СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи:
• Проведение сравнительного анализа состояния здоровья, режима дня, учебной нагрузки и объема домашних заданий учащихся.
• Формирование осознанной потребности учащихся в здоровом образе жизни.
• Педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации учащихся.
• Повышение физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.
• Предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению.
• Создание методической копилки по здоровьесберегающим технологиям.
Использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в школе уделяется в настоящее время большое значение. Это связано, прежде всего, с тем, что количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. Одной из актуальных проблем коренного улучшения здоровья детей является обучение здоровью через внедрение в работу здоровьесберегающих технологий.
Как же реализуются здоровьесберегающие технологии на уроках математики в школе?
Большое значение имеет организация урока. Учитель строит свой урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, во избежание усталости учащихся.
Индивидуальное дозирование объема домашних заданий, учебной нагрузки и рациональной распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса:
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения связаны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников.
1.Комфортное начало и окончание урока, способствует положительному эмоциональному настроению учащегося: ·
- использование положительных установок на успех деятельности: "У меня все получится!", "Я справлюсь! "
· приемы психологического настроя на урок.
2. Учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся, создание ситуаций успеха.
3. Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
4. Интеграция здоровьесберегающих компонентов в учебные предметы.
Интеграция - сущностная характеристика начального обучения. Ориентировка на этот принцип обучения позволяет учесть возрастные особенности школьников, которым свойственно целостное восприятие объектов окружающего мира; использовать возможности предмета для развития и воспитания здорового образа жизни. Например, при решении валеологических задач на уроках математики ученик не только осваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат.
Реализация этого блока создает условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление.
Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться изменением позы ребенка.
Один из главных секретов хорошего физического самочувствия школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных, а при необходимости - специально сконструированных и индивидуально дозированных игр оздоровительной направленности. На уроках математики использую игры на внимание и физкультминутки для профилактики заболеваний органов зрения (зарядка для глаз).
У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Несколько уместных и умных шуток в течение урока – показатель его качества, критерий для оценки. Задача учителя - попытаться помочь подростку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.
Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.
Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.
Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).
Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.
Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными являются физкультминутки. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Наши учителя применяют различные физкультминутки: это и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика для пальцев и различные упражнения, которые улучшают кровообращения головы, упражнения для снятия статического напряжения, и просто разминку. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношений к себе и своему здоровью.
На уроках математики использую задачи, содержащие сведения о здоровом образе жизни. Они призваны заинтересовать учащихся заботиться о своем здоровье, а учителю по ходу выполнения заданий могут помогать систематизации знаний. Задачи основаны на фактическом материале и составлены таким образом, чтобы учащиеся привыкали ценить, уважать и беречь свое здоровье. В ходе решения заданий ученики могут взглянуть на основные жизненные процессы глазами математика. Математическое содержание заданий соответствует прохождению программы в течение учебного года, задачи разнообразны по содержанию и уровням сложности и позволяют использовать материалы на различных этапах урока.
Например: Ученикам предлагается решить задачи:
Задача 1:Один въедливый учёный подсчитал, что в 1 г грязи из-под ногтей содержится 38 000 000 микробов, чтобы заболеть достаточно проглотить 1/100 часть. Сколько же это микробов?
Задача 2: Ежегодно диагноз рак легких получают 18 тыс. человек, что составляет 30% всех курильщиков. Сколько человек из числа курильщиков еще можно уберечь от этого страшного заболевания?
На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности. Планируя работу на доске, стараюсь расположить задания так, чтобы выполнялись сначала более простые, требующие меньше записей, они помещаются в нижней части доски.
Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Анти стрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).
В своей работе систематически использую наглядные образы, заставляющие включать визуальное мышление учащихся. В основе принципа визуализации лежит некоторая графика, цель которой состоит в создании моделей представления знаний, сочетающих в себе символический и геометрический способы мышления и способствующих активизации процессов познания. Систематически использую на уроке наглядный материал – формулы и чертежи на доске, рисунки и схемы на экране, плакаты и таблицы на стенах, модели и образцы в руках у учеников. При этом моя цель состоит в том, чтобы ученик не просто смотрел, но и видел то, что заложено в этих образах. Без наглядных образов знания учащихся становятся бессодержательными.
Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке. Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся. Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминуткиорганически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия я предлагаю во времяфизкультминутки следующее упражнение: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.
Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется следующее упражнение. Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания устный счет в 5-6 классах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его, и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят.
Простейшие упражнения обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Положительным аспектом урока считается разнообразие форм работы с учащимися - работа в парах, в группах. В этом случае слабоуспевающий ученик чувствует поддержку товарища, освобождается от боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
Без сомнения, здоровьесберегающей компонент на уроках математики необходим в современной школе. Но от фантазии самого учителя зависит, как сделать этот процесс на уроке не только полезным, но и занимательным.
Я считаю, что внедрение в практику работы данных приёмов здоровьесберегающих технологий позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное - сохраняет здоровье наших детей.
1. Организационный момент урока.
Обязательной частью каждого урока является эмоциональный настрой. Чтобы вызвать интерес, повысить готовность ребенка к восприятию нового материала, создать обстановку взаимного доверия, спокойствия, уверенности, защищенности и значимости для каждого ученика необходимо создать соответствующую обстановку. Для этого на каждом уроке служит вводная часть урока. В ее содержание входят элементы тренинга (умение держать правильную осанку, для сохранения зрения).
2. Устные упражнения.
Одним из средств, способствующих лучшему усвоению математики, являются устные упражнения. Они эффективны кажущейся легкостью, эмоциональностью, действуют на учащихся мобилизующе, своей простотой увлекают и слабых школьников, создают в классе обстановку соревновательности, повышают интерес к изучаемому материалу.
Проводимые в начале урока устные упражнения помогают учащимся быстро включаться в работу, в середине или конце урока служат своеобразной разрядкой после напряжения и усталости, вызванной письменной или практической работой. В ходе выполнения этих упражнений учащиеся чаще, чем на других этапах урока, получают возможность отвечать устно, причем они сразу проверяют правильность своего ответа. В отличие от письменных упражнений содержание устных таково, что решение их не требует большого числа рассуждений, преобразований, громоздких вычислений.
3. Основная часть урока.
1) Текстовые задачи. С целью формирования основ ЗОЖ подбираю текстовые задачи, условия которых содержат советы и рекомендации.
2) Кодированные задания. Почти регулярно в начале или конце урока можно включать кодированные задания, содержащие высказывания о необходимости ЗОЖ.
3) Эстафета. Не только младшим, но и старшеклассникам нравятся задания на соревновательность и подвижность. К доске выходят по очереди с учетом желания учащихся по своим возможностям и решают задания, тот кто раньше из них закончит выполнение задания получает высший балл (каждый ученик имеет на руках жетоны трех цветов, если ученик поднял красный жетон, то это значит, что он хочет решать сложную задачу, если желтый – средней сложности, если зеленый – легкую. Независимо от сложности ученик, выполнивший задание первым, получает оценку «5». Получившие оценку «5», решившие легкое задание на следующей эстафете обязательно решают задание средней сложности и т.д).
4) Самостоятельная работа. Для того, чтобы психологически не нагружать учащихся можно практиковать проведение разноуровневых самостоятельных работ.
4. Физкультминутка.
Для снятия и предупреждения нарастающего утомления на уроке используется физкультминутка примерно на 2 минуты. Время, когда следует провести физкультминутку, определяет учитель, сигналом к смене деятельности служит заметное двигательное беспокойство, нарушение внимания (где-то к середине урока). Так как профилирующим заболеванием является ОДА, применяется комплекс “красивая осанка”.
5. Итог урока.
При подведении итога урока можно рекомендовать учащимся самостоятельно заглянуть в глубь урока и делать выводы, наводящими вопросами, исходя из содержания рассмотренных задач.
6. Домашнее задание.
Рекомендуется включать задачи практического характера, которые позволяют привлечь в воспитательный процесс родителей и близких.
© 2019, Горячева Вита Викторовна 897