СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Влияние нарушения звукопроизношения на формирование навыка чтения и письма
Каждый из родителей, провожая своего ребёнка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребёнка, в отношении к нему учителя. На самом деле одной из причин возникновения этих проблем является нарушение устной речи ребёнка. Такое нарушение может проявляться в бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой, в дефектах звукопроизношения (отсутствие или замена звуков речи), в нарушении фонематической стороны речи (неумение различать звуки на слух, выделять их из слова, определять последовательность и количество звуков в слове).
Акустическая дисграфия — это нарушение письма, связанное с недостаточным развитием фонематического слуха. При этом расстройстве ребенок «пишет так, как слышит», допуская ошибки в различении и написании близких по звучанию букв. Термин «акустическая дисграфия» ввела О.А. Токарева в 1971 году. Позже, в 1980-х годах, Р.И. Лалаева предложила более точное название — «дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания».
Важно понимать, что акустическая дисграфия не связана с нарушением слуха или интеллекта. Ребенок слышит звуки, но не может их правильно различить и соотнести с буквами. По статистике, около 10% младших школьников сталкиваются с ошибками на письме из-за несформированности фонематических процессов. При этом устная речь и звукопроизношение могут быть в норме.
Факторы риска развития акустической дисграфии:
Симптомы акустической дисграфии
Симптомы акустической дисграфии можно разделить на две группы: дошкольные предпосылки и школьные проявления. Дошкольные предпосылки:
Школьные проявления:
Последствия нескорректированной акустической дисграфии
Если вовремя не начать коррекцию акустической дисграфии, это может привести к серьезным последствиям:
Исследования показывают, что у детей с нескорректированной дисграфией в дальнейшем чаще возникают трудности с выбором профессии и социальной адаптацией.
Диагностика акустической дисграфии
Диагностика акустической дисграфии — комплексный процесс, который включает несколько этапов:
Часто задаваемые вопросы
© 2025, Борисова Екатерина Юрьевна 114