СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Лепка – способ обработки пластических материалов (пластилина, глины, бумажной массы, моделина, мукосоли и др.) для создания объемного и рельефного изображения. Лепка варьируется от мелкой пластики до монументальных произведений. [17]
Лепка – значимый элемент образовательного процесса в детском саду, способствующий развитию детей дошкольного возраста как в художественном, так и в личностном плане. Это вид изобразительного искусства, позволяющий детям выражать свои эмоции и восприятие мира через создание объемных форм из пластилина, глины или теста – наиболее удобных и пластичных материалов. Даже простейшие работы приносят ребенку радость от процесса и результата, развивая творческие способности. Лепка способствует развитию конструктивных навыков, глазомера, точности движений рук. Правильно организованные занятия превращают лепку в любимое увлечение. Цель – не только формирование умений и навыков, но и подготовка ребенка к школе.
Важность лепки обусловлена наличием множества рефлекторных точек на кистях рук, стимулирующих центральную нервную систему. В процессе лепки ребенок изучает объемные формы, взаимосвязь частей предметов, развивает координацию движений обеих рук, мелкую моторику пальцев, глазомер и пространственное мышление. Развитие мелкой моторики положительно влияет на речь и мышление, а также оказывает успокаивающее действие на нервную систему, что делает лепку особенно полезной для активных и возбудимых детей.
В детском саду дети знакомятся с образцами народного творчества – богородской и городецкой резьбой, дымковской игрушкой, фарфоровыми статуэтками, развивая эстетическое восприятие через тактильное изучение различных текстур.
Лепка выступает не только как любимое занятие, но и как инструмент коррекции и развития, воспитывая аккуратность, внимательность, стимулируя фантазию и улучшая мелкую моторику и координацию движений. Занятия лепкой из пластилина, помимо всего прочего, просто доставляют детям удовольствие.
Рассмотрим каждый вид лепки. В работе с детьми используется три вида лепки: предметная, сюжетная и декоративная.
В предметной лепке изображаются отдельные предметы, что для дошкольника проще, чем, например, в рисовании, поскольку ребенок имеет дело с реальным объектом. Дети с интересом лепят животных, однако быстрее и легче они овладевают предметами конструктивной и растительной формы. Не смотря на то, что в лепке дети передают наиболее яркие и характерные признаки, а форма остальных частей остается обобщенной, в результате обучения можно подвести детей к к относительно правильному изображению человека или животного.
Сюжетная лепка в сравнении с рисунком также имеет свою специфику. В рисовании сюжетная композиция часто бывает связана с использованием различных условных приемов изображения, например, предметы переднего плана изображаются крупнее, чем предметы второго плана, тогда как в лепке реально выполнение фигуры без условного изменения формы и сокращения пропорций для создания представления о пространстве.
Дети обычно не стремятся изобразить развернутый сюжет, они могут ограничиться изображением предметов в статичном состоянии, но сразу начать играть с ними. Передвижение фигур по столу, сопровождение действий речью помогает ребенку изобразить эпизод. Развитие интереса к данному виду лепки и овладение ее приемами позволят детям лепить развернутые сюжеты.
Сюжетная лепка так же требует от детей большего объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, найти для него нужное положение и дополнить лепку деталями.
Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание художественных произведений или состоять из задумки самого дошекольника.
Данный вид лепки служит для формирования таких умений как:
Стоит отметить, что сюжетная лепка проводится только в старшей и подготовительной к школе группах. В предшествующих группах дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения.
Декоративная лепка помогает при осуществлении такой задачи как знакомство дошкольников с народным прикладным искусством. Детям нравится изображать яркие росписи, кукол, зверей и птиц с условной яркой росписью. Это положительно влияет на развитие их художественного вкуса, расширяет детские представления и фантазию. Охотно дошколята лепят бусы и изделия для кукол, создают декоративные сосуды. Старшие дошкольники могут самостоятельно создавать изделия, которые в дальнейшем могут использоваться в играх. К этому виду лепки следует отнести и создание декоративных птиц с расписными крыльями и хвостами.
Декоративная лепка учит детей предварительно обдумывать тему, создавать эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Также дети учатся правильному обращению с инструментами, выполнять различные приемы лепки, а главное – красивому декоративному заполнению пространства. Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти руки ребенка, учит его работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувсвительными к форме. [21]
Помимо разделения лепки по содержанию, есть и другие виды. Например, по характеру лепка может делиться на реалистичную, стилизованную и абстрактную. Реалистичная лепка характеризуется созданием образа, наиболее приблежённому к реальным предметам и объектам, а стилизованная лепка схожа с декоративной, так как связана с обобщением формы до уровня стилизации.
С абстрактным видом лепки всё не так однозначно. С одной стороны, данный вид лепки характерен для детей раннего возраста, так как в силу возраста и несформированности навыков они пока не могут соотнести образ с его пластичным воплощением. С другой стороны, абстракция формирует умение создавать образ, совмещающий в себе визуальные, мыслительные и художественные представления. Но исключать абстрактный вид лепки из процесса обучения не стоит, поскольку он дает детям представления о форме и ее эстетических категориях.
Лепка может быть объемной, предполагает создние трехмерной поделки, и рельефной, когда образ изображается на плоскости. Рельефная лепка может быть как самостельной, так и вспомогательным процессом изображения объекта. В каждом из этих видом используются различные техники выполнения и приемы.
Можно сделать вывод, что каждый вид лепки наполнен своими особенностями как в визуальной состовляющей, так и в технике выполнения. Для грамотного формирования у дошкольников эстетических представлений и мелкой моторики нужно уметь строить работу в каждом виде лепки, формировать у детей интерсес к ним и систематизировать их в один развивающий процесс.
© 2025, Мазурова Юлия Андреевна 6