СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В число детей с особыми образовательными потребностями входят и дети, имеющие сложную структуру дефекта. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.
Коррекционная работа и взаимодействие с детьми со сложными нарушениями развития может быть эффективной лишь при личностно-ориентированном подходе, кроме того она должна проводиться строго систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, с учетом зоны ближайшего развития и постепенным снижением видимой помощи взрослого. Непрерывный контроль динамики развития ребенка должен иметь обязательную обратную связь с индивидуальной программой.
Коррекционно-педагогическая помощь такому ребёнку, прежде всего, ориентирована на социализацию и базируется на принципах:
Организация и основные направления работы.
Основным направлением деятельности является: - выбор образовательного маршрута в процессе сопровождения развития ребёнка; в соответствии с концепцией ФГОС.
Основными задачами коррекционно-развивающего маршрута являются:
Коррекционная работа с детьми со сложной структурой дефекта должна быть личностно-ориентированной, проводиться систематически, с поэтапным усложнением содержания материала, учитывая зону ближайшего развития и постепенным уменьшением помощи взрослого. Непрерывный мониторинг динамики развития ребенка должен обеспечивать гибкую адаптацию индивидуальной программы.
Формирование мотивации к обучению является так же важной задачей в образовательном процессе ребёнка со сложной структурой дефекта.
условия необходимые для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу:
1. Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность.
2. Строить процесс обучения по принципу сотрудничества с педагогом, по принципу педагогической поддержки, а это значит - верить в ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя.
3. Учить ребёнка планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат.
4. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.
5. Учить ребёнка грамотному объяснению своих успехов и неудач.
6. Оценка педагога повышает мотивацию, если она относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Педагогу необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами.
7. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.
Среди условий, способствующих становлению познавательной активности, большинство авторов называют игру и общение со взрослым. Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности, но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослого ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание соответствующего уровня сложности. Но главное - взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребёнка на решение задачи.
Вместе с формированием системы мотивов меняется отношение к окружающему миру взрослым и сверстникам и от того, смогут ли взрослые уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком и в соответствии с этим изменить свое отношение, будет зависеть положительный результат в развитии мотивационной сферы.
Так же целесообразным является использование игровых ситуаций на уроке.
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащегося, снимает усталость, позволяет удерживать внимание ребёнка на уроке, воспитывает нравственные качества.
Очень эффективны в повышении школьной мотивации бывает использование приема: ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства, трудового обучения.
Таким образом, учебная мотивация складывается у детей со сложной структурой дефекта при наличии выраженной познавательной потребности и умения трудиться, самым важным в этот период считается соподчинение мотивов.
Цели и задачи воспитания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья определяются общими принципами педагогики: подготовка к общественной жизни, формирование самостоятельности, труда и культуры поведения. В содержание воспитания входит решение задач, связанных с формированием системы социальных качеств, убеждений в различных видах деятельности. Важно воспитать в ребенке оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолевать трудность, стимулировать их компенсаторные возможности, вместе с тем, развивать способность критической оценки своих действий и поступков. И все же, учащиеся с сложной структурой дефекта смогут оценить результаты своей деятельности, если будут решать задачи им доступные.
В воспитательной работе большое значение имеет преодоление негативного отношения к труду, создание доверительных отношений. Воспитание требует деликатного, тактичного, толерантного отношения окружающих к психическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте ребенка.
Специфические задачи трудовой подготовки ребёнка со сложной структурой дефекта вытекают из особенностей развития учащихся и определяют его направленность на компенсацию недостатка мыслительной и речевой деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы, самостоятельности и активности.
В работе использую как основу принципы дидактики общей педагогики, но процесс обучения носит коррекционный характер. Организация обучения ребёнка со сложной структурой дефекта происходит с опорой на принципы коррекции и компенсации, индивидуализации и дифференциации требуют комплекса взаимосвязанных условий:
1. учет психофизических возможностей, индивидуальных особенностей и интересов учащегося;
2. ориентация на формирование социально-нравственного поведения;
3. охрана и укрепление здоровья, предупреждение эмоциональных срывов;
4. создание климата психологического комфорта, благоприятной образовательной среды.
Учебно-познавательная деятельность учащегося с особыми образовательными потребностями не всегда эффективна при использовании традиционных методов. Поэтому возникает необходимость применения специальных образовательных технологий, методов и приемов обучения, учения и воспитания
© 2019, Дрожжина Жанна Вальдемаровна 851