за отсутствия знаний. Прежде чем заполнить бланк, несколько раз проверьте все варианты ответов и убедитесь, что верно заполнили все графы и не перепутали цифры.
Задание 19 (пример). Сравните гражданско-правовую и уголовную ответственность. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия:
1. Наступает только за совершённое преступление
2. Применяется компетентными органами государства
3. Строго регламентируется нормами права
4. Влечёт судимость гражданина
Ответ в бланк записываем в виде последовательности цифр, без пробелов и других знаков: 2314.
5. Не используйте дополнительную информацию, если это не указано в условии
Если каких-то данных в задании нет — значит, они вам не нужны. Не стремитесь продемонстрировать эрудицию и широту кругозора. В заданиях с кратким ответом это скорее навредит, чем поможет. Ведь вы рискуете запутаться и допустить ошибку.
Задание 12 (пример). В ходе социологического опроса, проведённого среди людей разных возрастов, им предложили ответить на вопрос: «Что, на ваш взгляд, больше влияет на развитие способностей человека?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные вами: а) сходство; б) различие.
Вам предстоит сформулировать:
Чем отличаются выводы от предположений?
Выводы — это то, что непосредственно вытекает из анализа представленной информации.
Предположения — это уже ваша интерпретация того, почему могли получиться именно такие результаты.
Важно: для выделения сходства и различия вам необходимо определить, какие группы опрошенных сравниваются. Сравнивать нужно группы опрошенных между собой (мужчины и женщины, 25-летние и 50-летние, люди со средним образованием и с высшим образованием и пр.). Не нужно сравнивать ответы внутри одной группы (например, «столько процентов мужчин выбрали этот вариант ответа, а столько мужчин ответили вот так»).
Если в вашем ответе будут присутствовать только предположения (без выводов по гистограмме), такой ответ будет оценён в 0 баллов!
Ответ:
Сходство: одинаковое количество 25-летних и 50-летних считают, что больше всего на развитие способностей влияют врождённые задатки.
Объяснение: сходство позиций можно объяснить тем, что среди населения всегда бытует мнение, что талантливый человек таким рождается.
Различие: 50-летние в большей степени, чем 25-летние, считают, что успех зависит от социального окружения.
Объяснение: различие позиций может быть связано с тем, что люди с большим опытом, чем у молодого поколения, может быть, знают больше реальных примеров, когда успех зависит от социального окружения.
(Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.)
Как работать с текстом
На экзамене вы получите небольшой текстовый фрагмент. Нужно его прочитать и выполнить четыре задания. Они проверяют ваше умение понимать текст, разделять его на составляющие части, выделять главное, искать нужную информацию, анализировать её и приводить примеры, иллюстрирующие идеи текста.
Задание 21 (пример). Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Задание 22 (пример). Какие определения Родины отмечает автор? Укажите две черты, характеризующие патриотическое отношение к Родине, выделяемые автором.
Задание 23 (пример). Какое определение патриотизма ближе всего автору? Используя обществоведческие знания, приведите два примера проявления такого патриотизма.
Задание 24 (пример). Автор отмечает черты современной жизни, отличающие её от предыдущих эпох. Используя текст и обществоведческие знания, поясните две черты и приведите по одному примеру к каждой из них.
© 2025, Соколова Екатерина Ивановна 112