СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема воспитательного мероприятия: Умеем ли мы общаться?
Цели: продолжить формирование навыков, необходимых в дружбе, в человеческом общении, в умении нравственного самопознания, самоанализа и самооценки; способствовать созданию коллектива группы первокурсников.
Ресурсы: цветные квадратики, «лепестки ромашки», вырезанные из бумаги, карточки с пословицами, картонные кружки трёх цветов (синий, жёлтый, оранжевый); для участников стулья в кабинете поставлены в круг.
Ход мероприятия:
Организационный момент
Студенты входят в кабинет и берут кружок любого цвета и садятся на стулья, поставленные в круг. (Количество кружков равно количеству студентов. Кружков каждого цвета выложено поровну, чтобы получилось три равные группы участников).
Вступление
«В ладонях человека – шар света. На земле, где так много проблем и суеты, легко сбиться с пути и забыть, зачем ты родился. Но если солнце опустится к тебе в ладони, ты и в самой кромешной мгле найдёшь правильную дорогу. Бережно и осторожно человек несёт в своих ладонях солнце».
Преподаватель: Какие вопросы вы можете задать по содержанию картины?
Студенты: Куда человек несёт сияющий шар? Почему солнце не сжигает человека, а даёт ему силы и спокойствие?
Студенты получают задание дать название картине. После того, когда все варианты названий прозвучат, преподаватель говорит название картины: К.Чюрлёнис «Дружба».
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Преподаватель: Кто автор стихотворения?
(Александр Сергеевич Пушкин)
Преподаватель: Кому посвящено стихотворение А.С. Пушкина?
(Ивану Ивановичу Пущину)
Преподаватель: Два года Александр Сергеевич Пушкин жил в имении бабушки, в селе Михайловском. Ни родных, ни друзей не было рядом с Александром Сергеевичем Пушкиным, только няня Арина Родионовна разделяла одиночество поэта. И вот однажды ранним морозным утром к Пушкину приезжает лицейский друг Пущин.
Друг подобен драгоценному кристаллу или алмазу. Его нужно хранить, как сокровище. Так же, как хранят в тайниках алмазы, храните своих друзей глубоко в тайниках своего сердца. Как настоящие драгоценные камни, их нужно порой доставать оттуда и, любуясь, наслаждаться. И когда вы увидите, как засиял ваш друг в лучах вашей любви, вас наполнят радость и счастье. Такова природа дружбы. К сожалению, люди находят мало алмазов в своей жизни, и потому в сердцах их зияет много пустот.
Формулировка темы и цели мероприятия
Преподаватель: Сформулируйте тему классного часа.
Студенты: Разговор о дружбе. Умеем ли мы общаться?
Преподаватель: На что может быть похожа дружба? (Цветок, звезда, луч света).
Преподаватель: Сформулируйте цель классного часа.
Студенты: Понять, необходимо ли человеку иметь друзей. Определить, умеем ли мы общаться друг с другом, каким должен быть друг.
Чтение рассказа
Преподаватель даёт задание студентам прочитать отрывок из произведения А.Сент-Экзюпери «Мысли о друге»
Я так устал от полемики, от непримиримости, от фанатизма! К тебе я могу войти, не надевая никакого мундира, не исповедуя никакого Корана и не отрекаясь ни от чего, что принадлежит моей внутренней родине. Рядом с тобой мне нет надобности ни каяться, ни оправдываться, ни доказывать; наша встреча осенит меня миром… Поверх всех моих неуклюжих слов, поверх всех моих рассуждений, которые могут быть ошибочными, ты видишь во мне просто Человека. И если я не похож на тебя, то этим я не только не оскорбляю тебя, а, наоборот, обогащаю тебя.
И я благодарен тебе за то, что ты принимаешь меня со всем, что есть во мне. На что мне друг, который будет судить меня?
Друг мой, ты нужен мне, как горная вершина, на которой дышится так легко!
Друг в человеке – это его часть, предназначенная для тебя, она открывает тебе дверь, которую, может быть, никому больше не откроет. И твой друг – настоящий, и всё, что он говорит, - правда, и он любит тебя…
Дружба – это прежде всего примирение и великое духовное общение вопреки ничтожным мелочам.
Задания к тексту:
Разыгрывание ситуаций
Преподаватель: Какие ситуации можем рассмотреть в рамках темы «Умеем ли мы общаться»?
Студенты: Ситуации, когда друзья не могли помириться.
В школьные годы со мной вместе училась близкая подруга Эля. Мы давно с ней дружили. В старших классах я стала учиться намного лучше, чем в средней школе. И вот моя лучшая подруга начала искать повод, чтобы выставить меня на посмешище перед всем классом, а иногда Эля просто отказывалась говорить со мной. Причиной всему – её зависть ко мне. Так я рассорилась со своей близкой подругой.
Преподаватель предлагает участникам, сидящим в кругу, по очереди рассказать свою ситуацию, когда с подругой поссорились и смогли помириться или поссорились с подругой и не смогли помириться. А также ответить на вопрос: нужны ли человеку друзья?
Итог: именно в дружбе человек приобретает навыки общения, учится понимать других людей, а без этих умений невозможно быть полноценной, успешной личностью.
Условие игры: на некотором расстоянии стоят двое участников, повернувшись друг к другу лицом. Каждый по очереди должен говорить что-то приятное для другого человека, и после того, как прозвучит комплимент, играющие делают шаг навстречу. Комплименты игроками говорятся до тех пор, пока участники игры не окажутся рядом друг с другом.
Разыгрывание сценки.
Итог:
Преподаватель: Легко ли говорить комплименты? Нужны ли комплименты?
Студенты высказывают своё мнение.
Преподаватель: Не надо забывать, что добрые слова, сказанные искренно, от чистого сердца, сближают людей.
Ольга с Аллой были дружны с первого класса. Конечно, за эти годы между ними было много ссор, но обычно они длились недолго. После очередной размолвки девочки делали шаг навстречу друг другу. Но недавно произошло событие, которое развело подруг в разные стороны. Ольга летом отдыхала на даче, а родители жили в городе и не интересовались тем, с кем дочь проводит время. Но когда девочка вернулась в город, вдруг оказалось, что родителям не нравятся новые друзья дочери. Родители угрожали, что на новых друзей Ольги заявят в полицию. (Хотя, право же, ничего плохого ребята не делали. Они только отличались от прочей публики стилем одежды да причёсками. А по сути они замечательные, добрые ребята).
Как-то раз в разгар этой истории Ольга сидела у Аллы дома и «плакалась в жилетку». И тут как бы невзначай Алла спросила Ольгу: «А где вы собираетесь?» Ольга, не чувствуя подвоха, ей всё рассказала. А когда на следующий день я пришла к своим новым друзьям, они не захотели меня знать. Оказалось, что любимая подруга Алла всё рассказала родителям Ольги, а те к ребятам привели знакомого полицейского. У друзей Ольги образовалось множество проблем.
Прошло время, все уже забыли про эту историю. Алла пыталась подойти к Ольге, заговорить.
Разыгрывание ситуации.
Преподаватель: Почему подруги помирились? Что даёт умение прощать?
Первая группа. Дружба – соучастие в благих делах и в испытаниях (Платон).
Вторая группа. Другом является тот, с кем я могу быть искренним, в присутствии кого я могу думать вслух (Р.Эмерсон).
Третья группа. Другом считай того, кто желает помочь, даже если и не может (Ф.Александрийский).
Итог:
Преподаватель: Что значит бескорыстная дружба?
Студенты высказывают своё мнение.
Первая группа. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Вторая группа. Старый друг лучше новых двух.
Третья группа. Нет друга, так ищи, а нашёл – так береги.
Преподаватель: Приведите свои примеры пословиц о дружбе.
Подведение итогов
Студенты садятся в общий круг.
Студенты поднимают сигнальную карточку. Если обсуждение данной темы считают полезным, то студенты поднимают квадрат
«красный» - да
«зелёный» - сомневаюсь
«чёрный» - нет.
© 2016, Аносова Марина Юрьевна 9006