СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние нарушения звукопроизношения на формирование навыка чтения и письма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Влияние нарушения звукопроизношения на формирование навыка чтения и письма

Каждый из родителей, провожая своего ребёнка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребёнка, в отношении к нему учителя. На самом деле одной из причин возникновения этих проблем является нарушение устной речи ребёнка. Такое нарушение может проявляться в бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой, в дефектах звукопроизношения (отсутствие или замена звуков речи), в нарушении фонематической стороны речи (неумение различать звуки на слух, выделять их из слова, определять последовательность и количество звуков в слове).

Акустическая дисграфия — это нарушение письма, связанное с недостаточным развитием фонематического слуха. При этом расстройстве ребенок «пишет так, как слышит», допуская ошибки в различении и написании близких по звучанию букв. Термин «акустическая дисграфия» ввела О.А. Токарева в 1971 году. Позже, в 1980-х годах, Р.И. Лалаева предложила более точное название — «дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания».

Важно понимать, что акустическая дисграфия не связана с нарушением слуха или интеллекта. Ребенок слышит звуки, но не может их правильно различить и соотнести с буквами. По статистике, около 10% младших школьников сталкиваются с ошибками на письме из-за несформированности фонематических процессов. При этом устная речь и звукопроизношение могут быть в норме.

Факторы риска развития акустической дисграфии:

  • Неразборчивость речи ребенка. Например, малыш говорит «сапка» вместо «шапка».
  • Наличие звуковых замен в устной речи. Ребенок может путать звуки [с] и [ш], [ж] и [з].
  • Нечеткость дикции окружающих взрослых. Если родители «проглатывают» окончания слов, ребенку трудно научиться различать звуки.
  • Дефицит речевых контактов. Недостаток общения с взрослыми и сверстниками замедляет речевое развитие.
  • Билингвизм. Освоение двух языков одновременно может затруднять формирование фонематического слуха.
  • Раннее обучение грамоте при несформированности психологических и языковых предпосылок.
  • Минимальная дисфункция ЦНС вследствие осложнений беременности и родов.

Симптомы акустической дисграфии

Симптомы акустической дисграфии можно разделить на две группы: дошкольные предпосылки и школьные проявления. Дошкольные предпосылки:

  • путают звуки речи;
  • нечетко произносят слова;
  • трудности с заучиванием стихов и песен;
  • сниженная работоспособность и концентрация;
  • частая переключаемость внимания.

Школьные проявления:

  • Замены и смешения близких по звучанию букв. Например: «зима» — «сима», «шапка» — «сапка».
  • Пропуски и перестановки букв в словах. Ребенок может написать «ковра» вместо «корова», «котенк» вместо «котенок».
  • Ошибки в обозначении мягкости согласных. Например: «кон» вместо «конь», «лубит» вместо «любит».

Последствия нескорректированной акустической дисграфии

Если вовремя не начать коррекцию акустической дисграфии, это может привести к серьезным последствиям:

  • снижение успеваемости не только по русскому языку, но и по другим предметам;
  • трудности в освоении иностранных языков;
  • проблемы с чтением и пониманием прочитанного;
  • снижение мотивации к учебе;
  • конфликты с учителями и одноклассниками;
  • повышенная тревожность, заниженная самооценка;
  • риск развития депрессивных состояний.

Исследования показывают, что у детей с нескорректированной дисграфией в дальнейшем чаще возникают трудности с выбором профессии и социальной адаптацией.

Диагностика акустической дисграфии

Диагностика акустической дисграфии — комплексный процесс, который включает несколько этапов:

  • Анализ письменных работ.
  • Оценка звукопроизношения.
  • Исследование фонематических процессов.
  • Обследование других сторон речи.

Часто задаваемые вопросы

  • Может ли акустическая дисграфия пройти сама?
  • Нет, без специальной коррекции акустическая дисграфия сама не проходит. Чем раньше начать занятия с логопедом, тем быстрее удастся преодолеть нарушение.
  • В каком возрасте можно диагностировать акустическую дисграфию?
  • Предпосылки акустической дисграфии можно выявить уже в 5–6 лет. Окончательный диагноз ставится в начале школьного обучения, когда ребенок начинает писать.
  • Можно ли заниматься коррекцией акустической дисграфии дома без логопеда?
  • Полностью заменить занятия с логопедом домашними занятиями нельзя. Однако регулярные упражнения дома по рекомендациям специалиста значительно ускорят процесс коррекции.
  • Влияет ли акустическая дисграфия на устную речь ребенка?
  • Обычно при акустической дисграфии устная речь не нарушена. Однако могут быть трудности в различении похожих звуков на слух.
  • Как долго длится коррекция акустической дисграфии?
  • Продолжительность коррекции индивидуальна и зависит от тяжести нарушения, возраста начала занятий и регулярности работы. В среднем курс длится от 6 месяцев до 2 лет.
  • Для профилактики акустической дисграфии в дошкольном возрасте рекомендуется:
  • Регулярные осмотры логопеда, начиная с 3–4 лет.
  • Развитие фонематического слуха. Играйте с ребенком в «звуковые» игры.
  • Подготовка к школе. Убедитесь, что ребенок различает все звуки речи перед началом обучения грамоте.
  • Внимание к речевому окружению ребенка. Следите за своей речью, говорите четко и правильно.
Категория: Логопедия
03.05.2025 09:22


Рекомендуем курсы ПК и ПП