СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Второе занятие. «Составление программ с использованием арифметических операций и функций, преобразование числовых переменных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Знакомство с основными понятиями языка Turbo-Pascal. Выработка навыков работы в Turbo-Pascal. Решение практических задач с использованием операторов ввода-вывода.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ:

Учащиеся должны знать:

  • Основные понятия языка Turbo-Pascal;
  • Структура программы Turbo-Pascal;
  • Операторы ввода-вывода:
  • Дополнительные арифметические операции и функции, преобразования числовых переменных;
  • Как генерировать случайные числа.

Учащиеся должны уметь:

  • Составлять простейшие программы с использование операторов присваивания, ввода и вывода;
  • Составлять простейшие программы с использованием дополнительных арифметических операций и функций;
  • Сохранять, загружать и корректировать программы;
  • Преобразовывать числовые переменные;
  • Работать в редакторе Turbo-Pascal;
  • Выбирать случайные числа из заданного промежутка и манипулировать с ними.

План работы учащегося

  1. Внимательно прочитать предложенный материал.
  2. Задать все возникшие вопросы можно по E-mail.
  3. Выполнить максимально возможное количество заданий для самостоятельной работы и отправить их в электронном виде на E-mail (можно принести на электронном носителе в кабинет информатики).
  1. Встроенные стандартные математические функции, используемые в Turbo Pascal.

Используются в арифметических выражениях.

Функция

Назначение

Тип

аргумента

Тип функции

Abs(x)

Вычисление абсолютного значения x

вещественный

целый

вещественный

целый

sqr(x)

Вычисление квадрата x

вещественный

целый

вещественный

целый

sqrt(x)

Вычисление квадратного корня из x

вещественный

целый

вещественный

вещественный

sin(x)

Вычисление синуса x

вещественный

целый

вещественный

вещественный

cos(x)

Вычисление косинуса x

вещественный

целый

вещественный

вещественный

arctan(x)

Вычисление арктангенса x

вещественный

целый

вещественный

вещественный

exp(x)

Вычисление экспоненты (числа e=2,71828…) в степени x

вещественный

целый

вещественный

вещественный

ln(x)

Вычисление натурального логарифма x

вещественный

целый

вещественный

вещественный

log(x)

Вычисление десятичного логарифма x

вещественный

целый

вещественный

вещественный

Pi

Число p

нет

вещественный

  1. Целочисленные арифметические операции:

Операция

Назначение

Пример записи

Тип используемых переменных

Тип результата

div

Вычисление частного при делении a на b

C:=a div b;

целый

целый

mod

Вычисление остатка от деления a на b

D:=a mod b;

целый

целый

Например, Y := 25 div 3; (переменной Y присваивается 8), Y := - 25 div 4; (переменной Y присваивается -6),

Y := 13 mod 3; (переменной Y присваивается 1), Y := 13 mod 4; (переменной У присваивается 1).

  1. Функции, преобразования числовых переменных:

Функция

Назначение

Тип аргумента

Тип функции

trunc(x)

Нахождение целой части x (дробная часть числа отбрасывается)

вещественный

целый

целый

int(x)

Округление вещественного числа x по направлению к нулю

вещественный

вещественный

round(x)

Округление x в сторону ближайшего целого по математическим правилам

вещественный целый

целый

целый

Frac(x)

Вычисление дробной части числа Х

вещественный

вещественный

Примеры:

Y := trunc(13.999); (переменной Y присваивается 13), Y := trunc(13.111); (переменной Y присваивается 13),

Y := round(3.145); (переменной Y присваивается 3), Y := round(23.5); (переменной Y присваивается 24), Y := round(-12.5); (переменной Y присваивается -13).

Y := int(2.7) (переменной Y присваивается 2), Y := int(-32.3) (переменной Y присваивается -32).

  1. Получение случайных чисел.
  • Random – получение (генерация) случайных чисел в диапазоне от 0 до 1. Например, Y := random; (переменной Y присваивается значение равное числу из промежутка от 0 до 1, возможно 0.45678).
  • Random(X) - Получение случайных целых чисел в диапазоне от 0 до (Х-1). Аргумент Х - целое. Например, Y :=Random(39); (переменной Y присваивается значение равное числу из промежутка от 0 до 38).
  • Randomize - Формирование базы случайных чисел, на основе временного таймера ПК. Обеспечивает генерацию неповторяющихся последовательностей случайных чисел. Используется, чтобы получать разные случайные числа при каждом запуске программы. Должен стоять в программе до первого использования функции Random.

Генерация случайных чисел (А)

Что требуется получить

Дано

Оператор

Результат (А)

Любое число от 0 до 90

Аргумент - 91

А : = Random(91);

Любое число от 0 до 90, например 62.

Двухзначные целые положительные числа

Числа от 10 до 99, всего: 99-10+1=90 (числа).

А : = Random(90)+10;

Любое число от 10 до 99, например 12.

Двухзначные целые положительные четные числа

Числа 10, 12, 14, … до 98, всего чисел

(98-10)/2+1=88/2+1=45.

А : = Random(45)*2+10;

Получаются число от 0 до 44, умножаются на 2 и увеличиваются на 10.

Например, 56

Числа в заданном промежутке с заданным шагом.

N - начало промежутка, M - конец промежутка, шаг - К.

А : = Random

(((NM) div K)+1)*К+N;

Сгенерируем случайное число в промежутке от 0 до (N – M) div k. Умножаем на К и прибавляем N.

Пример1. Демонстрация стандартных арифметических функций с целочисленными переменными

program func_int;

var A,b,c:integer;

begin

a:=-9; {исходные данные}

b:=abs(a); {функция abs(a) вычисляет абсолютное

значение переменной a, то есть модуль a и присваивает его значение переменной b)}

writeln('b=’,b);{вывод на экран монитора значения

переменной b результат вычисления абсолютного значения переменной a}

c:=sqr(b); {функция sqr(b) возводит в квадрат

значение переменной b и присваивает его переменной c}

writeln(‘c=’,c); {вывод на экран монитора значения

переменной c - результат

возведения в квадрат переменной b}

end.

Пример 2. Демонстрация стандартных арифметических функций с вещественными переменными

Program func_real;

var

a,b:real; {описание переменных}

begin

a:=4.0;

b:=sqr(a); {функция sqr возводит в квадрат число а и

полученное значение присваивает вещественной переменной b}

writeln ('a*a=',b); {вывод значения переменной b }

b:=abs(-a); {присваивание переменной b значения модуля а}

writeln ('|-a|=',b); {вывод на экран монитора значения

переменной b}

end.

Задания для самостоятельной работы

  1. Есть ли в Паскале операция возведения в степень?
  2. Как должна быть описана переменная fl, если она вычисляется по формуле fl:=a/b ? А как можно описать переменные a и b?
  3. Найти и исправить ошибки в следующей программе:

Program a;

Var a,b,c:integer;

Begin

Read(a.b);

Writeln((a+b+c)/3);

End.

  1. Найти периметр квадрата, площадь которого равна введенному числу а.
  2. Найти сумму трех случайных чисел.
22.03.2015 22:59


Рекомендуем курсы ПК и ПП