СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Здоровьесбережение учащихся начальных классов.
В нормативных документах, медицинской и педагогической литературы последнего времени подчеркивается необходимость формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с самого раннего возраста.
Мы все понимаем, что проблема обеспечения здоровья должна решаться не только медициной, но и педагогической стороной через внедрение системы знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения. И, конечно же, особое внимание следует уделять необходимости научить детей самим заботиться о своем здоровье, формировать установку на поддержание здорового образа жизни.
В нашей школе немало сделано для поддержания и укрепления здоровья детей.
Перечислю некоторые из них:
Ежедневно, после 3 урока, проводятся динамические паузы. В любую погоду мы с ребятами выходим на улицу. Организуем подвижные игры, а иногда ребятам хочется просто побегать на свежем воздухе. После введения динамических пауз стало заметно, что дети ведут себя на уроках и переменах более спокойно, снизилась утомляемость, вялость во время уроков. У динамических пауз есть ещё один положительный момент: у нас появилось больше времени для общения. Иногда мы просто гуляем вокруг школы, разговариваем, наблюдаем за изменениями в природе.
Если ребята много писали, то лучше сделать пальчиковую гимнастику.
Если предыдущий урок был посвящён контрольной работе, а следующий урок также требует концентрации внимания, то в качестве расслабления можно показать короткий релаксационный фильм. Например, подводный мир.
Для сохранения здоровья детей необходимы как санитарно – гигиенические, так и психолого-педагогические условия
Ведь состояние здоровья ребят и успехи на уроках находятся в прямой зависимости. Если ученику комфортно в школе; если он каждое утро идет в класс с радостью; если ему интересно на уроках с учителями и одноклассниками; если ребенок уверен в том, что его учитель всегда выслушает, поймет и поможет; если у него нет страха оттого, что он не сделал какое-то задание и теперь получит двойку, и за это его будут ругать родители и учителя; если ребенок не испытывает давления, нервного напряжения, - то в этом и есть заслуга учителя, в этом его мастерство, профессионализм. И ребенок будет выпускаться из школы более здоровым, спокойным, уверенным в себе, действительно благодарным учителям за понимание, помощь, милосердие, человечность.
Период наблюдения |
|
||||||
Валеологические факторы |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
|
Состояния здоровья по медицинским данным |
|
|
|
|
|
|
|
Физический энергопотенциал |
|
|
|
|
|
|
|
Психомоторика |
|
|
|
|
|
|
|
Социальная адаптивность |
|
|
|
|
|
|
|
Социометрический статус |
|
|
|
|
|
|
|
Понимательная способность |
|
|
|
|
|
|
|
Усвоение программного материала |
|
|
|
|
|
|
|
Волевые навыки |
|
|
|
|
|
|
|
Самооценка |
|
|
|
|
|
|
|
Эмоциональные потребности; хобби специальные способности |
|
|
|
|
|
|
|
Эмоциональная расположенность к учебному заведению |
|
|
|
|
|
|
|
Индекс здоровья 1- ( У: Б) |
|
|
|
|
|
|
|
Индекс психологического благополучия 1- У: (О-Б) |
|
|
|
|
|
|
|
Текстовые комментарии |
|
|
|||||
Для заполнения данной карты используются специально подобранные методики, а также результаты наблюдения за детьми.
Валеологическая карта помогает отслеживать как физическое, так и психическое здоровье детей в течение года.
Ведь психическое здоровье является основой здоровьесбережения любого человека.
«Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала учения», - говорил В.А. Сухомлинский. Нежелание учиться у ребят происходит от непосильной учебной работы, а она, в свою очередь, является следствием перегрузки.
Я считаю, что на перегрузку учащихся влияет
Конечно, и от школьной программы и от тестов, которые вошли в нашу жизнь никуда не деться. Поэтому, я стараюсь дифференцировать нагрузку на учащихся и во время уроков и во время дачи домашних заданий.
Таким образом, спокойная, дружественная обстановка целенаправленного умственного труда, без спешки и рывков, полная понимания и доверия, помогает возникновению у ребят душевного равновесия, уверенности в своих силах, радости успеха. Без осознания этого сегодня невозможно, обучая, растить здоровых детей, молодежь.
Для сохранения здоровья учителей в нашей школе есть тренажёрный зал, проводятся спортивные соревнования среди учителей, организуются дни здоровья. Я являюсь постоянным участником городских спартакиад.
Для того, чтобы растить здоровых детей, учитель сам должен быть здоров. Ведь ещё Конфуций сказал
Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда
© 2014, Исатаева Светлана Викторовна 934