СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взращенные любовью 12

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как выработать в себе новые качества

Поступок неотделим от мысли. Если люди умеют правильно рассуждать, у них уже есть не­обходимые способности. Чем образованнее че­ловек, тем выше его способность мыслить кон­структивно. Невозможно усовершенствоваться, если вы не можете мысленно контролировать свое поведение. Утверждают, что в уме — счас­тье, но, к сожалению, чаще всего бывает «горе от ума». Почему? Потому что мысль без само­коррекции зачастую так и остается мыслью. Если мысль не подкрепляется делом, то челове­ку надоедают бесполезные размышления, и он перестает думать. Самоконтроль, не сопровож­дающийся изменениями в себе, подобен мысли, не подкрепленной делом. Воспитание самого себя — это исключительно трудная вещь. Если эта способность в вас не развита, то контроль над собой, который должен освещать вам путь совершенствования, теряется впустую. Мысль надо культивировать путем самокоррекции. Ка­ким образом этого добиться? Применительно к музыке я пришел к определенным выводам. Не хочу загружать ваши головы теорией, позвольте

Взращенные с любовью

157

156

Взращенные с любовью

лишь привести вам простой пример, как я учу ребенка, лишенного музыкального слуха.

Большинство детей, которым «медведь на ухо наступил», не могут правильно спеть первые четыре ноты гаммы — до, ре, ми, фа. Когда они доходят до полутонового перехода фа, они поют эту ноту несколько выше, чем надо. То есть они уже приобрели привычку неправильно воспроиз­водить звук фа. Эту предварительно заложенную в них ошибку, как я выяснил, исправить невоз­можно. Что же тогда можно сделать? Я обнару­жил, что можно научить их новому фа. Если они заучили неправильное воспроизведение фа, про­слушав этот звук пять тысяч раз, то надо научить их правильному фа, заставив их прослушать его шесть или семь тысяч раз. Поначалу никакого результата не видно, но когда ребенок прослуша­ет правильную ноту три, а затем четыре, пять и шесть тысяч раз, то правильное фа, услышанное шесть тысяч раз, начинает превалировать над не­правильным, услышанным всего пять тысяч раз. У ребенка развивается новая функция. Теперь уже успех в наших руках. Точно так же, как лев­ше легче использовать левую руку, чем правую, любой человек предпочитает делать то, что он умеет делать хорошо. Правильный звук фа ста­новится для ребенка более привычным и есте­ственным, и в конце концов он начинает петь

его как надо. В результате у ребенка появляется музыкальный слух. Для того чтобы переучить таким образом шестилетнего ребенка, требуется шесть-семь месяцев.

В данном случае неправильный навык заме­няется на правильный. Как я уже говорил рань­ше, речь здесь идет не об исправлении ошибки, а о создании нового умения, которое заменяет не­правильное.

Можно продолжить эту аналогию. Если вы заберете шестилетнего ребенка из родного дома, где он усвоил осакский диалект, и поселите его в то место, где говорят на токийском диалекте, то к шестнадцати годам он приобретет прекрасный токийский акцент. Здесь происходит тот же са­мый процесс, что и при переучивании ребенка, лишенного музыкального слуха. Мы не «исправ­ляем» осакский диалект. Ребенок просто приоб­ретает новый навык говорить на токийском диа­лекте, который закрепляется в его мозгу прочнее, чем осакский.

Давайте теперь вернемся к вопросу о претво­рении замыслов в действительность. Я уже упо­мянул о том, что перевоспитание самого себя — вещь нелегкая, даже если оно сопровождается самоконтролем. И здесь главное не исправление своих недостатков, а создание новых навыков. Как вы уже, вероятно, догадались, чтобы мысль

158

Взращенные с любовью

Взращенные с любовью

159

была продуктивной, она должна немедленно со­провождаться соответствующим действием, что­бы приобрести новую привычку, которая будет более правильной, чем сформированная ранее. Если этого не сделать, то любой самоконтроль принесет пользы не больше, чем голая мысль. О чем бы ни шла речь, прогресса можно добить­ся только путем приобретения новых навыков. А для этого недостаточно только думать. Навык приобретается лишь в результате постоянных повторений. Это золотое правило вы можете на­чать применять к себе прямо сейчас. Все, что вы хотите сделать, даже самую мелочь, надо делать немедленно. Беритесь за дело сразу же и без тени сомнений. Если это станет вашей внутренней потребностью, то невозможные вещи станут воз­можными и многие двери, которые раньше были для вас закрыты, откроются.

Старая поговорка «Терпение и труд все пе­ретрут» не так проста, как кажется на первый взгляд, и не следует отмахиваться от нее под тем предлогом, что она ко мне, мол, не имеет отно­шения. Она касается всех нас.

Тренировка памяти необходима для воспитания таланта

Программа обучения в школе воспитания та­лантов отличается от программы обычного дет-

ского сада. Она направлена на то, чтобы дети выросли талантливыми. Им прививаются основ­ные качества, которые помогут им приобрести в будущем необходимые способности. Учителя, наделенные высоким художественным чувством и добрым характером, преподают им каллигра­фию, рисование, английский разговорный язык и т. д. Я очень надеюсь, что наряду со знания­ми и умениями дети подсознательно смогут перенять и положительные качества личности учителей.

Просто удивительно, каких успехов добива­ются дошкольники в каллиграфии при некото­рой тренировке. В программу подготовки детей входит и организация выставок их рисунков и художественных надписей. Среди них встреча­ются очень интересные работы. Обращается вни­мание и на написание цифр. Их всего десять, но мы пользуемся ими на протяжении всей жизни, поэтому детей учат писать эти цифры красиво. Достижения детей просто удивительны. Их ан­глийское произношение ничем не отличается от произношения американских преподавателей. Я слушаю их с завистью. Но самое главное в про­грамме подготовки — это развитие памяти. Спо­собность запоминать — одно из самых главных жизненных умений, которое необходимо в себе воспитывать.

Взращенные с любовью

160

Взращенные с любовью

161

Дайсецу Судзуки в своей книге «Что такое дзэн?» пишет: «Одной из отличительных черт человеческой жизни является опыт. Опыт на­капливается только в том случае, если человек способен помнить. Память — это исключитель­но ценная вещь. Человек может строить умоза­ключения и создавать новые идеи только на базе сведений, накопленных в его памяти. Лишь при наличии памяти можно говорить об опыте, а если есть опыт, то перед человеком открывает­ся множество путей для развития. Если имеется база памяти, то присутствует и опыт, а если есть опыт, то человек обладает мышлением».

Итак, вы видите, насколько важна память. При должной тренировке она может улучшаться, а время, необходимое на запоминание тех или иных сведений, становится все короче. В конце концов вы приходите к тому, что запоминаете все с первого раза, а выучив что-то однажды, уже не забываете этого никогда. Память при правильной тренировке можно развить у каждого человека.

Хорошие успехи у одних детей в школе объ­ясняются лишь тем, что память у них развита лучше, чем у других, а неуспеваемость вызвана, на мой взгляд, лишь тем, что у учеников недо­статочно тренирована память. Главное, однако, заключается в том, что потенциал у всех детей

одинаковый. В наших начальных группах мы тре­нируем память, заучивая наизусть хайку Иссы.

Начиная с 1949 года наша учительница Яно постоянно совершенствует методику развития памяти. Каждый день она учит детей запоминать и рассказывать наизусть хорошо известные хайку Иссы. Наблюдая за результатами тренировки па­мяти на протяжении последних семнадцати лет, мы пришли к выводу, что все наши выпускни­ки, попадая в школу, демонстрируют отличную успеваемость.

Вот как примерно осуществляется трениров­ка памяти по методике Яно на базе хайку Иссы.

Первая стадия — 53 хайку типа: Тает снег.

В небе ночном — умытая

пухленькая луна. Стаяли снега —

и полна вдруг вся деревня шумной детворой!

Вторая стадия — 64 хайку типа: Сегодня утром

тихонько упал на землю

с дерева лист. Лист опавший поймал

и лапкой прижал осторожно смешной котенок.

6 Зак. 476

Взращенные с любовью

163

162

Взращенные с любовью

Третья стадия — 45 хайку типа:

Стихи новогодние

пишет дитя, глаз не спуская с обещанного мандарина. Вновь прилети весной! Дом родной не забудь,

ласточка, в дальнем пути!*

Детям, которые сначала не могли запомнить хайку даже после десяти повторений, на второй стадии требуется для этого лишь четыре повто­рения, а на третьей стадии они запоминают все с первого раза.

Хайку подбираются в соответствии с инте­ресами детей в зависимости от их поэтического настроя и времени года, чтобы их легче было за­учивать. В конце каждой стадии обучения дети хором читают все выученные ими хайку. После такой ежедневной тренировки дети вдруг и сами начинают сочинять собственные хайку, выражая в них все, что происходит вокруг. Вот некоторые из них, записанные мной или родителями:

Утром я проснулся,

глядь — а в умывальнике копошится маленькая улитка.

Качусь на велосипеде,

везя с собой пышную розовую пену вишневых цветов.

Как они сияют,

как сверкают в ночи, маленькие звездочки!

Колокольчики звенят на ветру, навевая на папу

послеобеденный сон.

Жонкилии тянутся вверх, становясь все выше. Наконец-то весна!

По оконному стеклу в ванной ползет

маленькая садовая улитка.

Мой любимый дедушка

только успел проснуться утром, и уж трубка дымится в зубах.

Круглые пышные далии.

Неужели они уже больше моей головы? Да нет, просто показалось.

С самого утра хлещет дождь. Жаль, что нельзя

побегать и поиграть.

* Перевод Т.Л. Соколовой-Делюсиной.

Взращенные с любовью

164

Взращенные с любовью

165

Смотри, с каким восторгом воробышки глядят на нежные цветы.

Дети впоследствии не забывают свои при­обретенные поэтические навыки. Когда они по­ступают в школу, их учителя сообщают мне, что дети часто приписывают к нарисованным ими рисункам маленькие хайку.

Итак, я вкратце описал вам, какие способно­сти мы развиваем в детях помимо игры на скрип­ке. А теперь мне хотелось бы немного рассказать вам о нашей музыкальной подготовке.

Игра на скрипке — это прежде всего игра

В первую очередь надо учить не детей, а их родителей.

Хотя мы принимаем в нашу школу совсем маленьких детей, мы не сразу даем им в руки скрипку. Сначала мы учим маму сыграть про­стенькую пьесу, чтобы она могла учить ребенка в домашних условиях. Что же касается ребенка, то сначала мы даем ему послушать запись пье­сы, которую собираемся разучивать. Основное место обучения ребенка — это семья. Поэто­му для того, чтобы у ребенка была правильная осанка и постановка руки, необходимо сначала

научить этому родителей. От этого зависит все дальнейшее обучение. Пока кто-то из родителей не освоит простейших вещей на скрипке, дети вообще не берут инструмент в руки. Это очень важный принцип, поскольку как бы родители ни хотели, чтобы их ребенок научился играть, дети в три-четыре года такого желания не испы­тывают. Основной замысел заключается в том, чтобы ребенок сам сказал, глядя на родителей: «Я тоже хочу». Поэтому первая пьеса, которую ребенок сыграет, ежедневно проигрывается ему в записи, а в классе он только наблюдает, как играют на скрипке другие дети (и его мама). Тем самым для ребенка создается подходящая об­становка, а мама тем временем и в классе, и дома играет на предназначенной для него маленькой скрипке. Очень скоро это приводит к тому, что ребенок забирает скрипку у матери со словами: «Я тоже хочу поиграть». Звуки инструмента и мелодия ему уже знакомы. Поскольку он видит, как радуются другие дети, играя на скрипке, ему тоже хочется присоединиться к этому веселью. Таким образом нам удается пробудить в нем желание.

Взращенные с любовью

167

Взращенные с любовью

166

Мы побуждаем детей играть с инструментом

Как только создалась подобная ситуация, на­чинается собственно обучение. Первым делом родители спрашивают ребенка:

— Ты тоже хочешь научиться играть на скрипке?

Ответ всегда бывает положительным!

— Ты будешь усердно заниматься?

—Да.

— Хорошо, мы попросим учителя, чтобы в следующий раз он тоже разрешил тебе поиграть.

Этот метод всегда приносит успех. С каким трепетом ребенок приходит на первый урок! И с какой радостью он кричит после его оконча­ния: «Я тоже играл! Мне теперь можно играть с другими детьми». Родители, которые хорошо понимают детей, становятся для нас прекрасны­ми помощниками. Занятия делятся на индиви­дуальные и групповые. В том случае, когда ро­дители плохо разбираются в психологии детей, они полагают, что платят только за индивиду­альные уроки, а групповые занятия считают от­дыхом. Поэтому они строго следят за тем, чтобы ребенок посещал индивидуальные занятия и не обращают внимания на групповые. Однако на самом деле ребенку больше всего нравятся имен­но групповые занятия. Там у него есть возмож-

ность поиграть с детьми, которые уже чему-то научились. Это влияние имеет огромное значе­ние для их обучения. Именно здесь и воспиты­вается талант.

Все начинается с игры

«Мой ребенок не любит упражняться дома», — зачастую жалуются родители. Это происходит потому, что они не хотят понять пси­хологию ребенка, считающего, что скрипка — это игрушка. Такие родители не хотят платить деньги только за то, чтобы ребенок развлекал­ся. Другими словами, они подходят к воспита­нию с коммерческими мерками, а это сильно от­вращает ребенка от обучения. Начинать любое обучение необходимо с игры, а возникающее при этом радостное настроение само поведет ребен­ка в нужном направлении. В этом и заключается наша методика.

Хитоми Касуя в три года играла на скрип­ке по три часа в день. Как можно убедить трех­летнего ребенка столько времени посвящать му­зыке? Мать Хитоми купила ей скрипку вместо куклы и каждый день ставила ей запись одной и той же скрипичной пьесы. Музыка была по­стоянным фоном повседневной жизни. Хитоми целый день могла играть со скрипкой, словно с игрушкой. Время от времени мать, следуя на-

Взращенные с любовью

168

Взращенные с любовью

169

шим инструкциям, показывала ей, как нужно правильно держать скрипку и смычок, причем все это происходило в виде игры матери и дочки. Это самый лучший способ обучения. В конечном итоге у ребенка в ходе игры вырабатываются не­обходимые навыки. Если же вы подходите к делу формально и внушаете ребенку, что это не игра, а серьезное занятие, у него сразу же наступает деформация сознания. Сначала надо воспитать сознание, а потом уже приступать к формирова­нию навыков. Это совершенно естественный по­рядок вещей. Хитом и Касуя очень быстро осво­илась с инструментом, и в 1964 году, когда ей было всего пять лет, она уже отправилась вместе с нами на гастроли в Америку.

Пять минут или три часа

Наряду с детьми, которые не любят упраж­няться дома, есть немало и таких, для которых упражнения на скрипке благодаря мудрому ру­ководству родителей становятся естественной частью повседневной жизни.

Однажды в летней школе я обратил внима­ние на шестилетнего мальчика, который очень чисто и технично исполнял концерт Вивальди. Я спросил у матери, сколько лет он уже играет на скрипке.

— Полтора года, — ответила она.

— Очень хорошо играет! И как долго он упражняется каждый день?

— Примерно три часа.

Другого я и не ожидал. Если ребенок усер­дно работает, то это сказывается на его игре. Это заметно невооруженным глазом. Постоян­ные и длительные упражнения по нужной мето­дике приводят к появлению способностей. Если строго придерживаться этого принципа, то не­обходимые навыки обязательно возникнут. При сравнении ребенка, который упражняется пять минут в день, с тем, кто работает по три часа, разница очень ощутима, даже если оба играют на скрипке каждый день. При недостаточной ра­боте навык не формируется. Только приложен­ные усилия ведут к успеху. Исключений не бы­вает. Если ребенок, упражняющийся лишь пять минут в день, захочет повторить результат того, кто упражняется по три часа, то ему потребуется для этого девять лет. То, что один делает за три месяца, другой одолеет только за девять лет. И по-другому быть не может. Хитоми Касуя, Тосия Ето, Кодзи Тойода, Кендзи Кобаяси — все они работали не меньше трех часов в день.

Взращенные с любовью

Взращенные с любовью

170

171

02.08.2017 08:23


Рекомендуем курсы ПК и ПП