СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В 70 – 80 гг. XX века нашу страну называли «самой читающей страной мира». По многолетним наблюдениям в последнее время снизился интерес детей и подростков к серьезной литературе: в большинстве случаев ребята читают журнальные статьи или книги, не требующие особого умственного напряжения.
Чтение – это труд, который делает человека мыслящим. «Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела», - отмечал английский просветитель конца XVII –начала XVIII века Джозеф Аддисон. При отсутствии потребности в чтении у детей, как правило, не формируется привычка к концентрации внимания, не развивается умение интеллектуально трудиться.
Отбор книг для детского чтения часто опирается на учебные программы, где содержатся списки произведений, рекомендованных для текстуального изучения, и списки дополнительной литературы для внеурочного чтения. Не всегда произведения, представленные в них, соответствуют интересам учащихся, а задания по дополнительному чтению даются на летние каникулы в виде огромных списков. Но что означает для ребенка в летнее время необходимость обязательного прочтения книги, которая неинтересна? В основном, это воспринимается, как наказание, лишающее свободы выбора занятий, общения со сверстниками, просмотра интересного фильма. «Я ни во что не ставлю чтение без всякого удовольствия», - говорил Цицерон. Даже если ребенок и возьмет книгу под нажимом взрослого или из уважения к нему, это не принесет читателю ни пользы, ни радости.
Происходящее падение интереса к чтению сопровождается повышением интереса к продукции видео-индустрии. Это объясняется тем, что видео-материалы легче усваиваются и запоминаются, требуют меньших мыслительных усилий, чем печатная информация. При этом информация в виде текстов – основа любого процесса образования.
Параллельно с этим деятели кино ставят вопрос о необходимости прививать детям и подросткам интерес к высокохудожественным произведениям кинематографического искусства. Это связано в настоящее время с повышенным вниманием школьников и молодежи к продукции зарубежной киноиндустрии не всегда высокого качества. «Проблема не только в отсутствии качественного массового отечественного кинопродукта, российский зритель не знает традиций русского кино и «не умеет» его смотреть», - подчеркивают в Союзе кинематографистов Российской Федерации. Подобран и опубликован на сайте Министерства культуры РФ список из 100 лучших фильмов.
Однако, если взрослые люди (учителя, родители) будут в назидательной форме, как это часто делается, добиваться прочтения какой-либо книги или просмотра какого-нибудь кинофильма, это может вызвать нежелание, а иногда и протест со стороны ребенка.
Думаю, что работу по воспитанию внимательного читателя и вдумчивого зрителя можно начать в младших классах, организовав ее с учетом возрастных особенностей учащихся. Первоначально литературные произведения и кинофильмы могут служить материалом или иллюстрацией на уроках математики, русского языка или ознакомления с окружающим миром.
Приведу фрагменты комбинированного урока математики.
I. Проверка домашнего задания.
Давайте знакомиться с первым героем (видеофрагмент из художественного фильма «Старик Хоттабыч» режиссера Г.Казанского, Ленфильм, 1956 г.).
А вот как об этом волшебнике говорит писатель Лазарь Лагин: «Тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками».
Волька Костыльков помог Старику Хоттабычу освободиться из замшелого глиняного сосуда, похожего на древнюю амфору, поэтому джин решил быть его слугой.
Мальчик выполнял домашнее задание, а Хоттабыч освободил его от необходимости долго думать: выдернул из своей бороды волосок, прошептал заклинание – и вот что оказалось в Волькиной тетради: (на доске записаны примеры, в записи которых допущены ошибки)
Так ли записаны выражения у вас?
Учащиеся проверяют и исправляют ошибки в примерах.
II. Упражнение в записи и решении простых уравнений.
(Фрагмент из мультипликационного фильма «Маугли» режиссера Р.Давыдова, студия Союзмультфильм, 1973 г.)
А вот как этого героя описал Редьярд Киплинг: «Перед Волком, держась за низко растущую ветку, стоял голенький смуглый ребенок, едва научившийся ходить, - мягкий, весь в ямочках, крохотный живой комочек.
Вы узнали его?
Давайте побольше узнаем о друзьях Маугли: пантере Багире и удаве Каа. Для этого решим задачи, составив уравнения.
Учащиеся записывают и решают уравнение, а затем 1 ученик читает отрывок из произведения: «Багира, черная пантера, черная вся сплошь, как чернила, но с отметинами, которые, как у всех пантер, видны на свету … Все в джунглях знали Багиру, и никто не захотел бы становиться ей поперек дороги, ибо она была хитра, отважна …, бесстрашна. Зато голос у нее был сладок, как дикий мед, капающий с дерева, а шкура мягче пуха.» (Показ фрагмента из мультфильма)
Учащиеся записывают и решают уравнение.
III. Решение задач.
Еще один литературный герой – мужчина в английском платье XVIII века. Однажды корабль, на котором он плыл, потерпел крушение, и человек оказался на необитаемом острове. Там он прожил в одиночестве много лет, затем подружился с туземцем и назвал его Пятницей. Чтобы лучше его представить посмотрите фрагмент фильма … («Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», режиссер Ст. Говорухин, Одесская киностудия, 1972 г.).
О ком же шла речь?
Да, это Робинзон Крузо, а рассказал о нем в своей книге Даниель Дефо.
Учащиеся решают задачи.
Такое соединение математики, литературы и кинематографии сделает все составляющие интересными для ребят, позволит «оживить» математические задания, вызовет желание продолжить знакомство с литературными произведениями и их экранизациями.
Продолжение этой работы возможно в каникулярное время. Младшие школьники любят участвовать в различных конкурсах и соревнованиях, особенно тех, которые имеют логическое завершение в виде подведения итогов и поощрения (оно тоже должно быть направлено на развитие ребенка). Перед каникулами можно предложить ребятам поучаствовать в конкурсе «Самый внимательный». Для этого надо прочитать книгу и посмотреть соответствующий фильм, а затем сравнить их. Если будут отличия, то постараться понять:
Свои наблюдения учащиеся могут записать.
Конечно, в первый раз участников конкурса может быть немного.
Подведение итогов можно организовать в форме семинара и отметить работу наибольшего числа учащихся. Тогда в следующий раз желающих принять участие в таком конкурсе будет больше.
Результатом такой систематической работы будет знакомство младших школьников с замечательными литературными произведениями и прекрасными отечественными кино- и мультипликационными фильмами, дающими пищу для ума, способствующими воспитанию лучших человеческих качеств, раскрывающими горизонты для развития.
Вот примерный, но далеко не полный, список литературных произведений и фильмов, которые можно было бы рекомендовать младшим школьникам:
Литературное произведение |
Художественный или мультипликационный фильм |
Шарль Перро «Золушка» |
Х/ф «Золушка», режиссеры Н.Кашеверова и М.Шапиро киностудия «Ленфильм», 1947 г. |
Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка» |
М/ф «Дюймовочка», студия «Союзмультфильм», 1964 г. |
Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок» |
М/ф «Гадкий утенок», студия «Союзмультфильм», 1956 г. |
В.Катаев «Цветик Семицветик» |
М/ф «Цветик Семицветик», студия «Союзмультфильм», 1948 г. |
А.П.Чехов «Каштанка» |
М/ф «Каштанка», студия «Союзмультфильм», 1952 г. |
С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев» |
Х/ф «Двенадцать месяцев», режиссер А.Граник, киностудия «Ленфильм», 1972 г. |
Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» |
Х/ф «Сказка о потерянном времени», режиссер А.Птушко, киностудия «Мосфильм», 1964 г. |
Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» |
М/ф «Чебурашка и крокодил Гена», студия «Союзмультфильм», 1969 -1974 |
Л.Гераскина «В стране невыученных уроков» |
М/ф «В стране невыученных уроков», студия «Союзмультфильм», 1969 г. |
А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» |
Х/ф «Приключения Буратино», режиссер Л.Нечаев студия Беларусьфильм, 1975 г. |
Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» |
Х/ф «Два друга», режиссер В.Эйсымонт, киностудия им. Горького, 1954 г. |
А.Волков «Волшебник Изумрудного города» |
М/ф «Волшебник Изумрудного города», творческое объединение «Экран», 1974 |
В.Губарев «Королевство кривых зеркал» |
Х/ф «Королевство кривых зеркал», режиссер А.Роу, киностудия им. М.Горького, 1963 г. |
Редьярд Киплинг «Маугли» |
М/ф «Маугли», студия «Союзмультфильм», 1973 г. |
Джанни Родари «Приключения Чипполино» |
Х/ф «Чипполино», режиссер Т.Лисициан, киностудия «Мосфильм», 1972 г. |
Л.Лагин «Старик Хоттабыч» |
Х/ф «Старик Хоттабыч», режиссер Г.Казанский, киностудия «Ленфильм», 1956 г. |
Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» |
М/ф «Малыш и Карлсон», студия «Союзмультфильм», 1968 г. |
Даниель Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо» |
Х/ф «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», режиссер С.Говорухин, Одесская киностудия, 1972 г. |
В.Катаев «Сын полка» |
Х/ф «Сын полка», режиссер В.Пронин, студия «Союздетфильм», 1946 г. |
Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» |
Х/ф «Повесть о настоящем человеке», режиссер А.Столпер, киностудия «Мосфильм», 1948 г. |
© 2016, Богатырева Инна Вениаминовна 358