СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мне хочется привести слова А.М.Горького : «Химия – область чудес. В ней скрыто счастье человека; величайшие завоевания будущего будут сделаны именно в этой области». И действительно, посмотрите вокруг. Весь окружающий нас мир – сложное сочетание химических элементов, сложных и простых химических и физических процессов.
Буран в стакане.
Оборудование химический стакан, фарфоровая чашка, спиртовка, держатель, кольцо на спиртовку
Реактивы - бензойная кислота
Цель работы : продемонстрировать возгонку бензойной кислоты.
В стакан на дно помещаем 5 грамм бензойной кислоты ( бензойная кислота – твердое кристаллическое вещество белого цвета) и опускаем еловую веточку. Стакан закрываем фарфоровой чашкой с холодной водой, устанавливаем на подставке на спиртовку и нагреваем на пламени спиртовки.
Бензойная кислота, является консервантом, она подавляет рост плесени, дрожжей и некоторых бактерий, что используется при консервировании пищевых продуктов, например мясных, рыбных, фруктовых и ягодных продуктов, газированных, алкогольных и безалкогольных напитков, мармелада, майонеза, кетчупа, маргарина, мороженого, жевательной резинки.
Бензойная кислота зарегистрирована в качестве пищевой добавки и консерванта под номером Е210.
Наблюдаем : Во время нагрева бензойная кислота достаточно легко сублимирует (т.е. переходит сразу из твёрдого состояния в газообразное). При соприкосновении с холодными стенками колбы бензойная кислота конденсируется в виде кристаллов, похожих на снег., которые и покрывают веточку. Получается картина зимы с бураном.
Опыт качественные реакции на ионы щелочных и щелочно-земельных металлов.
Оборудование: асбестовые сетки, ватные диски, спиртовка.
Реактивы: Соли: хлорид натрия, сульфат меди, хлорид кальция,.
Качественная реакция на щелочные металлы — окрашивание пламени солями щелочных металлов.
Почти все соли щелочных металлов обладают высокой растворимостью, поэтому качественный анализ проводят сухим пирохимическим способом — с помощью горения. Проба соли, меняет цвет пламени.
По этому признаку можно судить о присутствии катионов того или иного щелочного металла. Это самые простые и быстрые качественные реакции в неорганической химии.
Цель опыта провести качественную реакцию на ионы натрия, кальция, меди и сульфат бария.
Ход работы : На асбестовые сетки помещаю ватные диски, пропитанные этиловым спиртом. В каждую чашку добавляем соли : хлорид натрия, сульфат меди, хлорид кальция, сульфат бария.
Поджигаем лучину в пламени спиртовки, и поджигаем.
Наблюдаем:
1. Ионы натрия окрашивают пламя в желтый цвет,
2. Ионы меди окрашивают пламя в зеленый цвет,
3. Ионы кальция окрашивают пламя в кирпично – красный цвет,
4. Ионы бария окрашивают пламя в желто-зеленый цвет цвет
Опыт « Дым без огня!
Цель : продемонстрировать, как раствор аммиака реагирует с концентрированной хлороводородной кислотой.
оборудование: 2 химических стакана, из реактивов мы возьмём: раствор аммиака и концентрированную соляную кислоту.
Ход работы :
В один стакан наливаем раствор аммиака, закрываем фарфоровой чашкой.( раствор аммиака –нашатырный спирт, имеет резкий запах)
Во второй стакан добавляем несколько капель конц. соляной кислоты.
Аккуратно переворачиваем стакан с соляной кислотой на стакан с раствором аммиака.
Наблюдаем выделение густого белого дыма ( хлорида аммония)
Уравнение реакции:
NH3 + HCl= NH4Cl.
В годы Великой Отечественной войны использовались также дымовые шашки, заполненные хлоридом аммония NH4CI, который при возгорании зажигательной смеси начинал бурно разлагаться, образуя густой белый дым: NH4CI = NH3+HCl
Качественная реакция на глицерин.
Оборудование: пробирка и стеклянна палочка.
Реактивы: раствор сульфата меди, гидроксид натрия, глицерин.
Качественная реакция в химии — это реакция, с помощью которой можно отличить одно вещество (или ион) от другого.
Одним из признаков качественной реакции является изменение окраски раствора.
Цель опыта провести качественную реакцию на глицерин.
Глицерин гидроксид меди глицерат меди (2)
Вывод: Качественной реакцией на глицерин является его взаимодействие с гидроксидом меди (II).
Качественная реакция на глицерин.
Оборудование: пробирка и стеклянна палочка.
Реактивы: раствор сульфата меди, гидроксид натрия, глицерин.
Качественная реакция в химии — это реакция, с помощью которой можно отличить одно вещество (или ион) от другого.
Одним из признаков качественной реакции является изменение окраски раствора.
Цель опыта провести качественную реакцию на глицерин.
Глицерин гидроксид меди глицерат меди (2)
Вывод: Качественной реакцией на глицерин является его взаимодействие с гидроксидом меди (II).
© 2025, Лукьянова Инна Викторовна 256