СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательные опыты по химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мне хочется привести слова А.М.Горького : «Химия – область чудес. В ней скрыто счастье человека; величайшие завоевания будущего будут сделаны именно в этой области». И действительно, посмотрите вокруг. Весь окружающий нас мир – сложное сочетание химических элементов, сложных и простых химических и физических процессов.

Буран в стакане.

Оборудование химический стакан, фарфоровая чашка, спиртовка, держатель, кольцо на спиртовку

Реактивы - бензойная кислота

Цель работы : продемонстрировать возгонку бензойной кислоты.

В стакан на дно помещаем 5 грамм бензойной кислоты ( бензойная кислота – твердое кристаллическое вещество белого цвета) и опускаем еловую веточку. Стакан закрываем фарфоровой чашкой с холодной водой, устанавливаем на подставке на спиртовку и нагреваем на пламени спиртовки.

Бензойная кислота, является консервантом, она подавляет рост плесени, дрожжей и некоторых бактерий, что используется при консервировании пищевых продуктов, например мясных, рыбных, фруктовых и ягодных продуктов, газированных, алкогольных и безалкогольных напитков, мармелада, майонеза, кетчупа, маргарина, мороженого, жевательной резинки.

Бензойная кислота зарегистрирована в качестве пищевой добавки и консерванта под номером Е210.

Наблюдаем : Во время нагрева бензойная кислота достаточно легко сублимирует (т.е. переходит сразу из твёрдого состояния в газообразное). При соприкосновении с холодными стенками колбы бензойная кислота конденсируется в виде кристаллов, похожих на снег., которые и покрывают веточку. Получается картина зимы с бураном.

Опыт качественные реакции на ионы щелочных и щелочно-земельных металлов.

Оборудование: асбестовые сетки, ватные диски, спиртовка.

Реактивы: Соли: хлорид натрия, сульфат меди, хлорид кальция,.

Качественная реакция на щелочные металлы — окрашивание пламени солями щелочных металлов.

Почти все соли щелочных металлов обладают высокой растворимостью, поэтому качественный анализ проводят сухим пирохимическим способом — с помощью горения. Проба соли, меняет цвет пламени.

По этому признаку можно судить о присутствии катионов того или иного щелочного металла. Это самые простые и быстрые качественные реакции в неорганической химии.

Цель опыта провести качественную реакцию на ионы натрия, кальция, меди и сульфат бария.

Ход работы : На асбестовые сетки помещаю ватные диски, пропитанные этиловым спиртом. В каждую чашку добавляем соли : хлорид натрия, сульфат меди, хлорид кальция, сульфат бария.

Поджигаем лучину в пламени спиртовки, и поджигаем.

Наблюдаем:

1. Ионы натрия окрашивают пламя в желтый цвет,

2. Ионы меди окрашивают пламя в зеленый цвет,

3. Ионы кальция окрашивают пламя в кирпично – красный цвет,

4. Ионы бария окрашивают пламя в желто-зеленый цвет цвет

Опыт « Дым без огня!

Цель : продемонстрировать, как раствор аммиака реагирует с концентрированной хлороводородной кислотой.

оборудование: 2 химических стакана, из реактивов мы возьмём: раствор аммиака и концентрированную соляную кислоту.

Ход работы :

В один стакан наливаем раствор аммиака, закрываем фарфоровой чашкой.( раствор аммиака –нашатырный спирт, имеет резкий запах)

Во второй стакан добавляем несколько капель конц. соляной кислоты.

Аккуратно переворачиваем стакан с соляной кислотой на стакан с раствором аммиака.

Наблюдаем выделение густого белого дыма ( хлорида аммония)

Уравнение реакции:

NH3 + HCl= NH4Cl.

В годы Великой Отечественной войны использовались также дымовые шашки, заполненные хлоридом аммония NH4CI, который при возгорании зажигательной смеси начинал бурно разлагаться, образуя густой белый дым: NH4CI = NH3+HCl

Качественная реакция на глицерин.

Оборудование: пробирка и стеклянна палочка.

Реактивы: раствор сульфата меди, гидроксид натрия, глицерин.

Качественная реакция в химии — это реакция, с помощью которой можно отличить одно вещество (или ион) от другого.

Одним из признаков качественной реакции является изменение окраски раствора.

Цель опыта провести качественную реакцию на глицерин.

  1. В пробирку наливаем 2 мл раствора гидроксида натрия и добавляем к нему немного раствора сульфата меди(II).
  2. Образуется голубой осадок гидроксида меди.
  3. Далее добавляем глицерин.
  4. Размешиввем содержимое, наблюдаем исчезновение осадка и образование темно-синего глицерата меди.

Глицерин гидроксид меди глицерат меди (2)

Вывод: Качественной реакцией на глицерин является его взаимодействие с гидроксидом меди (II).

Качественная реакция на глицерин.

Оборудование: пробирка и стеклянна палочка.

Реактивы: раствор сульфата меди, гидроксид натрия, глицерин.

Качественная реакция в химии — это реакция, с помощью которой можно отличить одно вещество (или ион) от другого.

Одним из признаков качественной реакции является изменение окраски раствора.

Цель опыта провести качественную реакцию на глицерин.

  1. В пробирку наливаем 2 мл раствора гидроксида натрия и добавляем к нему немного раствора сульфата меди(II).
  2. Образуется голубой осадок гидроксида меди.
  3. Далее добавляем глицерин.
  4. Размешиввем содержимое, наблюдаем исчезновение осадка и образование темно-синего глицерата меди.

Глицерин гидроксид меди глицерат меди (2)

Вывод: Качественной реакцией на глицерин является его взаимодействие с гидроксидом меди (II).

Категория: Химия
04.05.2025 21:29


Рекомендуем курсы ПК и ПП