СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Как выработать в себе новые качества
Поступок неотделим от мысли. Если люди умеют правильно рассуждать, у них уже есть необходимые способности. Чем образованнее человек, тем выше его способность мыслить конструктивно. Невозможно усовершенствоваться, если вы не можете мысленно контролировать свое поведение. Утверждают, что в уме — счастье, но, к сожалению, чаще всего бывает «горе от ума». Почему? Потому что мысль без самокоррекции зачастую так и остается мыслью. Если мысль не подкрепляется делом, то человеку надоедают бесполезные размышления, и он перестает думать. Самоконтроль, не сопровождающийся изменениями в себе, подобен мысли, не подкрепленной делом. Воспитание самого себя — это исключительно трудная вещь. Если эта способность в вас не развита, то контроль над собой, который должен освещать вам путь совершенствования, теряется впустую. Мысль надо культивировать путем самокоррекции. Каким образом этого добиться? Применительно к музыке я пришел к определенным выводам. Не хочу загружать ваши головы теорией, позвольте
Взращенные с любовью |
157 |
156 |
Взращенные с любовью |
лишь привести вам простой пример, как я учу ребенка, лишенного музыкального слуха.
Большинство детей, которым «медведь на ухо наступил», не могут правильно спеть первые четыре ноты гаммы — до, ре, ми, фа. Когда они доходят до полутонового перехода фа, они поют эту ноту несколько выше, чем надо. То есть они уже приобрели привычку неправильно воспроизводить звук фа. Эту предварительно заложенную в них ошибку, как я выяснил, исправить невозможно. Что же тогда можно сделать? Я обнаружил, что можно научить их новому фа. Если они заучили неправильное воспроизведение фа, прослушав этот звук пять тысяч раз, то надо научить их правильному фа, заставив их прослушать его шесть или семь тысяч раз. Поначалу никакого результата не видно, но когда ребенок прослушает правильную ноту три, а затем четыре, пять и шесть тысяч раз, то правильное фа, услышанное шесть тысяч раз, начинает превалировать над неправильным, услышанным всего пять тысяч раз. У ребенка развивается новая функция. Теперь уже успех в наших руках. Точно так же, как левше легче использовать левую руку, чем правую, любой человек предпочитает делать то, что он умеет делать хорошо. Правильный звук фа становится для ребенка более привычным и естественным, и в конце концов он начинает петь
его как надо. В результате у ребенка появляется музыкальный слух. Для того чтобы переучить таким образом шестилетнего ребенка, требуется шесть-семь месяцев.
В данном случае неправильный навык заменяется на правильный. Как я уже говорил раньше, речь здесь идет не об исправлении ошибки, а о создании нового умения, которое заменяет неправильное.
Можно продолжить эту аналогию. Если вы заберете шестилетнего ребенка из родного дома, где он усвоил осакский диалект, и поселите его в то место, где говорят на токийском диалекте, то к шестнадцати годам он приобретет прекрасный токийский акцент. Здесь происходит тот же самый процесс, что и при переучивании ребенка, лишенного музыкального слуха. Мы не «исправляем» осакский диалект. Ребенок просто приобретает новый навык говорить на токийском диалекте, который закрепляется в его мозгу прочнее, чем осакский.
Давайте теперь вернемся к вопросу о претворении замыслов в действительность. Я уже упомянул о том, что перевоспитание самого себя — вещь нелегкая, даже если оно сопровождается самоконтролем. И здесь главное не исправление своих недостатков, а создание новых навыков. Как вы уже, вероятно, догадались, чтобы мысль
158 |
Взращенные с любовью |
Взращенные с любовью |
159 |
была продуктивной, она должна немедленно сопровождаться соответствующим действием, чтобы приобрести новую привычку, которая будет более правильной, чем сформированная ранее. Если этого не сделать, то любой самоконтроль принесет пользы не больше, чем голая мысль. О чем бы ни шла речь, прогресса можно добиться только путем приобретения новых навыков. А для этого недостаточно только думать. Навык приобретается лишь в результате постоянных повторений. Это золотое правило вы можете начать применять к себе прямо сейчас. Все, что вы хотите сделать, даже самую мелочь, надо делать немедленно. Беритесь за дело сразу же и без тени сомнений. Если это станет вашей внутренней потребностью, то невозможные вещи станут возможными и многие двери, которые раньше были для вас закрыты, откроются.
Старая поговорка «Терпение и труд все перетрут» не так проста, как кажется на первый взгляд, и не следует отмахиваться от нее под тем предлогом, что она ко мне, мол, не имеет отношения. Она касается всех нас.
Тренировка памяти необходима для воспитания таланта
Программа обучения в школе воспитания талантов отличается от программы обычного дет-
ского сада. Она направлена на то, чтобы дети выросли талантливыми. Им прививаются основные качества, которые помогут им приобрести в будущем необходимые способности. Учителя, наделенные высоким художественным чувством и добрым характером, преподают им каллиграфию, рисование, английский разговорный язык и т. д. Я очень надеюсь, что наряду со знаниями и умениями дети подсознательно смогут перенять и положительные качества личности учителей.
Просто удивительно, каких успехов добиваются дошкольники в каллиграфии при некоторой тренировке. В программу подготовки детей входит и организация выставок их рисунков и художественных надписей. Среди них встречаются очень интересные работы. Обращается внимание и на написание цифр. Их всего десять, но мы пользуемся ими на протяжении всей жизни, поэтому детей учат писать эти цифры красиво. Достижения детей просто удивительны. Их английское произношение ничем не отличается от произношения американских преподавателей. Я слушаю их с завистью. Но самое главное в программе подготовки — это развитие памяти. Способность запоминать — одно из самых главных жизненных умений, которое необходимо в себе воспитывать.
Взращенные с любовью |
160 |
Взращенные с любовью |
161 |
Дайсецу Судзуки в своей книге «Что такое дзэн?» пишет: «Одной из отличительных черт человеческой жизни является опыт. Опыт накапливается только в том случае, если человек способен помнить. Память — это исключительно ценная вещь. Человек может строить умозаключения и создавать новые идеи только на базе сведений, накопленных в его памяти. Лишь при наличии памяти можно говорить об опыте, а если есть опыт, то перед человеком открывается множество путей для развития. Если имеется база памяти, то присутствует и опыт, а если есть опыт, то человек обладает мышлением».
Итак, вы видите, насколько важна память. При должной тренировке она может улучшаться, а время, необходимое на запоминание тех или иных сведений, становится все короче. В конце концов вы приходите к тому, что запоминаете все с первого раза, а выучив что-то однажды, уже не забываете этого никогда. Память при правильной тренировке можно развить у каждого человека.
Хорошие успехи у одних детей в школе объясняются лишь тем, что память у них развита лучше, чем у других, а неуспеваемость вызвана, на мой взгляд, лишь тем, что у учеников недостаточно тренирована память. Главное, однако, заключается в том, что потенциал у всех детей
одинаковый. В наших начальных группах мы тренируем память, заучивая наизусть хайку Иссы.
Начиная с 1949 года наша учительница Яно постоянно совершенствует методику развития памяти. Каждый день она учит детей запоминать и рассказывать наизусть хорошо известные хайку Иссы. Наблюдая за результатами тренировки памяти на протяжении последних семнадцати лет, мы пришли к выводу, что все наши выпускники, попадая в школу, демонстрируют отличную успеваемость.
Вот как примерно осуществляется тренировка памяти по методике Яно на базе хайку Иссы.
Первая стадия — 53 хайку типа: Тает снег.
В небе ночном — умытая
пухленькая луна. Стаяли снега —
и полна вдруг вся деревня шумной детворой!
Вторая стадия — 64 хайку типа: Сегодня утром
тихонько упал на землю
с дерева лист. Лист опавший поймал
и лапкой прижал осторожно смешной котенок.
6 Зак. 476 |
Взращенные с любовью |
163 |
162 |
Взращенные с любовью |
Третья стадия — 45 хайку типа:
Стихи новогодние
пишет дитя, глаз не спуская с обещанного мандарина. Вновь прилети весной! Дом родной не забудь,
ласточка, в дальнем пути!*
Детям, которые сначала не могли запомнить хайку даже после десяти повторений, на второй стадии требуется для этого лишь четыре повторения, а на третьей стадии они запоминают все с первого раза.
Хайку подбираются в соответствии с интересами детей в зависимости от их поэтического настроя и времени года, чтобы их легче было заучивать. В конце каждой стадии обучения дети хором читают все выученные ими хайку. После такой ежедневной тренировки дети вдруг и сами начинают сочинять собственные хайку, выражая в них все, что происходит вокруг. Вот некоторые из них, записанные мной или родителями:
Утром я проснулся,
глядь — а в умывальнике копошится маленькая улитка.
Качусь на велосипеде,
везя с собой пышную розовую пену вишневых цветов.
Как они сияют,
как сверкают в ночи, маленькие звездочки!
Колокольчики звенят на ветру, навевая на папу
послеобеденный сон.
Жонкилии тянутся вверх, становясь все выше. Наконец-то весна!
По оконному стеклу в ванной ползет
маленькая садовая улитка.
Мой любимый дедушка
только успел проснуться утром, и уж трубка дымится в зубах.
Круглые пышные далии.
Неужели они уже больше моей головы? Да нет, просто показалось.
С самого утра хлещет дождь. Жаль, что нельзя
побегать и поиграть.
* Перевод Т.Л. Соколовой-Делюсиной. |
Взращенные с любовью |
164 |
Взращенные с любовью |
165 |
Смотри, с каким восторгом воробышки глядят на нежные цветы.
Дети впоследствии не забывают свои приобретенные поэтические навыки. Когда они поступают в школу, их учителя сообщают мне, что дети часто приписывают к нарисованным ими рисункам маленькие хайку.
Итак, я вкратце описал вам, какие способности мы развиваем в детях помимо игры на скрипке. А теперь мне хотелось бы немного рассказать вам о нашей музыкальной подготовке.
Игра на скрипке — это прежде всего игра
В первую очередь надо учить не детей, а их родителей.
Хотя мы принимаем в нашу школу совсем маленьких детей, мы не сразу даем им в руки скрипку. Сначала мы учим маму сыграть простенькую пьесу, чтобы она могла учить ребенка в домашних условиях. Что же касается ребенка, то сначала мы даем ему послушать запись пьесы, которую собираемся разучивать. Основное место обучения ребенка — это семья. Поэтому для того, чтобы у ребенка была правильная осанка и постановка руки, необходимо сначала
научить этому родителей. От этого зависит все дальнейшее обучение. Пока кто-то из родителей не освоит простейших вещей на скрипке, дети вообще не берут инструмент в руки. Это очень важный принцип, поскольку как бы родители ни хотели, чтобы их ребенок научился играть, дети в три-четыре года такого желания не испытывают. Основной замысел заключается в том, чтобы ребенок сам сказал, глядя на родителей: «Я тоже хочу». Поэтому первая пьеса, которую ребенок сыграет, ежедневно проигрывается ему в записи, а в классе он только наблюдает, как играют на скрипке другие дети (и его мама). Тем самым для ребенка создается подходящая обстановка, а мама тем временем и в классе, и дома играет на предназначенной для него маленькой скрипке. Очень скоро это приводит к тому, что ребенок забирает скрипку у матери со словами: «Я тоже хочу поиграть». Звуки инструмента и мелодия ему уже знакомы. Поскольку он видит, как радуются другие дети, играя на скрипке, ему тоже хочется присоединиться к этому веселью. Таким образом нам удается пробудить в нем желание.
Взращенные с любовью |
167 |
Взращенные с любовью |
166 |
Мы побуждаем детей играть с инструментом
Как только создалась подобная ситуация, начинается собственно обучение. Первым делом родители спрашивают ребенка:
— Ты тоже хочешь научиться играть на скрипке?
Ответ всегда бывает положительным!
— Ты будешь усердно заниматься?
—Да.
— Хорошо, мы попросим учителя, чтобы в следующий раз он тоже разрешил тебе поиграть.
Этот метод всегда приносит успех. С каким трепетом ребенок приходит на первый урок! И с какой радостью он кричит после его окончания: «Я тоже играл! Мне теперь можно играть с другими детьми». Родители, которые хорошо понимают детей, становятся для нас прекрасными помощниками. Занятия делятся на индивидуальные и групповые. В том случае, когда родители плохо разбираются в психологии детей, они полагают, что платят только за индивидуальные уроки, а групповые занятия считают отдыхом. Поэтому они строго следят за тем, чтобы ребенок посещал индивидуальные занятия и не обращают внимания на групповые. Однако на самом деле ребенку больше всего нравятся именно групповые занятия. Там у него есть возмож-
ность поиграть с детьми, которые уже чему-то научились. Это влияние имеет огромное значение для их обучения. Именно здесь и воспитывается талант.
Все начинается с игры
«Мой ребенок не любит упражняться дома», — зачастую жалуются родители. Это происходит потому, что они не хотят понять психологию ребенка, считающего, что скрипка — это игрушка. Такие родители не хотят платить деньги только за то, чтобы ребенок развлекался. Другими словами, они подходят к воспитанию с коммерческими мерками, а это сильно отвращает ребенка от обучения. Начинать любое обучение необходимо с игры, а возникающее при этом радостное настроение само поведет ребенка в нужном направлении. В этом и заключается наша методика.
Хитоми Касуя в три года играла на скрипке по три часа в день. Как можно убедить трехлетнего ребенка столько времени посвящать музыке? Мать Хитоми купила ей скрипку вместо куклы и каждый день ставила ей запись одной и той же скрипичной пьесы. Музыка была постоянным фоном повседневной жизни. Хитоми целый день могла играть со скрипкой, словно с игрушкой. Время от времени мать, следуя на-
Взращенные с любовью |
168 |
Взращенные с любовью |
169 |
шим инструкциям, показывала ей, как нужно правильно держать скрипку и смычок, причем все это происходило в виде игры матери и дочки. Это самый лучший способ обучения. В конечном итоге у ребенка в ходе игры вырабатываются необходимые навыки. Если же вы подходите к делу формально и внушаете ребенку, что это не игра, а серьезное занятие, у него сразу же наступает деформация сознания. Сначала надо воспитать сознание, а потом уже приступать к формированию навыков. Это совершенно естественный порядок вещей. Хитом и Касуя очень быстро освоилась с инструментом, и в 1964 году, когда ей было всего пять лет, она уже отправилась вместе с нами на гастроли в Америку.
Пять минут или три часа
Наряду с детьми, которые не любят упражняться дома, есть немало и таких, для которых упражнения на скрипке благодаря мудрому руководству родителей становятся естественной частью повседневной жизни.
Однажды в летней школе я обратил внимание на шестилетнего мальчика, который очень чисто и технично исполнял концерт Вивальди. Я спросил у матери, сколько лет он уже играет на скрипке.
— Полтора года, — ответила она.
— Очень хорошо играет! И как долго он упражняется каждый день?
— Примерно три часа.
Другого я и не ожидал. Если ребенок усердно работает, то это сказывается на его игре. Это заметно невооруженным глазом. Постоянные и длительные упражнения по нужной методике приводят к появлению способностей. Если строго придерживаться этого принципа, то необходимые навыки обязательно возникнут. При сравнении ребенка, который упражняется пять минут в день, с тем, кто работает по три часа, разница очень ощутима, даже если оба играют на скрипке каждый день. При недостаточной работе навык не формируется. Только приложенные усилия ведут к успеху. Исключений не бывает. Если ребенок, упражняющийся лишь пять минут в день, захочет повторить результат того, кто упражняется по три часа, то ему потребуется для этого девять лет. То, что один делает за три месяца, другой одолеет только за девять лет. И по-другому быть не может. Хитоми Касуя, Тосия Ето, Кодзи Тойода, Кендзи Кобаяси — все они работали не меньше трех часов в день.
Взращенные с любовью |
Взращенные с любовью |
170 |
171 |
© 2017, Седых Ирина Николаевна 682