СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В настоящее время повсеместно осуществляется переход школ на работу по новому Федеральному государственному образовательному стандарту. Этот переход в основной школе в обязательном порядке предполагается начать в 2014 году.
Процессы модернизации в системе образования потребовали пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов. Цели образования на сегодняшний день перестают выступать в виде «знаний, умений и навыков», которыми должен владеть выпускник школы 21 века, а предстают в виде характеристики сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей. «Человек знающий» заменяется на «человек, подготовленный к жизнедеятельности». В образовании складывается концепция государственных образовательных стандартов, приоритетным направлением которых является реализация развивающего потенциала образования.
Образовательный стандарт основного общего образования по математике до введения ФГОС был направлен на:
По новым ФГОС изучение математики в основной школе звучит иначе и направлено достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
2) в метапредметном направлении
3) в предметном направлении
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:
Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Разработчики проекта руководствовались тем, что новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования:
должен обеспечивать: - единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального, основного и среднего(полного) общего образования;
включает в себя требования к:
- структуре основной образовательной программы общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- условиям реализации основной образовательной программы общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- результатам освоения основной образовательной программы общего образования.
Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.
В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», результаты представляются в общем виде как определенная конкретизация целей образования. Планируемые результаты, входящие как раздел в структуру основной образовательной программы и предназначенные для учителей, разработчиков программ учебных предметов, ЕГЭ, авторов учебников, предполагают большую детализацию и конкретность, а для ступени среднего (полного) общего образования также уровневую дифференциацию.
Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования – критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.
Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной для обучающихся и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических).
В первую очередь это обеспечение учебниками и учебно-методическими пособиями. В состав любого УМК входит: 1) Учебник 2) Методическое пособие для учителя 3) Рабочая тетрадь 4) Самостоятельные работы 5) Сборник задач и упражнений по математике 6) Тетради для контрольных работ 7) Тесты. Также прилагается:
1) Комплект цифровых образовательных ресурсов для обеспечения фронтальной работы учителя на уроке
2) Мультимедийное приложение, диск для учителя и ученика.
3) электронные учебные пособия
4) Интернет ресурсы
И в связи с этим учителю понадобится в обязательном порядке на уроке технические средства: компьютер, проектор, экран, интерактивная доска. Поэтому необходимо, чтобы произошло обновление материально-технического оснащения кабинета математики.
В требованиях к структуре основная образовательная программа общего образования впервые рассматривается как целостный документ, задаются её структурные компоненты и определяются требования к каждому из них. Специфика требований к структуре состоит в том, что в стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, в том, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и, наконец, в том, что задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.
Достижение нового результата образования в основном зависит от профессиональной компетентности учителя. С переходом на ФГОС в основной школе изменится подход к составлению рабочей программы учителя.
Рабочая программа – учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной и (или) авторской учебной программы для конкретного ОУ и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п. Специфика рабочей программы:
Структура рабочей программы определяется требованиями стандарта основного общего образования п.18.2.2
Этапы составления
Рассмотрение и утверждение рабочей программы:
Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ устанавливаются локальным актом ОУ. Порядок может быть, например, таковым: Программа рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты заносятся в протокол), или при условии ее соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по УВР. Утверждается руководителем ОУ, после чего программа становится нормативным документом данного ОУ.
Что же необходимо уже сейчас для подготовки к введению ФГОС? Обратимся к содержанию федерального государственного стандарта основного общего образования: «В основу Стандарта входит системно-деятельностный подход, который должен обеспечить: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся». Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, имеющие следующие особенности:
1. Такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области математика, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
2. Исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со референтными группами одноклассников, учителей.
3. Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.
Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, достижение которых осуществляется в ходе формирования УУД. Они обеспечивают возможность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В соответствии с ФГОС представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Уже сейчас в сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся должны приобрести опыт работы с информацией, а именно:
Интерес к учебной деятельности, подкрепляемый постоянным активным участием в открытии новых истин, проверке гипотез, поиском способа действий в задаче, является основным психологическим условием успешности этой деятельности. Интерес выступает как движущая сила познания. Использование творческих заданий на переработку математической информации способствует повышению интереса, мотивации к учебе.
Формирование регулятивных действий средствами учебного предмета - математики, обеспечивается:
В своей работе мы используем проблемные ситуации на уроках практически всего курса математики, которые строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его. Разрешая ее, учащиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, развивают свои личностные качества, направленные на «умение учиться», т.е. достигают поставленной цели.
Обзор литературы преподавания математики показали, что в формировании регулятивных УУД возможно использование и таких приемов, как: работа с учебником (Интернет-ресурсами, справочниками), составление плана ответа по математике, выполнение письменной работы по математике, изучение содержания теоремы, усвоение теоремы и т.д.
В курсе математики можно выделить два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.
1. К первому направлению можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», и все задания, обозначенные вопросительным знаком.
2. Ко второму направлению формированию коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе.
Основой развития коммуникативных умений может служить систематическое использование на уроках трёх видов диалога:
а) диалог в большой группе (учитель – ученики);
б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);
в) диалог в паре (ученик – ученик).
Организация работы на уроках математики, в основу которых положено межличностное взаимодействие, диалог предполагают формирование важнейших этических норм. Эти нормы общения выстраиваются в соответствии с правилами и позволяют научить учащихся грамотно и корректно взаимодействовать с другими.
Каковы возможности предмета «Математика» в формировании личностных УУД? Задача использования уроков математики для воспитания и укрепления у учащихся прочного чувства гордости за свою Родину и любви к ней имеет в себе специфическую трудность, очевидная причина которой заложена в абстрактном характере математической науки. Однако использование приема, состоящего в придании патриотической направленности ряду исторических сведений, помогает разрешить и эту проблему. История русской и советской математики богата фактами, знакомство с которыми способно пробудить у учащихся радостную гордость.
Для некоторых учащихся цели изучения предмета математики ориентированы на усвоение знаний и умений, имеющих опорное значение для будущей профессиональной деятельности. Поэтому целесообразно на вводных уроках или на уроках повторения организовывать занятия, на которых знакомить учащихся с профессиями, в основе которых положены математические дисциплины.
Для формирования УУД важна не только учебная деятельность, но и внеклассная работа по предмету (математические кружки, факультативы, олимпиады, КВН, инсценировки задач, конкурсы, турниры). Ежегодно проходит предметная неделя.
Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию успешно реализуется в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит перед учителями математики – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов.
-80%
© 2015, Лисица Светлана Васильевна 3564