СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Этика (теория морали) - научная отрасль и философская наука, изучающая мораль (нравственность), ее природу, сущность, функции и развитие.
Профессиональная этика - это наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих суть профессии и регулирующих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности.
Наиболее часто с необходимостью в соблюдении норм профессиональной этики сталкиваются люди, занятые в сфере обслуживания, медицины, образования - словом, везде, где ежедневная работа связана с непосредственным контактом с другими людьми и где предъявляются повышенные нравственные требования.
Профессиональная этика зародилась на основе сходных интересов и требований к культуре людей, объединенных одной профессией.
Особенности профессиональной этики. В любой профессии честное и ответственное исполнение своих обязанностей - одно из главнейших правил профессиональной этики. Однако некоторые особенности профессиональной этики могут быть по незнанию или невнимательности упущены начинающим специалистом - тогда такой сотрудник может быть признан непригодным к исполнению своих обязанностей.
Чтобы этого не произошло следует помнить основные нормы и принципы профессиональной этики:
свою работу следует выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными полномочиями;
в работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всегда соблюдать объективность;
при работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний всегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность;
в своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными;
следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц;
нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа;
недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или подчиненных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.
В настоящее время развиваются и совершенствуются профессиональные нормы, изменяются общественные отношения. И в этой новой картине мира как никогда важно умение с уважением относиться к природе и окружающим людям - главное достоинство профессиональной этики представителей любой профессии.
Традиции профессиональной этики развиваются вместе с развитием самой профессии и в настоящее время принципы и нормы профессиональной этики могут быть закреплены на законодательном уровне или же выражаться через общепринятые нормы морали.
Мораль - форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека
Мораль основывается на разумной сущности и доброй воле человека, которая потому и называется доброй, что предполагает добровольное исполнение моральных норм. Мораль всегда выступает в форме оценки и самооценки, с помощью которых человек направляет свои действия.
К основным функциям морали относят следующие.
1. Оценочная. Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются практически на все поступки и действия человека; осуществляются через сравнение должного и сущего и исходят как извне от общественного мнения, так и изнутри самой личности, из моральных убеждений индивида.
2. Познавательная, позволяющая человеку через оценку своих и чужих поступков вести себя как нравственное существо, приобретать моральные знания о должном, о том, что можно делать, а что нельзя ни при каких условиях.
3. Коммуникативная. Подразумевает процесс гуманизации человеческого общения, ведущий к взаимному пониманию, признанию в каждом человеке личности, уважение того, с кем общаешься.
4. Воспитательная. Моральное воспитание продолжается на протяжении всей жизни человека, способствует становлению личности, основано на личном примере.
5. Регулятивная. Основные моральные ориентации неизбежно проявляют себя в практическом поведении.
Важную роль в определении поведения играют так называемые этические интуиции:
º Все истинно хорошее и доброе - полезно, а значит, по-настоящему полезным является только хорошее и доброе.
º То, что хорошо по отношению ко мне, хорошо и по отношению к другим и, следовательно, то, что плохо для меня, не следует совершать по отношению к другим.
Это золотое правило нравственности построено на принципе взаимности и на интуитивном уровне известно всем.
Моральные ценности - высшие надличностные ценностные установки, выступающие одновременно и как критерий оценки, и как моральная норма (требование), и как принцип поведения.
Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности. Они закреплены жизненным опытом индивида и отграничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.
ценности представляют собой базовые представления о том, что определенные идеи, цели, формы поведения или институты индивидуально или социально предпочтительнее иных идей, целей, форм поведения.
Деятельность современной организации в любой отрасли производства или услуг обязательно включает в себя ценностный аспект, т.е. наличие явных, а чаще — скрытых, ожидаемых стандартов поведения, которым должны следовать работники. Предполагается, что следование этим стандартам не носит принудительного характера, а рассматривается самими работниками как достойное и корректное поведение. Некоторые ценностные альтернативы, с которыми сталкивается большинство работников организации.
Этика и мораль учат должному, этика общения учит тому, как должно общаться, и как не должно общаться.
Понятие личности
Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под "личностью" понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности ("лицо" - в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.
Профессиональное поведение
К профессиональному поведению работника сферы обслуживания предъявляются определенные требование. Так, например, он обязан быть доброжелательным и радушным.
Этика общения - это совокупность конкретных практических приемов, норм (прежде всего моральных), правил общения. Этика общения представляет собой сферу этического знания как нормативного, так и теоретического характера, в ней аккумулировался человеческий опыт в области морали общения. Этика общения включает в себя анализ проблем общения как на уровне сущего, так и на уровне должного.
Этика общения призвана не только концептуально исследовать процессы общения, но и учить общению, воздействовать на реальные процессы общения посредством создания новых нормативных конструкций.
Все в нашей жизни подчиняется определенным законам и происходит по определенным правилам. Наше поведение и манеры также подчиняются определенному своду правил - этикету. История этикета начитывает несколько сотен лет, однако его актуальность не угасает, если человек претендует на звание "личность" и "культурный человек" без знания этикета ему не обойтись. профессиональная деловой этика поведение
Времена меняются, наше общество становится другим, но культурные требования, выдвигаемые к его членам, остаются в силе. Мы придерживаемся правил общения на работе и дома, по определенному ведем себя в театре, магазине, общественном транспорте, на праздничных и траурных мероприятиях. Знания этикета помогают нам принимать гостей, наносить визиты, сервировать стол, подбирать гардероб и многое, многое другое. Именно этикет, выполнение всех его правил, помогает нам оставаться культурными людьми, производить приятное впечатление, заводить новые знакомства и развивать себя в личностном плане.
Современный этикет мало чем отличается от правил поведения, принятых в обществе даже сто лет назад. Нормы морали и нравственности хоть и меняются, но всегда остаются актуальными и значимыми. Вежливость, учтивость, уважение друг к другу, хорошие манеры до сих пор являются определяющими параметрами в общении и взаимодействии между людьми и даже государствами. Этикет определяет многое: вербальную речь, невербалику (жесты, мимику, положение тела), стиль одежды, взаимоотношения с родными, близкими и незнакомыми людьми. Отношения в бизнесе, дипломатии также строятся по определенным правилам.
Учение нормам этикета начинается в раннем детстве, малыша, который еще не говорит и даже не ходит, учат показывать приветственные и прощальные жесты, затем учат держать столовые приборы, произносить слова благодарности, правильно вести себя в обществе. Комплекс мер, которые направлены на выработку у человека достойного поведения в обществе мы называем воспитание.
Другими словами, можно сказать, что воспитание - это прививание норм этикета.
© 2021, Назаренко Ольга Ильинична 671