СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пуговкина Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Лицей №1»
г.Усолье-Сибирское
Всё начинается с умения читать
Сегодня, наверное, надо говорить не об умении просто читать, демонстрируя знание алфавита и способности соединять звуки в слоги и слова. И даже не о смысловом чтении, или, лучше сказать, о его отсутствии, что стало проблемой для современного общества.
Сегодня надо говорить о чтении, развивающем творческие способности детей. А текстом может быть всё: сказка и стихотворение, картина и фотография, пейзаж за окном и лицо пассажира в автобусе, фигура человека, медленно удаляющая в темноту ночи, и ребёнок, засыпающий в колыбели. Человек любой образ, ситуацию, окружающую действительность, облекает в слова, даже если это внутренняя речь, то есть его мысли. Значит, он считывает реальность, которая должна запечатлеться в его памяти определённым образом, чувством, у которых есть своё слово - имя.
Каждый творец: художник, поэт, композитор, режиссёр – прежде чем создать свой текст (картина, песня, фильм), обязательно его осмыслит. К каждой своей мысли подберёт именно те «имена», которые должен понять читатель, зритель, слушатель. И необходимо, чтобы они совпали в понимании созданного, автор и читатель.
Думаю, коллеги очень часто сталкиваются со сложной ситуацией, когда, взяв пятый класс, обнаруживают, что ребята не умеют читать выразительно. Они читают быстро, но при это не различают конец и начало предложения, не видят знаков препинания, а следовательно, не делают пауз. Не могут воспроизвести вопросительную, побудительную интонацию, придумывают слова по первым слогам, так как не видят всего слова, и т.д. А когда их останавливают, просят не тропиться, тогда ребятишки совсем теряются, запинаются, заикаются или отказываются читать вслух.
Ещё большей проблемой становится выразительное чтение стихотворения наизусть: ребята рассказывают стихи с такой скоростью… И переучивать бесполезно, потому что медленно они прочитать уже не смогут. Смысл заучивания наизусть сводится к точному и быстрому (как бы не забыть!) воспроизведению слов. О какой выразительности может идти речь? Слух ребёнка напрочь перебит скоростью, словно поездка в скоростном поезде – всё промелькнуло, и ничего не помнишь.
Только единицы ребят могут читать понятно, с интонацией, правда, не понимая многих слов. А почему?
Давайте зададимся вопросом: кто и как учит детей читать? Бабушки, родители, воспитатели в детских садах, школы раннего развития.
Например, находим в интернете советы для родителей и учителей.
Родители, которые хотят научить ребенка читать, должны помнить об особенностях поэтапного формирования навыка и необходимости прохождения всех этапов в пределах каждой букварной темы.
Естественно, что это длительный процесс. Он распадается на ряд этапов (вряд ли вы встречали ребенка, который после знакомства с буквами сразу же начинал читать и понимать (!) тексты). До этого момента ребенку придется преодолеть несколько этапов: 1 этап - Учим и запоминаем буквы; 2 этап - Учимся читать слоги разной степени трудности; 3 этап – Читаем и понимаем смысл прочитанного слова; 4 этап - Читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.
В школы сейчас принимают детей, которые должны уметь читать, но умеют ли они слышать слово? Каждый его звук. И ощущают ли дети близость, например, слов, начинающихся со звука Ш – шорох, шелест, шипение… или со звуков ГР – гром, грохот, гроза, грач…
Все звуки надо не только произносить, их необходимо слышать, вслушиваться в них и всматриваться…
Шелест листьев – смотрим на колышущиеся деревья и слушаем шелест. Шум моря – слушаем и смотрим… А какие звуки издают бегущий ручей и падающие снежинки?
Потом звуки могут обрести цвет, ассоциации, чувства… Знаем, как можно нарисовать настроение, так же можно изобразить звуки (теории звука и цвета).
Наши дети сегодня, как иностранцы: молодёжный сленг – смесь английского, компьютерного и жаргонного языков. И читать их учат на примере марсианских стихотворений. И их героями становятся шреки, гоблины… (грустно? Жутко!)
Конечно, наверное, и это надо знать. Но, может быть, надо учить на примерах из древнерусского языка, он для детей равен марсианскому.
И книги для маленьких детей писать и печатать с ударение над словами, как в книгах для иностранцев. И многие родители бы вспомнили как правильно произносятся слова, а дети с детства могли бы слышать правильную речь, пусть только и во время чтения книг.
Всё начинается с умения читать…
© 2023, Пуговкина Марина Анатольевна 97