СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Воспитательный потенциал в групповых музыкальных занятиях»
"Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка.
В. А. Сухомлинский
Проблема воспитательного потенциала на групповых музыкальных занятиях затрагивает различные стороны функционирования системы современного преподавания. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности ребенка.
Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего детям образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности.
Профессионализм педагога заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к занятию, определять его образовательные и воспитательные возможности.
Хотелось бы отдельно подчеркнуть важность музыкального воспитания детей в развитии мышления, воображения, внимания, памяти, воли, эмоциональной сферы, нравственно-эстетических потребностей, познавательных способностей. Музыка активизирует восприятие и представление, будит фантазию и воображение.
Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. На музыкальных занятиях я предлагаю детям послушать музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года». Детям нравится слушать пьесы «Октябрь», «Декабрь», «Апрель», стихи к этим пьесам. Слушая музыку, дети определяют музыкальные инструменты, которые звучат в этих пьесах. «Детский альбом», который Чайковский посвятил своему племяннику Володе, так же слушаем на занятиях с детьми. Можно представить картинку при слушании пьес таких как: «Утро», «Мама», «Игра в лошадки», «Марш оловянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Вальс», «Баба-яга», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», «Камаринская». К каждой пьесе, мы вместе с детьми, придумываем маленький рассказ, задаю вопросы, как надо поступить, обсуждаем поведение героя. Мои наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.
В своей практике я убедилась в том, что большое значение имеет вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание взаимосвязи содержания и формы. Ответы на такие вопросы многому учат детей.
Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Поэтому я предлагаю слушать по два или три произведения. Одно из произведений является основным, и на нем я более всего сосредотачиваю внимание при анализе, а другие служат для сравнения.
Можно легко проверить, как дети различают разные отдельные части произведения, как слышат звучание инструментов, как замечают появление характерных ритмических, мелодических оборотов. Дается конкретное задание в процессе слушания поднять руку (или карточку), если услышал то, что от него требуется. С помощью такого простого задания можно более точно контролировать работу детей, но, и это самое важное, такое задание заставляет детей активно вслушиваться в музыку. Удобно такое задание еще и потому, что уровень усвоения материала можно проверить тут же, в самом процессе преподавания.
Хочу подчеркнуть, что центральным моментом восприятия музыки остаётся эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания, что является воспитательным потенциалом. Решение этой проблемы связано с необходимостью:
- специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
- использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, дирижирования;
- использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.
Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки. С одной стороны, в песнях передано определенное содержание к нему; с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях). Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру, дружбы.
Правильный подбор песенного материала способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор. Непременным условием качества репертуара является разнообразие тем и жанров песенного материала. Соблюдение этого условия способствует повышению интереса и желания учащихся к исполнению песен. К тексту песен и к музыке я подхожу очень внимательно. Песни ко Дню Матери я стараюсь подбирать такие, в которых не только теплые слова о маме, но и поучительные моменты, не забываю и бабушек. Ко Дню Защитника Отечества выбираю энергичные, современные, патриотические песни, в которых звучат теплые слова о папе. К весеннему празднику 8 марта в моем репертуаре не только веселые песни, но и вдумчивые, протяжные, распевные.
Что бы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно.
Осваивая любую форму музыкальной деятельности, важно учитывать следующие принципы:
- комплексное решение основных задач музыкального воспитания;
- систематичность;
- постепенность;
- последовательность;
- повторность;
Таким образом, каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на развитие детей. Поэтому так важно в музыкальном воспитании использовать все виды музыкальной деятельности.
В заключении можно сказать, что эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитательного потенциала на групповых музыкальных занятиях, носят, прежде всего, развивающий характер. В процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей, и происходит это только через деятельность.
Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Способствуют становлению характера, норм поведения. Обогащают внутренний мир ребенка яркими переживаниями. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Список литературы:
Воспитательный потенциал на групповых музыкальных занятиях
"Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка.
© 2019, Кравчук Татьяна Николаевна 574