СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дуальная система образования на примере специальности Лесное и лесопарковое хозяйство предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности. Учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с обычными занятиями в техникуме учащиеся проходят обучение на территории учебно-опытного лесничества техникума и на предприятиях лесного хозяйства г. Тюмень, где приобретают практический опыт (профессиональная подготовка).
Система дуального образования производится в рамках практических занятий по основным междисциплинарным модулям. Такая форма подготовки профессионального профиля позволяет гибко совмещать прохождение теоретического курса и профессиональной подготовки специалистов непосредственно на рабочих местах и обеспечить получение обучаемым практических навыков работы в лесу.
Дуальная система предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании обучаемых, в связи с чем были заключены договора о сотрудничестве со следующими предприятиями Тюменской области: Департамент лесного комплекса ТО, Государственное бюджетное учреждение ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов», Государственное казенное учреждение ТО «Тюменское управление лесами», ФБУ ВНИИЛМ филиал "Сибирская лесная опытная станция», Филиал федерального бюджетного учреждения «Российский центр защиты леса» «Центр защиты леса Тюменской области».
В рамках сотрудничества предприятия предоставляют условия для практического обучения. [1].
Цели дуального обучения на предприятиях:
1. Развитие технического и профессионального образования путем создания высокоэффективной конкурентоспособной системы подготовки специалистов.
2. Внедрение в учебный процесс организаций профессионального образования новых технологий обучения.
3. Дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования.
Задачи дуального обучения:
1. Развитие многофункциональной системы профессиональной подготовки специалистов лесного профиля, обеспечивающих удовлетворение потребностей работодателей.
2. Изменение и качественное обновление содержания и структуры учебных образовательных программ для системы подготовки учащихся, обеспечивающих их высокий профессионализм и мобильность.
3. Создание благоприятных условий для научно-методического и материальнотехнического оснащения специальности.
В настоящее время в техникуме применяются элементы дуального обучения в ходе подготовки студентов, но существует объективная необходимость его дальнейшего развития.
Дуальные образовательные программы в рамках изучения междисциплинарных курсов по специальности Лесное и лесопарковое хозяйство позволяют открывать дополнительные возможности повышения эффективности подготовки кадров, способствуют более разностороннему профессиональному развитию учащихся и обеспечивают взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимовлияние различных систем (наука и образование, наука и производство и т.п.), что приводит к качественным изменениям в профессиональном образовании.
Принцип формирования и содержание образовательной программы
Теоретическое и практическое обучение производится в техникуме, на предприятиях и в учебных центрах при предприятиях.
Основным принципом формирования образовательной программы является максимально возможный учет потребностей и требований к квалификации и компетентности работника со стороны работодателя, но без ущерба для общетехнической и общетеоретической подготовки.
Таким образом, одновременно с обучением учащийся осваивает избранную профессию непосредственно на производстве, т.е. учится сразу в двух местах: в учреждении образования и на предприятии.
Этапы внедрения системы дуального обучения:
1. Подготовительный этап
2. Практический этап
3. Контрольный этап
На подготовительном этапе преподаватели профессиональных модулей и междисциплинарных курсов проанализировали ФГОС, проф.стандарты и рабочие программы по специальности, определили тематику и объем практических занятий которые необходимо вынести на производство, составили график проведения этих занятий с указанием тех предприятий, где можно их провести и согласовали с работодателем эти изменения.
Руководитель учебно-производственным обучением заключили договор с предприятиями и согласовали график выполнения работ.
Учебная часть по согласованию с преподавателями скомпоновали учебное расписание, таким образом обеспечив возможность выезда на практические занятия.
Практическое обучение осуществляется на предприятии при непосредственном участии специалистов предприятия и преподавателей учебного заведения, прошедших курсы повышения квалификации на предприятии.
Основной базой для проведения практических занятий является Учебно-опытное лесничество техникума, где имеется хорошая материально-техническая база, учебный класс, лесной питомник, лесные насаждения, теплица и необходимая техника для выполнения практических занятий. Так как не все этапы работы мы можем показать в рамках нашего учебно-опытного лесничества, возникает необходимость в сотрудничестве с другими предприятиями лесного комплекса: ГБУ ТО «Тюменская авиабаза», ГКУ ТО «Тюмень лес».
Так в этом году в течении сентября-октября по следующим профессиональным модулям: ПМ.01 Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению, ПМ.02. Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов, ПМ.03. Организация использования лесов, ПМ.04. Проведение работ по лесоустройству и таксации мы провели порядка 70% всех практических занятий на территории учебно-опытного лесничества и 30% в ГКУ ТО «Тюмень лес», часть теоретического материала в рамках модуля ПМ.01. Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению читает специалист ГБУ ТО «Тюменская авиабаза».
Теоретическое обучение в рамках этой системы проводилось как правило в учебном классе учебно-опытного лесничества и тут же закреплялось практической работой на натурных объектах лесничества.
Работа проводилась следующим образом: Для студентов групп ЛХ-16-2с и ЛХ-15-1 согласно расписанию в течении недели два дня выделялись на практическое обучение на предприятии, например для группы ЛХ-15-1 в понедельник занятия по числителю в рамках ПМ.02 Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов, по знаменателю в рамках ПМ.03. Организация использования лесов, в среду занятия по ПМ.01. Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению. По каждому модулю запланировано по три пары в расписании, порядок проведения следующий: первая пара – теоретическое обоснование практической работы, затем вторая пара практическая работа в условиях лесничества (в лесу), третья пара – документальное оформление практической работы – заполнение бланков, выполнение расчетов и чертежей.
По мимо данной формы обучения, так же дульная система включает в себя трудоустройство учащихся на время учебной и производственной практики на предприятиях лесного комплекса, так, например, студенты 3 курса на учебной и последующей производственной практике устроились на следующих предприятиях: Учебно-опытное лесничество ТЛТ – 10 человек, ФБУ ВНИИЛМ филиал "Сибирская лесная опытная станция» - 2 человека, ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» - 7 человек и ГКУ ТО «Тюменьлес» -12 человек, всех взяли на оплачиваемы рабочие места, из них уже 6 человек пригласили на работу и одна студентка 4 курса перешла на индивидуальный график обучения, в связи с тем, что ее попросили остаться на работе в лесничестве.
Программа подготовки по данной системе завершается квалификационным экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, учреждения образования, на последнем этапе оценки профессиональных навыков проводится практический демонстрационный экзамен, где работу выпускников так же оценивают представители работодателей и защитой выпускных работ. Успешно сдавшие экзамен и защитившие работу выпускники получают диплом, дающий право работать по специальности.
Положительные стороны данного вида работ:
- качественное усвоение практического материала;
- учеба в реальных рабочих условиях;
- осознанное овладение профессиональными компетенциями;
- оплата труда в период прохождения производственной практики за достигнутый результат (возможность получения стипендии и зарплаты);
- гарантированное трудоустройство.
Недостатки и барьеры в результате работы:
- при проведении практических занятий в рамках этой системы есть часть студентов, которые по какой либо причине не присутствовали на занятиях, возникает проблема в донесении практического материала этим студентам, так как нет возможности с ними повторно пройти весь этот путь;
- низкая мотивация студентов к будущему трудоустройству и не желание обучаться в лесу;
- сложность в процессе проведения практических занятий на предприятии, не всегда есть возможность принять всю группу (маленькие кабинеты и нет места для обучения) и сезонность выполнения работ.
Не смотря на возникающие трудности, по дуальной системе обучения студенты получают более глубокие знания по выбранной специальности, осознанное овладение общими и профессиональными компетенциями, приобретают практический опыт на конкретных рабочих местах, что повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда и гарантирует трудоустройство.
Литература
1 С.Б.Кузембаев, М.К.Альжанов, Д.Д.Нурмагамбетов, Ж.Н.Атамбаев, Г.Т.Аймагамбетова Вопросы перехода на дуальное образование // Весник КарГУ – 2013 г.
© 2017, Конькова Елена Петровна 565