СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесбережение учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесбережение учащихся начальных классов.

         В нормативных документах, медицинской и педагогической литературы последнего времени подчеркивается необходимость формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с самого раннего возраста.

         Мы все понимаем, что проблема обеспечения здоровья должна решаться не только медициной, но и педагогической стороной через внедрение системы знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения. И, конечно же, особое внимание следует уделять необходимости научить детей самим заботиться о своем здоровье, формировать установку на поддержание здорового образа жизни.

        В нашей школе немало сделано для поддержания и укрепления здоровья детей.

      Перечислю некоторые из них:

  • Ежедневно учебный день начинается с утренней гимнастики. Гимнастику в классе охотно проводят дежурные, сами придумывают движения, иногда под музыкальное сопровождение.

Ежедневно, после 3 урока, проводятся динамические паузы. В любую погоду мы с ребятами выходим на улицу. Организуем подвижные игры, а иногда ребятам хочется просто побегать на свежем воздухе. После введения динамических пауз стало заметно, что дети ведут себя на уроках и переменах более спокойно, снизилась утомляемость, вялость во время уроков. У динамических пауз есть ещё один положительный момент: у нас появилось больше времени для общения. Иногда мы просто гуляем вокруг школы, разговариваем, наблюдаем за изменениями в природе.

  • Во время уроков, для снятия усталости, применяю разнообразные физкультминутки. Если работа в классе вызвала у ребят усталость глаз, например, при чтении, то можно предложить ребятам закрыть глаза и прослушать аудиозапись.              

Если ребята много писали, то лучше сделать пальчиковую гимнастику.                              

Если предыдущий урок был посвящён контрольной работе, а следующий урок также требует концентрации внимания, то в качестве расслабления можно показать короткий релаксационный фильм. Например, подводный мир.

  • На первых ступенях обучения некоторым ребятам трудно усидеть в течение всего урока за партами. Поэтому в каждом классе начального звена у нас стоят конторки, за которыми очень удобно и читать и писать. В течение урока, если ребёнок устанет, он может встать и подойти к конторке.

        Для сохранения здоровья детей необходимы как санитарно – гигиенические, так и психолого-педагогические условия

      Ведь состояние здоровья ребят и успехи на уроках находятся в прямой зависимости. Если ученику комфортно в школе; если он каждое утро идет в класс с радостью; если ему интересно на уроках с учителями и одноклассниками; если ре­бенок уверен в том, что его учитель всегда выслу­шает, поймет и поможет; если у него нет страха оттого, что он не сделал какое-то задание и те­перь получит двойку, и за это его будут ругать родители и учителя; если ребенок не испытывает давления, нервного напряжения, - то в этом и есть заслуга учителя, в этом его мастерство, профессионализм. И ребенок будет выпускаться из школы более здоровым, спокойным, уверенным в себе, действи­тельно благодарным учителям за понимание, по­мощь, милосердие, человечность.

  • Для отслеживания психологического здоровья, на каждого ребёнка заведены валеокарты.

 

Период наблюдения

 

Валеологические факторы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

Состояния здоровья по медицинским данным

 

 

 

 

 

 

Физический энергопотенциал

 

 

 

 

 

 

Психомоторика

 

 

 

 

 

 

Социальная адаптивность

 

 

 

 

 

 

Социометрический статус

 

 

 

 

 

 

Понимательная способность

 

 

 

 

 

 

Усвоение программного материала

 

 

 

 

 

 

Волевые навыки

 

 

 

 

 

 

Самооценка

 

 

 

 

 

 

Эмоциональные потребности; хобби специальные способности

 

 

 

 

 

 

Эмоциональная расположенность к учебному заведению

 

 

 

 

 

 

Индекс здоровья 1- ( У: Б)

 

 

 

 

 

 

Индекс психологического благополучия 1- У: (О-Б)

 

 

 

 

 

 

Текстовые комментарии

 

 

               

          

         Для заполнения данной карты используются специально подобранные  методики, а также результаты наблюдения за детьми.

    Валеологическая карта помогает отслеживать как физическое, так и психическое здоровье детей в течение года.

       Ведь психическое здоровье является основой здоровьесбережения любого человека.

        «Нет и не может быть детей, которые бы не хо­тели учиться с самого начала учения», - говорил В.А. Сухомлинский. Нежелание учиться у ребят происходит от непосильной учебной работы, а она, в свою очередь, является следствием перегруз­ки.

Я считаю, что на перегрузку учащихся влияет

  • и объем абстрактного  материа­ла, предусмотренного программой, по которой мы занимаемся. Ведь у детей на начальной ступени обучения преобладает предметно-образное мышление. 
  • И внедрение тестовых работ уже с первых лет обучения. Так как не каждый ребёнок может работать в режиме ограниченного времени и реально показать свои знания.

Конечно, и от школьной программы и от тестов, которые вошли в нашу жизнь никуда не деться. Поэтому, я стараюсь дифференцировать нагрузку на учащихся и во время уроков и во время дачи домашних заданий.

Таким образом, спокойная, дружественная обстановка целенаправленного умственного тру­да, без спешки и рывков, полная понимания и доверия, помогает возникновению у ребят душев­ного равновесия, уверенности в своих силах, ра­дости успеха. Без осознания этого сегодня невоз­можно, обучая, растить здоровых детей, моло­дежь.

        Для сохранения здоровья учителей в нашей школе есть тренажёрный зал, проводятся спортивные соревнования среди учителей, организуются дни здоровья. Я являюсь постоянным  участником городских спартакиад.

    Для того, чтобы растить здоровых детей, учитель сам должен быть здоров. Ведь ещё Конфуций сказал

Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда

29.12.2014 18:28


Рекомендуем курсы ПК и ПП