СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочные мероприятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

АНО «ПОО медицинский колледж «Монада»

ХИМИЧЕСКИЙ

БРЕЙН-РИНГ

Подготовила:

Железная Е.Л.

Евпатория 2017 г.

Познавательная игра между студентами фармацевтического, зуботехнического и фельдшерского отделения, позволяющая студентам систематизировать знания по профилирующему предмету, а преподавателю облегчить контроль за самостоятельной работой студентов.

Цель: стимулировать познавательную активность ребят, развить интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение чётко и быстро формулировать, и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике.

В игре принимают участие три команды студентов по 10 человек в каждой команде, во главе с капитаном команды. Викторина состоит из трех раундов и финального задания. За каждый правильный ответ команда получает один балл, каждый заработанный балл это одна минута для решения финального задания.

Раунд 1

«РАЗМИНКА»

  1. Органическая химия – это раздел химии, изучающий……….(соединения углерода и их производные);
  2. Органические соединения – это соединения………….(углерода и водорода);
  3. Какая валентность характерна для углерода в органических соединениях (валентность четвертая);
  4. Изомерия – это явление существования веществ одинакового качественного и количественного состава, но………….(разного строения);
  5. Органические соединения классифицируют по двум признакам, один из которых строение углеродной цепи, а какой второй признак (наличие и строение функциональной группы);
  6. Гомологический ряд – это ряд органических соединений имеющих сходное строение и сходные химические свойства, но ……………….(отличающиеся друг от друга числом метиленовых групп);
  7. Типы органических реакций делят на две группы: реакции, связанные с изменением углеродной цепи и реакции, протекающие без изменения углеродной цепи. К какому из типов принадлежит реакция присоединения? (реакции, протекающие без изменения углеродной цепи);
  8. Общая формула алканов СnН2n+2, назовите алкан если n=15 (С15Н32-декапентан);
  9. Перечислите основные природные источники алканов (нефть, природный и попутный газы);
  10. С какими из органических классов совпадает формула СnН2n (циклоалканы и алкены);

  1. От чего зависят химические свойства в циклоалканах (от размера цикла, что определяет его устойчивость);
  2. Какие из известных Вам циклоалканов можно выделить из нефти (циклопентан и циклогексан);
  3. Какой вид изомерии характерен для непередельных углеводородов (изомерия положения кратной связи);
  4. Для каких классов органической химии характерны реакции полимеризации (алкены и алкины);
  5. Как называется группа реакций получения алкенов в лабораторных условиях (реакции элиминирования);
  6. Какой реагент является качественным для определения кратных связей (бромная вода);
  7. Перечислите основные отрасли применения этилена (полиэтилен, этиловый спирт, уксусный альдегид);
  8. Как называется углеводород содержащий две двойные связи (алкадиен);
  9. Назовите два вида каучука (натуральный и синтетический);
  10. В каком агрегатном состоянии находится ацетилен (газообразном);
  11. Гидролизом, какого неорганического вещества можно получить метан (карбида алюминия);
  12. Что образуется при хлорировании бензола в присутствии УФ и при повышенной температуре (гексахлорциклогексан);
  13. Перечислите основные отрасли применения бензола (фенол, волокна, инсектициды, лекарственные и взрывчатые вещества);
  14. Гидролизом, какого неорганического вещества можно получить ацетилен (карбид кальция);
  15. Какова плотность нефти (0,8 г/см3);
  16. Какая фракция образуется при перегонке нефти в интервале температур 40-200 С0 (бензин);
  17. Перечислите виды крекинга (термический, каталитический, реформинг);
  18. Приведите классификацию спиртов по природе радикала (алифатические, ароматические, циклические);
  19. При окислении первичных спиртов образуются альдегиды, а что образуется при окислении вторичных спиртов (кетоны);
  20. Качественной реакцией на фенол есть взаимодействие с бромной водой с образованием белого осадка, а какой еще реагент является качественным на фенольный гидроксил с образованием синего осадка (хлорид железа (III)).

Раунд № 2

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ

В течении десяти минут командам предлагается изобразить структуры органических соединений пройденных органических классов, за каждую правильную структуру команда получает один балл:

1. 2-метил-4-пропилоктан;

2. 1,3-диметил-1,2-дихлорциклогексан;

3. 2,2,3,4-тетраметил-3этилгептан;

4. 5-пропил-3-хлор-3-этилнонан;

5. 7,7-дибром-2,2-диметилнонен-4;

6. 3-метил-4-этилгептен-1;

7. 4,4-диметил-3-этилпентин-1;

8. 3,3,4,4,5-тетраметилгексин-1;

9. 1,1-дихлор-4-этилоктин-2;

10. 1-бром-3-метил-3-этилпентадиен-1,4;

11. 4-пропил-1-хлорнонадиен-1,3;

12. 1,4-диэтилбензол;

13. 2,4,6-тринитротолуол;

14. 2-метилпропанол-2;

15. 2,6-диметилгептанол-3;

16. бутантриол-1,2,4;

17. 2-метил-3,3-диэтилпентанол-2;

18. 3-хлорпропандиол-1,2;

19. фенол;

20. фенолят натрия.

Раунд № 3

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Капитанам команд предлагается за 10 минут провести соотношение фамилий ученых и их достижений, за каждое верное сочетание капитан приносит своей команде один балл.

1. В 1808 г. этот ученый впервые ввел термин «органическая химия»

а. А. Вюрц

2. Французский химик, который получил алканы в лабораторных условиях, действуя металлическим натрием на алкилгалогениды

б. Е.Вагнер

3. Русский ученый, нобелевский лауреат, сформулировавший в 1861г. теорию строения органических веществ

в. В.Марковников

4. Это ученый впервые провел реакцию нитрования органических веществ

г. С.Лебедев

5. Выдающийся химик-органик, который провел реакцию окисления этилена с образованием двухатомного спирта

д. Я.Берцеллиус

6. Кем была проведена реакция гидратации алкинов с образованием альдегидов

е. М. Кучеров

7. Это русский ученый первым в мире синтезировал синтетический каучук

ж. Б.Кружалов и П.Сергеев

8. В 80-х г.г. ХIXст. этот химик изучая состав нефти, открыл новый класс углеводородов- циклоалканы, а позже сформулировал правило присоединения полярных молекул к несимметричным алкенам

з. А.Бутлеров

9. Кем был впервые в 1825г. выделен бензол из конденсата светильного газа

и. А.Коновалов

10. Российские химики-технологи, одни из создателей первого в мире метода и промышленной установки совместного получения фенола и ацетона в 1949г.

к. М.Фарадей

Финал

Студентам предлагается за заработанное время в течение всей игры решить химический кроссворд. Каждое слово состоит из четырех букв, слова надо вписать по часовой стрелке вокруг номера, под которым оно стоит, начиная с клетки, отмеченной стрелкой.

1. Один из продуктов взаимодействия основания и кислоты.

2. Сплав свинца с сурьмой и оловом, применяемый в полиграфии.

3. Единица измерения объема.

4. Английский химик, впервые получивший путем электролиза калий, натрий и другие активные металлы.

5 Инертный газ.

6. Главная составная часть земной атмосферы (по объему).

7. Минерал — разновидность халцедона.

8. Оксид водорода.

9. Галоген.

10. Предельный углеводород.

11. Электрод.

12. Аллотропное видоизменение кислорода.

13. Природное минеральное сырье, содержащее металлы в количестве, пригодном для их промышленного использования.

14. Драгоценный камень.

15. Металл, который обязательно входит в состав нержавеющих, кислотоупорных и жаропрочных сталей.

16. Техническое название карбоната натрия.

17. Соединение углерода и азота представляющее собой бесцветный горючий очень ядовитый газ.

18. Французский химик XIX в., который обогатил органическую химию открытием новых общих методов синтеза.

19. Известный ученый, работавший над изучением радиоактивности.

20. Минерал, применяемый в производстве цемента, удобрений, красок.

21. Один из видов полиамидных волокон.

22. Составная часть атома, в которой сосредоточена основная его масса и положительный электрический заряд.

23. Твердый продукт сухой перегонки каменного угля.

24. Разновидность кварца, один из красивых декоративных камней.

Ответы: 1. Соль. 2. Гарт. 3. Литр. 4. Дэви. 5. Неон. 6. Азот. 7. Агат. 8. Вода. 9. Хлор. 10. Этан. 11 Анод. 12. Озон. 13. Руда. 14. Опал. 15. Хром. 16. Сода. 17. Циан. 18. Вюрц. 19. Кюри. 20. Гипс. 21. Анид. 22. Ядро. 23. Кокс. 24. Яшма.

13.03.2017 17:35


Рекомендуем курсы ПК и ПП