СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие – квест в старшей группе «Увлекательное путешествие»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Интегрирование образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Форма деятельности: интегрированное

Виды деятельности: занятие –квест.

Цель: знакомство детей с природными явлениями –вулканами гейзерами, их строением, причиной извержения. Закрепить полученные знания, умения в самостоятельном проведении несложных опытов.

Воспитательные: Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность). Воспитывать умение сопереживать, оказывать помощь, тем, кто попал в беду, работать в коллективе. Развивающие: Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения экспериментов. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента. Способствовать формированию мыслительных операций (анализ, синтез,

зрительно –кинестическую память, произвольную память, внимание), развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Образовательные: Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы. Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава. Познакомить детей с профессией «вулканолог».

Методы и приемы: сюрпризный момент; словесный (рассказ, беседа, ситуативный разговор); наглядный (рассматривание, показ); игровой; эвристический (эксперименты); практический (рисование).

Словарная работа: лава, вулканолог, пепел.

Демонстрационный материал: презентация «Вулканы»;

Раздаточный материал: Листы бумаги, цветные карандаши, пластилин, смесь для изготовления извержения вулкана (2 ч. л. соды, 100 мл уксуса, пищевой краситель).

Оборудование:

Банка с водой; монетки; три послания; манная крупа – 100г; горох – 100г; фасоль -100г; 3 блюдца; таз с водой; игрушки «Лягушки» - 4 шт.; камень; ткань; макет вулкана; салфетки.

Инструменты: сито - 3 шт., магниты – 3шт.

Техническое оснащение: Компьютер, мультимедийный проектор.

Предварительная работа педагога с детьми: совместное проведение с детьми экспериментальной деятельности; рассказ о вулканах; рассматривание иллюстраций о вулканах в детской энциклопедии.

Используемая литература:

1.О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ООО «ТЦ Сфера»,2001

2.О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Старшая группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

3.О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

Ход образовательной деятельности

В: Ребята, сегодня по радио я слышала, что на одно острове есть уснувший вулкан и его нужно срочно разбудить или случиться беда. Как нам быть? (дети)

В: Я согласна совершить с вами увлекательное путешествие к уснувшему вулкану и постараемся его разбудить. Впереди вас ждут испытания, которые вы преодолеете, благодаря смекалке. Прежде чем отправиться в путь прошу вас надеть водонепроницаемые фартуки, для того чтобы после путешествия вы были такими же опрятными, как сейчас. На фартуках написаны номера, они обозначают номер команды, в которой вы будете работать.

В: Если вы готовы, отправляемся в путь.

Первое задание «Помоги жителям острова Мумба»

Дети подходят к столу №1, на нем стоит стеклянная двухлитровая банка с водой, на дне которой лежат монетки. Рядом с банкой лежит письмо от жителей острова Мумба.Там же на столе под салфеткой лежат магниты.

В: Ребята, посмотрите, для команды №1, какое –то послание.

Воспитатель достает письмо, в котором написано: « Мы, жители острова Мумба, просим о помощи! Очень давно пираты заколдовали наши монеты, которые мы копили для возведения школы для наших деток. Монеты находятся на дне банки. Их можно достать, но при этом нельзя мочить руки. Как это сделать мы не знаем, просим вас помочь нам».

В: Ну что, ребята, поможем жителям острова Мумба? Давайте, вспомним, как это можно сделать. Такие опыты мы с вами уже проделывали.

Дети: Монетки можно достать при помощи магнита.

Дети проводят опыт: прислоняют магнит к стенке банки, так, чтобы монетка примагнитилась. После этого монетки с магнитом осторожно поднимают вверх до горлышка. (получают первую часть вулкана)

Второе задание «Помоги Золушке»

Дети подходят к столу №2, на котором насыпано три вида крупы: манная, горох и фасоль. Под салфеткой лежит сито.

В: Ребята, здесь послание, а от кого оно, вы должны угадать.

Воспитатель зачитывает:

В королевстве скоро бал,

Кто попасть туда мечтал?

У кого работы – тьма?

Кто всё делает сама?

Фея добрая в ту ночь

Девушке смогла помочь.

Но в хрустальных башмачках

Ей пришлось бежать впотьмах.

Всем известно – башмачок

Был велик совсем чуток,

Ею был потерян он…

Сказка кончилась добром.

Дети: Послание от Золушки.

В: Правильно, ребята, в послании Золушка, пишет, что ей очень сильно хочется попасть на королевский бал. Но злая мачеха дала множество поручений. Золушка просит вас о помощи, т.к. одной ей не справиться. Нужно разделить крупы по тарелочкам.

Ребята, как же нам помочь Золушке?

Дети: Чтобы помочь Золушке нужно воспользоваться ситом.

Дети берут сито и просеивают крупы, после чего в сите остается горох и фасоль. Манную крупу насыпают в тарелочку, горох насыпают в другую тарелку. Фасоль собирают и насыпают в третью тарелку.(получают вторую часть вулкана)

Третье задание «Помоги лягушонку перебраться на другой берег».

Дети подходят к столу №3. На столе стоит таз с водой, рядом лежат несколько предметов: камень, тканевая салфетка, пластилин. На одной стороне тазика стоит семейство лягушек, на другой стороне один лягушонок. Рядом лежит послание от мамы лягушонка.

В: Ребята, а здесь лежит послание для третьей команды. Послушайте, что в нем написано: «Дорогие ребята, пишет вам мама лягушонка. Мой сынок попал в беду, он ушел гулять с другими лягушатами и очутился на противоположном берегу заколдованного озера. Скоро стемнеет и он может остаться совсем один. Прошу помогите переправить его к нам, его семье. Но помните, что ему нельзя прикасаться к воде».

В: Как же нам помочь лягушонку и его семье? На чем мы его переправим? Дети: Лягушонка можно переправить на лодке из пластилина. Кусок пластилина тонет в воде, а если из него сделать лодку, он не будет тонуть. В лодке есть воздух, а воздух легче воды. На лодку нужно дуть, чтобы она плыла в заданном направлении.

Дети раскатывают кусок пластилина, расплющивают, затем поднимают края, формируют лодочку. Посадив Лягушонка в лодку, дети дуют на нее. Лодка плывет к противоположному» берегу».(получают последнюю часть вулкана)

В: Я очень рада, что вы справились с испытаниями и помогли Золушке, лягушонку, жителям острова Мумба. Мы совсем близко к цели нашего путешествия. Сейчас я предлагаю отдохнуть. А потом собрать части нашей картинки.

Физкультминутка

Солнце спит и небо спит, Ладони к левой щеке, к правой щеке

Даже ветер не шумит. Трясти опущенными вниз руками

Рано утром солнце встало, Подняли руки вверх, подтянулись

Все лучи свои послало. Качаем поднятыми вверх руками

Вдруг повеял ветерок, Помахали руками вверх - вниз

Небо тучей заволок. Закрыли руками лицо

И деревья раскачал. Качание туловища влево - вправо

Дождь по крышам застучал, Стучим пальцами по голове

Барабанит дождь по крыше

Солнце клонится все ниже. Наклоны вперед

Вот и спряталось за тучи, Приседаем

Ни один не виден лучик. Встали, спрятали руки за спину.

В: Ребята посмотрите, какой вулкан у нас получился.

(Магнитная доска)

В: Ребята, вот мы и добрались до уснувшего вулкана. Предлагаю вам его разбудить и посмотреть, как происходит извержение.

На столе стоит макет вулкана, накрытый салфеткой, а также сода, уксус, пищевой краситель. Воспитатель убирает салфетку и показывает эксперимент «Извержение вулкана». В « кратер» вулкана насыпается 2 ч.л. соды и щепотка пищевого красителя. Затем на приготовленную смесь наливается уксус 100мл. Происходит щелочная химическая реакция, и вулкан «просыпается», извергая красную лаву.

Воспитатель: Предлагаю вам нарисовать свои вулканы. А потом мы их рассмотрим, и вы расскажите, какой у кого получился вулкан.

Дети рисуют вулканы. Рисунки вывешиваются на доске, и дети кратко рассказывают про свой вулкан.

Рефлексия.

Воспитатель: Надеюсь, вам было интересно. Вы узнали много нового, закрепили полученные знания. Какие вулканы существуют? Опасно ли извержение вулкана?

Дети: Вулканы бывают действующие - это которые извергают лаву. Потухшие - не извергающие лаву. Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.

В: Вы ответили верно, но мы сегодня делали и другие эксперименты. Что вы можете сказать о них?

Дети: Мы сегодня помогали Золушке, лягушонку и жителям острова Мумба. Мы достали при помощи магнита монеты; просеяли через сито крупы и разделили их; переправили лягушонка на лодке из пластилина.

В: Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. Надеюсь, что вам понравилось занятие и вы узнали много нового. Своими знаниями вы теперь можете поделиться с друзьями, родителями.

Литература

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом»

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природным окружением"

17.01.2023 09:55


Рекомендуем курсы ПК и ПП