СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Знакомство с основными понятиями языка Turbo-Pascal. Выработка навыков работы в Turbo-Pascal. Решение практических задач с использованием операторов ввода-вывода.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
План работы учащегося
Используются в арифметических выражениях.
Функция |
Назначение |
Тип аргумента |
Тип функции |
Abs(x) |
Вычисление абсолютного значения x |
вещественный целый |
вещественный целый |
sqr(x) |
Вычисление квадрата x |
вещественный целый |
вещественный целый |
sqrt(x) |
Вычисление квадратного корня из x |
вещественный целый |
вещественный вещественный |
sin(x) |
Вычисление синуса x |
вещественный целый |
вещественный вещественный |
cos(x) |
Вычисление косинуса x |
вещественный целый |
вещественный вещественный |
arctan(x) |
Вычисление арктангенса x |
вещественный целый |
вещественный вещественный |
exp(x) |
Вычисление экспоненты (числа e=2,71828…) в степени x |
вещественный целый |
вещественный вещественный |
ln(x) |
Вычисление натурального логарифма x |
вещественный целый |
вещественный вещественный |
log(x) |
Вычисление десятичного логарифма x |
вещественный целый |
вещественный вещественный |
Pi |
Число p |
нет |
вещественный |
Операция |
Назначение |
Пример записи |
Тип используемых переменных |
Тип результата |
div |
Вычисление частного при делении a на b |
C:=a div b; |
целый |
целый |
mod |
Вычисление остатка от деления a на b |
D:=a mod b; |
целый |
целый |
Например, Y := 25 div 3; (переменной Y присваивается 8), Y := - 25 div 4; (переменной Y присваивается -6),
Y := 13 mod 3; (переменной Y присваивается 1), Y := 13 mod 4; (переменной У присваивается 1).
Функция |
Назначение |
Тип аргумента |
Тип функции |
trunc(x) |
Нахождение целой части x (дробная часть числа отбрасывается) |
вещественный целый |
целый |
int(x) |
Округление вещественного числа x по направлению к нулю |
вещественный |
вещественный |
round(x) |
Округление x в сторону ближайшего целого по математическим правилам |
вещественный целый |
целый целый |
Frac(x) |
Вычисление дробной части числа Х |
вещественный |
вещественный |
Примеры:
Y := trunc(13.999); (переменной Y присваивается 13), Y := trunc(13.111); (переменной Y присваивается 13),
Y := round(3.145); (переменной Y присваивается 3), Y := round(23.5); (переменной Y присваивается 24), Y := round(-12.5); (переменной Y присваивается -13).
Y := int(2.7) (переменной Y присваивается 2), Y := int(-32.3) (переменной Y присваивается -32).
Генерация случайных чисел (А) |
|||
Что требуется получить |
Дано |
Оператор |
Результат (А) |
Любое число от 0 до 90 |
Аргумент - 91 |
А : = Random(91); |
Любое число от 0 до 90, например 62. |
Двухзначные целые положительные числа |
Числа от 10 до 99, всего: 99-10+1=90 (числа). |
А : = Random(90)+10; |
Любое число от 10 до 99, например 12. |
Двухзначные целые положительные четные числа |
Числа 10, 12, 14, … до 98, всего чисел (98-10)/2+1=88/2+1=45. |
А : = Random(45)*2+10; |
Получаются число от 0 до 44, умножаются на 2 и увеличиваются на 10. Например, 56 |
Числа в заданном промежутке с заданным шагом. |
N - начало промежутка, M - конец промежутка, шаг - К. |
А : = Random (((N–M) div K)+1)*К+N; |
Сгенерируем случайное число в промежутке от 0 до (N – M) div k. Умножаем на К и прибавляем N. |
Пример1. Демонстрация стандартных арифметических функций с целочисленными переменными
program func_int;
var A,b,c:integer;
begin
a:=-9; {исходные данные}
b:=abs(a); {функция abs(a) вычисляет абсолютное
значение переменной a, то есть модуль a и присваивает его значение переменной b)}
writeln('b=’,b);{вывод на экран монитора значения
переменной b – результат вычисления абсолютного значения переменной a}
c:=sqr(b); {функция sqr(b) возводит в квадрат
значение переменной b и присваивает его переменной c}
writeln(‘c=’,c); {вывод на экран монитора значения
переменной c - результат
возведения в квадрат переменной b}
end.
Пример 2. Демонстрация стандартных арифметических функций с вещественными переменными
Program func_real;
var
a,b:real; {описание переменных}
begin
a:=4.0;
b:=sqr(a); {функция sqr возводит в квадрат число а и
полученное значение присваивает вещественной переменной b}
writeln ('a*a=',b); {вывод значения переменной b }
b:=abs(-a); {присваивание переменной b значения модуля а}
writeln ('|-a|=',b); {вывод на экран монитора значения
переменной b}
end.
Задания для самостоятельной работы
Program a;
Var a,b,c:integer;
Begin
Read(a.b);
Writeln((a+b+c)/3);
End.
© 2015, Рамазанова Валентина Леонидовна 803