СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре по формированию экологической культуры обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                     Природа   неслышно  уходит  от  нас.                                                                Уходит, как девочка с праздника взрослых.                                                                Уходит. Никто ей вдогонку не послан                                                                Стыдливо и молча уходит от нас.

                                                                                      В. Шефнер

   В последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации.  С экологией  связывают надежды на выживание человечества в усложняющемся мире  и на возможности нового витка развития. Слово «экология» очень популярно сейчас и в бытовом общении, и в средствах массовой информации, и в речах политиков.

   Гигантская техническая мощь современного человечества и быстрый рост численности населения на планете, получивший название «демографического взрыва», стали причиной того, что на глазах живущих поколений происходит масштабная деградация природы. Эти разрушения затрагивают не только конкретные регионы, но начинают появляться и в масштабах всей биосферы. Человечество подходит к пределу, угрожающему его выживанию.

   Система целенаправленного воздействия на человека по формированию чувства гражданского долга и моральной ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к природе и ее ресурсам - важнейшая мера преодоления экологической опасности.

   Проблема формирования экологической культуры обучающихся  занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми.

  Уровень экологической культуры- один из критериев цивилизованности общества, своего рода показатель – насколько человек готов пожертвовать своими интересами ради интересов потомков.

Экологическое воспитание - непрерывный процесс, в который включены: семья, дошкольные учреждения, школа, ВУЗ. В школе экологическое образование носит междисциплинарный характер и рассматривается под углом зрения специфики содержания многих предметов.

 Однако школьная география по сравнению с другими учебными дисциплинами отличается большей экологизацией. В школьном образовании курс географии – единственный предмет, рассматривающий экологические проблемы на 3-х уровнях: глобальном, региональном и локальном на основе краеведческого.

 Практически  на любом уроке географии необходимо затрагивать вопросы экологической тематики. В каждом курсе географии присутствует экологическая направленность.

Одной из основных целей на уроках географии является – способствование экологическому воспитанию  обучающихся  через формирование экологического мировоззрения и экологической культуры, становление экологически грамотной личностью.

Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей, с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить общечеловеческие ценности, ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды. Следовательно, понятие «экологическая культура» сложное и многогранное.

Цель разработка методики организации исследовательской работы на уроках географии  и во внеурочное время как средства формирования экологической культуры личности обучающихся.

   Цель формирования экологической культуры обучающихся состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у  обучающихся  системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, экологических ценностных ориентации, норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности, умений и навыков по изучению и охране природы.

Сегодня  я  бы  хотела  рассказать  о мероприятиях, проведённых в целях формирования экологической культуры обучающихся во внеклассной работе.

  1. Мероприятие «Экологическое ассорти» - интеллектуальная игра  в 7 классах
  2. Участие в районном экологическом мероприятии «Земля- живое чудо. Раны Земли» с использованием краеведческого материала.
  3. Исследовательская  работа  « Изучение и оценка состояния  городской растительности, зависимость от расположения её к промышленным предприятиям,   влияние рекреационной нагрузки на состав и состояние   растительности, отличие городской  растительности от растительности  за городом»
  4. Исследовательская работа «Структура  почв, изучение их плодородия   и причин, на него влияющих. Влияние рекреационной нагрузки на структуру почвы».
  5. Исследовательская работа  по изучению школьного парка «Парк  моего  детства» - комплексная  характеристика экосистемы, экологическое состояние парка.
  6. Исследовательская работа «Изучение антропогенного ландшафта города  Сафонова, возникновение и опасность терриконов»
  7. Мероприятие «Национальный парк «Смоленское Поозерье – биосферный резерват Смоленской области», потом была организована экскурсионная познавательная поездка в национальный парк, где ребята прошли по экологической тропе, увидели  красоту этих ледниковых озёр, озеро Сапшо - «Байкал в миниатюре», как называл его Н.М.Пржевальский.
  8. Проводятся экологические викторины, игры, экологические часы.
  9. Также обучающиеся участвуют в акциях «Наш двор», приводят в порядок территорию вокруг школы.

 

     Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры  обучающихся  является единство их экологического сознания и поведения. Наверное, нет на Земле человека, который не интересовался бы жизнью животных, не любовался красотой рек, озер, цветущих лугов и не стремился бы узнать о природе как можно больше. Ведь сам человек — часть природы, ее дитя. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.

     Жизнь чрезвычайно сложна и многообразна. Вместе с тем надо помнить, что все в природе соединено тончайшими связями. Исследование природы должно идти комплексно — так, чтобы не нарушать этих связей; надо постигать природу, не разрушая ее, а сохраняя и улучшая.

  Именно поэтому взаимодействие экологического и нравственного воспитания  является   способом формирования  человека  с  высоким уровнем эколого-нравственной культуры,  сочетающего в себе эколого-нравственные знания и убеждения,  устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых эколого-нравственными ценностями.    Содержание школьного курса географии имеет для этого огромные возможности. В их реализации и подготовке экологически грамотного  высоко нравственного  поколения основная роль принадлежит учителю, его творческой инициативе

Категория: География
31.12.2014 00:04


Рекомендуем курсы ПК и ПП