СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Но дети были не единственными беспомощными людьми, которые попали под колёса нацистской машины. Фашисты казнили слабоумных, больных и стариков. Например, слабоумному и неграмотному Исаку Руссинову протокол допроса подписывал его отец. Говорят, Исак скрывался, но его арестовали 16 сентября 1941 года и поместили в Таллиннскую центральную тюрьму.
Саломон Эпштейн работал в артели «Оригинал» и, как свидетельствовал Арнольд Михельсон, был против коммунистического правительства. Кроме того, рабочие артели предоставили главе политической полиции документ, названный «Заявление и просьба», в котором просили облегчить положение С. Эпштейна и принять в качестве их представителей Майре Оясте и М. Риика. Под заявлением было 14 подписей.
Кстати, к немецким властям обратилась и супруга Эпштейна, немка по национальности, чьи братья служили в то время в Вермахте. Хелена Эпштейн просила за своего мужа, с которым она прожила вместе более 20 лет и который много хорошего сделал для её семьи. Хватило же у неё храбрости признаться, что она, немка, замужем за евреем, и просить пощадить его (дочь Саломона говорила мне, что в то время её отец был уже разведён с Хеленой в то время).
1 сентября 1941 года Юлиус Рентер свидетельствовал по делу еврейского врача Шолома Лури, что он никогда не слышал, чтобы тот участвовал в политике. «Я знаю его как хорошего врача», — этими словами закончил свидетель свои.
В деле Ребеки Саломе есть донос и свидетельства в её защиту. Дело было начато 11 октября 1941 года, когда пришло анонимное письмо, адресованное на имя руководителя 6 отдела Омакайтсе. Некто, чья подпись неразборчива, добавил к письму пометку «срочное». Стали разбираться, еврейка ли Ребека или нет. Роберт Силлапакк считал, что если серьёзно и вблизи рассмотреть Ребеку Саломе, то в этом не будет никаких сомнений. То же самое подтвердил и Александер Мугур. Ребека Саломе была замужем за поляком Виктором Казимиержем, они оба принадлежали к евангелистской лютеранской церкви. Однако Альфреда Сыямяги утверждала на допросах, что члены семьи Саломе не разделяли коммунистических взглядов. Госпожа А. Сыямяги отрицала участие Ребеки в поджогах, разбоях и интернировании эстонцев, опровергая информацию доносчика. На допросах Ребека признала, что она еврейка, так как её родители — евреи. Её арестовали 24 сентября 1942 года и посадили в Таллиннскую рабочую исправительную колонию № 1. Из резолюции Е. Викса видно, что её казнили 24 октября 1942 года.
Инженер Калман Клячко был арестован уже 5 сентября 1941 года. Из протокола следствия читаем: «Обвинение: еврей по национальности. Проведено следствие. Выяснено, что Калман Клячко еврей по национальности. Причастность его к коммунистической деятельности не установлена». В тот же день в пользу К. Клячко свидетельствовала Марие Роосаар, которая утверждала, что знает подсудимого как ярого противника коммунистической власти. Как выясняется из письма командира полиции безопасности и SD Е. Виксу (ERA.F.R‑64.N.4.S.284.L.8), «умер» Клячко в Харкуской центральной тюрьме.
Чиновник Михаил Шеер был арестован 17 сентября 1941 года. В протоколе написано, что его привели в участок для выяснения национальности. М. Шеер признал, что он еврей по родителям, но перешёл в так называемую местную веру и давно отлучён от иудаизма.
Господин А. Д. из Таллинна рассказал мне историю спасения собственной тёти. Елена Емельянова (по рождению Добрыш) родилась в 1913 году и была гражданской Эстонии. Её муж Ян Емельянов был русским, гражданином Эстонии. Когда началась немецкая оккупация, Я. Емельянов сменил квартиру и спрятал свою жену на хуторе недалеко от Кейла-Йоа. Одноклассник Я. Емельянова, работавший в ЗАГСе, изъял из документов Елены всё, что упоминалось о её национальности. На этом хуторе Елена и пережила те тяжёлые дни. Конечно, она очень боялась и выходила из дома только в темноте, но осталась жива! Более того: когда жена брата Елены вместе со своим сыном вернулась в октябре 1944 года в Таллинн, Елена находилась в роддоме, где 12 октября родила дочь. Сейчас оба, Елена и Яан Емельяновы умерли, умерла и сестра Елены — мать г‑на А. Д. Никто, в том числе и чудом родившаяся дочь Елены, не знает теперь, где точно находился тот хутор, и кто были те хуторяне и тот одноклассник — спасители Елены.
В Раквере живёт известная учительница музыки пианистка Брохе Роолаан (урождённая Катцин), которая 28 сентября 1993 года отметила своё 85‑летие. У госпожи Роолаан один сын, пять внуков и четырнадцать правнуков. Она жизнерадостная, приветливая и моложавая дама, с которой легко беседовать и приятно общаться.
Б. Роолаан родилась в 1908 году в Тарту в семье Иты‑Бейле и Йеселя Катцин. В семье было девять дочерей, из которых три погибли в 1941 году, причём одна из них родила в тюрьме ребёнка. Брохе вышла замуж за эстонского скрипача Роберта Пеэнемаа.
Б. Роолаан рассказывает: «Весной 1941 года мы поехали, как обычно, к родителям мужа в Люганусе, деревню Мустамятта, где у них был маленький хутор. Мы не верили, что с евреями произойдут такие ужасные вещи, и потому мы не эмигрировали, а остались в деревне, где и прожили все военные годы. Днём я вообще не выходила за пределы своего двора. Когда видела кого-нибудь из прохожих, пряталась на чердак. В деревне жили два или три человека, в основном старые. Их мне нечего было бояться. Так я жила до августа 1944 года. Однажды появился дальний родственник моего свёкра Бертрам Нейтсофф, который был фельдфебелем префектуры безопасности Кивиыли. Он пришёл предупредить меня — якобы на меня поступила анонимная жалоба, что я еврейка. Это письмо он уничтожил, но предупредил, что уезжает в отпуск, и если во время его отсутствия придёт ещё подобное письмо, может легко случиться, что меня скоро не будет в списках живых. Мне некуда было идти, и так я прожила под страхом, что за мной могут прийти, ещё один месяц. Своим спасителем я считаю Бертрама Нейтсоффа. Еврейская община Эстонии послала в мемориал Яд ва‑Шем в Иерусалиме ходатайство о том, чтобы там посадили дерево в честь Бертрама Нейтсоффа, который после возвращения из Сибири живёт в Мыйзакюла».
Известно, что в 1943‑44 годах евреям помогали, например, жители Клоога. Евреи, находившиеся в лагере Клоога, были не из Эстонии: с 1942 года немцы привозили евреев почти из всех стран Европы (Чехии, Германии, Венгрии, Литвы, Латвии, Польши и т. д.). Большую часть из них убили в Эстонии, и они лежат в эстонской земле (спаслись примерно 100 узников). 1 сентября 1994 года в лесу Клоога, где были убиты примерно 2000 евреев из Европы, установлен обелиск с надписью: «В память о всех евреях, погибших в Эстонии».
[Примечание: в книге Е. Гурин-Лоов прослеживаются судьбы 856 эстонских евреев; все они погибли]
© 2017, Рахман Шмуэль Романович 509