СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Казахстан, ЗКО, г. Уральск, СОШ №25 зам. директора по УВР
учитель физики высшей категории,
отличник просвещения Каз.ССР
Полулях В.М.
«Всё вроде правильно, а результата нет…»
Важнейшей задачей обучения в школе, является формирование гармонично развитой личности с навыками ассоциативного мышления, умеющей чувствовать многообразие жизни и способной представить это многообразие в частных явлениях природы.
Сегодня научно-технический прогресс решительно вторгся в нашу жизнь, а интерес у школьников к физике неуклонно понижается. По мнению академика В.Г.Разумовского, можно выделить три характерных причины:
ученику физика не интересна, поскольку свою дальнейшую деятельность он планирует в другой области;
ему неинтересно на уроке, так как, он прочитал или видел все то, о чем говорят на уроке по телевидению, в интернете;
ученику трудно усвоить абстрактные понятия, и он не видит причин, по которым ему следовало бы переламывать себя.
В работе любого инженера гуманитарное знание также играет не меньшую роль, чем знание чисто техническое, так как хороший специалист должен понимать не только узконаправленные результаты своей профессиональной деятельности, но и ее последствия. Инженер, воспринимающий только технические идеи, может лишь тиражировать технику, но не может создавать что-либо качественно новое, значимое.
Учебный предмет физики, вводящий учащегося в мир научного знания и мышления, изначально обладает определенным потенциалом приобщения учащихся к ценностям культуры.
Например, знакомя учащихся пусть даже с отдельными фактами из истории физики, с жизнедеятельностью выдающихся ученых, можно не только показать красоту самого процесса тайн природы, но и богатство духовного мира людей, преданных науки. Знание жизни известных исследователей возвышает чувства подростка и заставляет его более осмысленно посмотреть на свою работу. Выдающийся физик ХІХ столетия Л.Больцман говорил, что тем, чем он стал, он обязан Шиллеру и Бетховену. А.Эйнштейн считал, что профессиональные успехи ученого существенно зависят от его общего развития. На протяжении всей своей жизни Эйнштейн был страстным скрипачом, часто обращался к музыке в моменты творческого кризиса. О своих увлечениях музыкой и физикой он говорил: «Оба они имеют один источник и дополняют друг друга…».
Наше время не похоже на золотой век физико-математического образования. За много лет в жизни общества изменилось многое, но в классической физике все осталось таким же, как и было. И проблемы преподавания, вообще говоря, остались те же. Электростатика была и есть раздел трудный для понимания, а газовые законы объясняются легче. Вне зависимости от конъюнктуры талантливых мало, а «неталантливых» много. Как всегда, талант обязан развиваться, иначе он гибнет, да и «неталантливые» при ближайшем рассмотрении часто оказывается не такими уж «неталантливыми».
Поэтому увлечение технологиями не есть панацея от всех бед. Технологии это для производства роботов, а в школе не роботы, и не производство. Мне кажется большой ошибкой - строгая регламентация процесса обучения в рамках какой-либо методики. Преподавание - это максимально творческий процесс, в котором не существует никаких универсальных методов и способов. Здесь нельзя жёстко регламентировать, грубо вмешиваться и тем более оценивать количеством «плюсиков».
Можно с некоторой уверенностью говорить только о том, чего преподавателю делать не надо. Однако следует, вероятно, принимать к сведению положительный опыт коллег, проверенные и многократно опробованные приемы преподавания, применение которых оказалось успешным, но брать только то, что тебе близко по духу, а не то, что заставляют или является данью моды. Учитель обязан быть личностью, а не просто преходящим в класс по распределённой нагрузке. Чтобы чувствовать и любить физику необходимо, как минимум ею не напугаться и не возненавидеть её.
Сейчас информатизация шагает по миру семимильными шагами. В сети можно найти, практически, любую книжку, любую информацию, любой видеоурок классных учителей и этим необходимо пользоваться.
План урока также необходим. Другое дело, что план - не догма. Расписать по минутам проведение урока нельзя. Урок - не телепередача. Задача учителя не в том, чтобы отработать номер, а в том, чтобы добиться понимания.
Урок – это, прежде всего, диалог. Да, ведет урок учитель, однако не менее важна реакция слушателей. Должна быть, как говорится, обратная связь. Что - то может оказаться непонятными и придется потратить время на повторное объяснение. Возможно, начнется дискуссия в процессе разбора задачи, и прерывать ее не захочется. Словом, на реальном уроке может возникнуть множество обстоятельств, которые поломают заранее заготовленный план. Тем не менее, планировать надо. Просто, в плане урока следует учитывать разные варианты его возможного развития. Учитель для начала сам должен разделить главное и второстепенное и чем можно пожертвовать при нестандартной ситуации.
На любом уроке главное - это непонятное сделать понятным, остальное не столь важно. Думать надо о главном, а какие слова говорить и какие формулы писать - решать по обстановке, для каждого случая иметь свой рецепт. Главное, чтобы у школьников возникло понимание изучаемого материала. Школьная физика в большой степени - строгая теоретическая наука. Понятное дело, сложные вещи нужно стремиться объяснить просто. Однако простота не должна быть в ущерб точности рассмотрения, не стоит перегружать объяснения введением новых терминов. Тем более не следует заставлять заучивать определения. Последнее вредно. Напротив, надо работать над тем, чтобы школьники учились своими словами описывать теоретические построения или математические модели явлений.
Знать физику означает уметь решать задачи. Тот, кто умеет решать, знает и понимает физику, кто не умеет - не знает и не понимает. Человек, выучивший много формул и определений, но не способный решать задачи, подобен поэту, который отлично разбирается в правилах стихосложения, но стихов не пишет.
На мой взгляд, очень вредным является способ обучения, который условно можно назвать - способ дрессировки. В результате, в лучшем случае ученик запомнит формулы. Выводить эти формулы он не научится. Самое главное, что совершенно не усвоенными останутся физические идеи.
И в заключении хочется напомнить, что только личность способна воспитать личность, что учитель это талант от Бога, что учителю человечество доверяет самое ценное, что у него есть – своё будущее. И если учитель не является свободной от бумажной рутины интересной для учащихся личностью, то не помогут ему никакие, даже самые современные технологии и методики, не будут его должным образом воспринимать ученики, не сможем мы передать следующим поколениям ту любовь к физике, которую когда-то передали нам наши учителя.
© 2015, Полулях Валерий Маркович 805