© 2017 1750
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
У А. К. Толстого рано обнаружился интерес к национальной истории. Она не только образует особую сферу эпического, но вторгается даже в лирику, внося в неё «балладные» мотивы и образы. Стихотворения А. К. Толстого, таким образом, совмещают в себе разнородные жанровые начала – собственно лирическое и балладное.
Исторические ассоциации осложняют лирические начало многих стихотворений, даже тех, в которых отсутствуют прямые «выходы» в историю, но в них тем не менее ощутим исторический «элемент». Таково, например, стихотворение «По гребле неровной и тряской…». Простое по содержанию и построению, оно далеко не однозначно по заключённому в нём смыслу. «Вот картина, нарисованная верными и простыми красками, – писал Н. Н. Страхов об этом стихотворении, – сверх того, уловлено весьма тонкое душевное настроение, притом уловлено совершенно просто, без всякого подхода, без всякого напряжения. Стих так прост, что едва подымается над прозою; между тем поэтическое впечатление совершенно полно».
Что же это за душевное настроение, «уловленное» поэтом «совершенно полно»?
А. К. Толстой в поэтической образной форме выражает мысль: жизнь наша строится на повторяющихся вещах, или, как об этом писали в самом начале XX в., уже после смерти поэта, на своего рода «рядах изменений». Повторяемость компенсирует нам необратимость жизни. Она же помогает освобождаться от пережитого и мысленно путешествовать во времени. Жизнь – вечное возвращение, – вот, собственно, «философия» этого стихотворения. Всё уже было, и всё ещё будет.
Кстати, эту мысль «прочёл» в стихах А. К. Толстого Н. С. Лесков, в библиотеке которого, хранящейся в Орле, есть экземпляр стихотворного сборника Толстого (1867 г.). В нём после текста стихотворения «По гребле неровной и тряской.» рукою Андрея Лескова, сына писателя, помечено карандашом: «См. «Рус. общ. заметки» Лескова, без подписи, в «Бирж. ведом.» 1869 г. № 208, воскр., 3 авт. »
Открываем этот номер «Биржевых ведомостей» и находим «Русские общественные заметки». В них Лесков, имея в виду интересующее нас стихотворение А. К. Толстого, но не называя его, пишет, в частности: «Если смотреть побеспристрастнее, то жизнь наша как будто некая планета, обежав свою сферу, снова является в некоторых знакомых фазах, и это даже как будто почему-то необходимо». И далее: «Так вообще у народов целого мира, так и у отдельных государств. Поэт, граф Ал. Конст. Толстой, в своём спиритуалистическом настроении, замечал такие повороты даже в жизни индивидуальной».
Отметим, к слову, что «спиритуалистические настроения» составляли основу мироощущения Толстого, который признавал сущностью мира духовное первоначало. Они же являлись основой его эстетических взглядов, согласно которым источником творчества является «царство вечных идей», а искусство – это не что иное, как мост между реальным, земным миром и «мирами иными».
Но вернёмся к стихотворению, напомним его текст:
По гребле неровной и тряской,
Вдоль мокрых рыбачьих сетей,
Дорожная едет коляска,
Сижу я задумчиво в ней, –
Сижу и смотрю я дорогой
На серый и пасмурный день,
На озера берег отлогий,
На дальний дымок деревень.
По гребле, со взглядом угрюмым,
Проходит оборванный жид,
Из озера с пеной и шумом
Вода через греблю бежит.
Там мальчик играет на дудке,
Забравшись в зелёный тростник;
В испуге взлетевшие утки
Над озером подняли крик.
Близ мельницы старой и шаткой
Сидят на траве мужики;
Телега с разбитой лошадкой
Лениво подвозит мешки.
Мне кажется всё так знакомо,
Хоть не был я здесь никогда:
И крыша далёкого дома,
И мальчик, и лес, и вода.
И мельницы говор унылый,
И ветхое в поле гумно.
Всё это когда-то уж было,
Но мною забыто давно.
Так точно ступала лошадка,
Такие ж тащила мешки,
Такие ж у мельницы шаткой
Сидели в траве мужики,
И так же шёл жид бородатый,
И так же шумела вода…
Всё это уж было когда-то,
Но только не помню когда!
1840-е годы
Интонационно-синтаксический «ход» стихотворения воспроизводит будничную картину деревенской жизни в «серый и пасмурный день». Стихи необычного повествовательного облика, как бы прозаические по своему колориту и по характеру вкраплённых в них предметных деталей. По виду – это страничка прозы, фрагмент рассказа или очерка. Тяготение к прозе, к очерковости, к сюжетности, насыщенность стиха конкретными наблюдениями – это признаки той поэзии, которую В. Г. Белинский именовал «дельной» и примечательные особенности которой сложились к 50-м годам в законченную систему в поэзии Н. А. Некрасова. Пейзаж в стихотворении «По гребле.» по звучанию и окраске близок к некрасовским описаниям природы. В известной мере здесь можно говорить о воздействии на А. К. Толстого художественных принципов так называемой «натуральной школы», хотя поэт и не разделял её эстетических установок.
При всей конкретности предметного рисунка смысл данного стихотворения не может быть сведён к простой деревенской зарисовке или дорожным наблюдениям путника, едущего в коляске. Простота и естественность внутреннего движения стихотворения создаёт второй план, сугубо лирический подтекст. Предметные детали становятся средством выражения авторского интуитивного проникновения в жизнь. Поэту кажется «знакомо» всё, что он видит перед собой. «Знакомо» потому, что всё это уже изрядно примелькалось, но не только поэтому. Память поэта необъятна, она способна проникнуть в «до-историю». Всё, что его (и нас, разумеется) окружает, существует не только в настоящем, но и в прошлом: «Всё это когда-то уж было. Но мною забыто давно». Именно на эти строки переносится смысловая тяжесть стихотворения.
Скрытый ретроспективный план его, раздвигая границы изображаемого, рождает мотив исторических воспоминаний и делает «сюжет» открытым. В самых, казалось бы, непритязательных стихах с особенным блеском проявилось уверенное мастерство поэта. Никаких метафор, всё совершенно конкретно, вещественно, предметно. Мельница – это только мельница и ничего более, равно как и мальчик, и утки, и телега, и мужики. Ничто ничему не уподобляется. Но вместе с тем эти конкретные понятия превращены в своеобразные символы. Вещные детали несут в себе ассоциативно-психологическую нагрузку, и стих уводит в глубину подтекста, рассчитанного на душевную отзывчивость читателя.
Незатейливый ритм, оголённая простота прямой и точной речи, прозаизированный словарь. И при этом поэт не впадает в прозаичность. Здесь уместно привести слова Гейне о том, что только подлинный поэт умеет «с самыми ничтожными средствами производить самые поразительные эффекты».
Стихотворение «По гребле» привлекло внимание многих писателей, находивших в нём что-то созвучное своим мыслям и настроениям. Так, В.Г. Короленко в рассказе «Река играет» думает стихами А. К. Толстого. В уста «проходящего», от имени которого ведётся повествование, он вложил собственные размышления при виде взыгравшей реки: «И казалось мне, что всё это когда-то я уже видел, что всё это такое родное, близкое, знакомое: река с кудрявыми берегами и простая сельская церковка над кручей, и шалаш, даже приглашение к пожертвованию на «колоколо господне», такими наивными каракулями глядевшее со столба…
Всё это уж было когда-то,
Но только не помню когда… –
невольно вспомнились мне слова поэта».
Слова поэта вспомнились герою рассказа ещё раз – при виде «стихийного, безалаберного, распущенного и вечно страждущего от похмельного недуга перевозчика Тюлина», который показался «таким близким и так хорошо знакомым».
Известный русский переводчик Н. М. Любимов, вспоминая своё первое знакомство с поэзией Алексея Константиновича Толстого, писал: «И мне уже было очень знакомо ощущение, будто я всегда жил на земле, и стоит взгляду на каком-нибудь явлении остановиться, как я начинаю смутно его припоминать:
Всё это уж было когда-то,
Но только не помню когда.
(«Несгораемые слова»)».
Подобное ощущение – правда, без ссылки на А. К. Толстого, но явно не без его влияния – испытывал герой рассказа Юрия Казакова «Ночь», когда описывал своё душевное состояние на пути к утиному озеру: «Хорошо думается в такие минуты: вспоминается вдруг далёкое и забытое, обступают тесным кругом когда-то знакомые и родные лица, и мечты сладко теснят грудь, и мало-помалу начинает казаться, что всё это уже было когда-то. Будто проходил уже прохладными от сырости оврагами и сухими борками, и река темнела, с плеском обрывались в неё куски подмытого берега, тихонько стукались плывущие по воде бревна, появлялись и исчезали чёрные стога сена, и деревья с искривлёнными в немой борьбе ветвями, и зарастающие тиной озерца с чёрными окнами. Только никак не вспомнить, где же, когда это было, в какую счастливую пору жизни».
Правдивость самовыражения А. К. Толстого, тонкое мастерство в передаче настроений и оттенков чувства, изящество и живописность поэтической манеры, наконец, глубина и оригинальность философской мысли – не в этом ли кроется причина столь пристального внимания мастеров художественного слова к стихотворению «По гребле неровной и тряской»? И это же свидетельство того, что поэтическое искусство А. К. Толстого оказывалось удивительно восприимчивым к живому движению истории.
Источник: Гапоненко П. А. «Всё это уж было когда-то» (Об одном стихотворении А. К. Толстого) // Русский язык в школе и дома. 2005. – № 5. – С. 14–17.
Картина «Земский врач»
*
См.:
Карта сайта
Литература
Толстой А. К.
© 2017 1750