СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современный урок географии: какой он?
Ты лишь до тех пор способен содействовать
образованию других, пока продолжаешь
работать над собственным образованием
А. Дистервег
Урок – основная форма проведения учебных занятий в школе, форма реализации педагогических взаимодействий.
Современный урок — это совершенно новый, но в то же время не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное отношение к интересам живущего человека, насущный, то есть актуальный урок. Если урок является современным, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Современный урок позволяет реализовать основные компоненты обучения: целевой, содержательный, деятельностный, оценочно-результативный.
Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием «современный учитель».
Квалификационные характеристики всех педагогических работников,
утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.08.2009г. № 593, предъявляют к современному учителю высокие требования, соответствуя которым он в полной мере сможет реализовать требования ФГОС, проводить прекрасные уроки и получать хорошие результаты.
Сегодня учитель — это личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
В новых Стандартах образования сформулированы требования к современному учителю.
Во-первых, это профессионал, который:
демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
инициирует действия учащихся;
консультирует и корректирует их действия;
находит способы включения в работу каждого ученика;
создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это педагог, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Признаки современного урока географии: четкое планирование цели каждого урока; обеспечение качественного усвоения учебного материала; активная работа учащихся в классе без перегрузок; наличие у школьников интереса к предмету.
Главные показатели хорошего урока:
Решение образовательно-воспитательных задач каждого урока с требованиями программы.
Выбор учителем методов обучения, адекватных поставленным целям, возможностям каждого конкретного класса.
Качество усвоенного материала на уроке, достижение планируемых результатов обучения.
И главное при подготовке к уроку - помнить о том, что любой урок обладает большим воспитательным потенциалом, при проведении его главным действующим лицом, независимо от форм организации и используемых методов, остается учитель, от уровня подготовки которого, от педагогического мастерства и житейской мудрости зависят настроение и качество знаний класса.
Структура современного урока представляет собой совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока.
Выделяют 5 наиболее встречающихся в практике элементов урока:
1) изучение нового материала;
2) закрепление пройденного материала;
3) контроль и оценка учащихся;
4) домашнее задание;
5) обобщение и систематизация знаний.
Какие элементы урока будут использованы учителем на конкретном уроке, зависит от типа и вида урока.
Чтобы провести современный урок необходимо:
1. Четко определить и сформулировать тему урока; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок; обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. В связи с этим обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3. Спланировать учебный материал.
Для этого надо: подобрать литературу по теме; подобрать учебные задания, целью которых является:
а) узнавание нового материала,
б) воспроизведение,
в) применение знаний в новой ситуации,
г) применение знаний в незнакомой ситуации,
д) творческий подход к знаниям; упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному"; составить три набора заданий:
- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- задания, способствующие закреплению материала учеником.
4. Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, т.е. некая универсальность. Главное при группировке материала -умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать подлинный интерес учителя к их работе.
7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.д.
8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации для его выполнения.
Каковы же принципиальные отличия современного урока?
Во-первых,это использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, что делает урок более интересным, наглядным и динамичным.
Во-вторых, отличия в изменении роли и функций учителя на уроке. На современном уроке должна преобладать атмосфера сотрудничества. Сотрудничество учителя и учащихся может быть выражено при выборе различных форм учебной деятельности, а также при передаче некоторых функций учителя учащимся.
В-третьих, главное на современном уроке — самостоятельная учебная деятельность учащихся, решение учебных задач и учебных проблем. На современном уроке применяются коллективные формы работы, работа в парах, предусматривающие общение, обмен мнениями и взаимопроверку знаний и умений.
В четвёртых, современный урок может и часто имеет межпредметный характер.
Таким образом, как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный.
Актуальный (от лат. actualis – деятельный) означает важный, существенный для настоящего времени. А еще -действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего учащегося, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно должен закладывать основу для будущего.
Для успешного достижения вышеизложенных целей на уроке должны просматриваться следующие ситуации:
ситуация открытости. Ученик должен иметь возможность быть успешным настолько, насколько он может или хочет быть;
ситуация успеха. Для ученика должна быть создана атмосфера, мотивирующая его к успешному обучению и направленная на формирование положительного отношения к учению, что, безусловно, является дополнительным импульсом к активной работе;
- ситуация поддержки. С целью создания благоприятного
микроклимата на уроке учитель должен оказывать поддержку ученику в
эмоциональном, волевом, интеллектуальном, деятельном аспектах;
- ситуация коммуникации. Должно быть создано продуктивное
общение, направленное на эффективное взаимодействие учителя и ученика.
Наличие всех факторов, влияющих на успешное проведение современного урока, является важным условием создания продуктивного образовательного процесса.
Способы организации урока. Сегодня использование компьютерной
техники открывает огромные возможности для педагога: компьютер может
взять на себя функцию контроля знаний; поможет сэкономить время на
уроке; богато иллюстрировать материал; трудные для понимания моменты
показать в динамике; повторить то, что вызвало затруднения;
дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями.
Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Хочется, чтобы это время прошло с пользой. Поэтому использование на уроках ИКТ, а в особенности мультимедийных возможностей компьютера позволяет развивать интерес к предмету, способствует наглядному представлению изучаемых явлений и помогает продуктивно и быстро проводить контроль знаний и умений учащихся. Но такие уроки не заменяют учителя, а, наоборот, делают общение с учеником более наглядным, содержательным, индивидуальным и деятельным.
Оправдано использование нетрадиционных подходов в преподавании географии: игры по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссвордов, занимательного материала.
Например, проведение уроков формирования новых знаний в виде лекций, семинаров, уроков-путешествий, уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций).
Очень важен этап мотивации и актуализации знаний на любом уроке.
На урках проверки и учёта знаний уместны викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защита творческих работ. При изучении нового материала отдаётся предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре.
В вышеперечисленных случаях школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению.
Современный урок географии, сохранив присущие ему признаки рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма.
Урок — это визитная карточка каждого учителя. Каждый урок — это сложная система, все компоненты здесь связаны; это целостный учебно-воспитательный процесс. Урок не стоит рассматривать только как форму передачи содержания образования, его надо оценивать как источник развития школьников, раскрытия их познавательных сил и возможностей, которые проявляются при рациональной организации совместной деятельности учителя и ученика. Рождение любого урока начинается с осознания правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Готовясь к уроку, учитель должен тщательно продумать структуру знаний по географии, которыми предстоит овладеть учащимся, выделить ключевые идеи, вокруг которых будут группироваться все остальные знания. Важным требованием к содержанию урока является доступность и посильность географического материала для детей. Нарушение этого требования приводит к непониманию, к механическому запоминанию знаний региональной географии, к ослаблению интереса, к задержке общего развития учащихся). Учитель выступает как организатор учебной познавательной деятельности учащегося, как их помощник и консультант. Стиль общения ученика и учителя сотрудничество, сотворчество. Центральное место на уроке занимает применение знаний и умений в процессе решения учебных задач, причем на всех этапах урока. Организация коллективной учебной деятельности и общения между учащимися в процессе учебной работы Урок тесно связан с другими формами организации обучения экскурсиями, практикумами, работами на географической площадке и экологической тропе и т. п. Сочетание элементов урока с элементами других форм обучения: урок-зачет, урок-конференция, урок-игра. Проведение межпредметных уроков, проводимых 2–3 учителями разных учебных предметов. Передача учащимися части функций учителя: проверка и оценка знаний и умений, консультирование, элементы целеполагания и планирования работы. У современного урока логика построения процесса обучения и иное распределение времени. На современном уроке происходит слияние его отдельных этапов. Главное на уроке — применение знаний и умений в процессе учебных задач, построенных на новом материале. Современный урок выходит частично за рамки расписания, носит межпредметный характер, он тесно связан с экскурсиями, проводится вне стен класса. География — это предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал — внутренние возможности. У каждого ребенка есть способности и таланты. Задача учителя — руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования. Оправдано использование нетрадиционных подходов в преподавании географии: игры по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссвордов, занимательного
Урок «Географическая карта» в 6 классе, начать словами из книги Жюля Верна: «До чего люди любят карты! А почему? Да потому, что там на картах можно потрогать север и юг, восток и запад рукой. А потом сказать: вот мы, а вот неизвестное — мы будем расти, а оно будет уменьшаться». Или же словами К. Паустовского «Привычка странствовать, видеть в своем воображении разные места, помогает правильно их увидеть в действительности»
В 6 классе урок о полезных ископаемых начать с загадок, например, таких: Без неё не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? Или «Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. Что бы сделать миску или вазу, она понадобится сразу». Обучение умениям и навыкам с использованием ролевой игры, а на уроках повторения и обобщения знаний можно проводить КВН, «Что? Где? Когда?», «Последний герой», уроки-конкурсы, уроки-соревнования. Очень важен этап мотивации и актуализации знаний на любом уроке. Например, при изучении «Природных зон» можно начать урок с легенды о вожде индейского племени, который послал юношей на вершину горы. «Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги», — говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересёк пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение и четвёртому, с веткой крушины. Пятому принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величии». Ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение. Если он не видит в учебной деятельности, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится по принуждению. Использование современных образовательных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря возможности регулировать задачи по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицания.
© 2019, Вдовина Ольга Викторовна 498