СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Народ - воспитатель, народ - педагог. Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставила не только перед нашими отцами и дедами, но и перед дедами наших дедов - в веках и тысячелетиях. И века и тысячелетия решалась одна задача: осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, на чем зиждется все человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа.
Устное народное творчество - это особая часть поэтического искусства, которая создается коллективно трудовым народом, отражает многовековой опыт и мировоззрение народа на различных этапах его исторического развития, воплощает лучшие национальные качества народного характера. Народ - это все равно, что золотоискатель, он выбирает, сохраняет и несет, шлифуя на протяжении многих лет, только самое ценное, самое гениальное.
Фольклор играл не последнюю роль в многогранном процессе воспитания. Он оказывал большое влияние на формирование высоких социальных и моральных качеств у человека и отрицательно относился к антиобщественным явлениям, всегда осуждал пороки. Этим объясняется то, что народы исключительно бережно относились к произведениям художественного творчества. Например, пословицы и поговорки - это кладезь народной педагогики.
На уроках калмыцкой литературы красной нитью можно провести тему любви к труду: «если руки работают, то и рот работает», «кто крошит мясо, тот облизывает руки». Смысл данных пословиц состоит в том, что в них заключается народное отношение к труду, многолетние наблюдения народного ума. Простой народ, не знавший грамоты, выразил свое отрицательное отношение к недобросовестным людям, которым тягостна трудовая деятельность, что отражено в пословицах: «в доме лодыря не бывает топлива, у обжоры не бывает не бывает пищи», или «лентяй и в своей кибитке не достанет мясо». Следовательно, калмыцкий народ является непременной частью воспитания человека вообще, что очень актуально в наше время нестабильное время.
На заключительном уроке можно провести фольклорный бой, где дети соревнуются на знании пословиц и поговорок, где победители говорят 100 и более пословиц. Пословицы и поговорки воспитывают у детей наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, находить ответы, делать выводы. Удивительно точно выражают воззрения, культуру и обычаи народа. Калмыцкие пословицы и поговорки служат не только обогащению речи, но и способствуют идейно-нравственному и эстетическому воспитанию молодого поколения.
Калмыки придавали огромное значение патриотическому воспитанию молодого поколения, что нашло свое отражение в народных сказках, в калмыцком эпосе «Джангар».
Остановим свое внимание на сказочном жанре. Один из исследователей сказок А.П. Аникин говорит, что через сказку перед нами раскрывается тысячелетняя самобытная история. По своей популярности первое место занимают сказки о богатырях, которыми всегда восхищались калмыки, особенно молодежь. К сожалению таких сказок записано мало, и в школьной программе их единицы. Сказка «Йовhн мергн баатр» в 5 классе воспринимается с большим интересом, так герой сказки гиперболизирован, он обладает сверхъестественными невероятными необычными для человека качествами. Любовь к родине, к родной земле олицетворяет собой батыр, охраняя и оберегая свою землю.
Сказка служит связующим звеном между детьми и взрослыми. Сама жизнь доказывает педагогическую ценность сказки. Ведь это область теоретических обобщений народа по многим областям знаний.
Вершиной художественного мастерства калмыцкого сказочного творчества является поэтическое сказание «семьдесят и одна небылица». Надо ярко и образно довести до детского сознания, как фантастические и волшебные действия героя тесно переплетаются с мотивами трудового воспитания, быта, социального неравенства, справедливости и лжи, добродетели и порока, мудрости и глупости, счастья и печали. Дети с удовольствием иллюстрируют это произведение, учат наизусть, считают небылицы, поражаясь удивительным приключениям юноши-бедняка.
В школьной программе также благопожелание и восхваление, триады и загадки, песни и легенды, "кем?л?н и шин?с". Без фольклора не мыслится полнокровное содержание и технология обучения и воспитания детей в школе. В устном народном творчестве отражаются нравы, обычаи, интересы и потребности, желания и воля народа, их стремление воспитать, вырастить детей здоровыми, умными, нравственно чистыми. Все это, используя различные методы и приемы, надо передать молодой смене, затронуть их душу, что бы каждая новая сказка или былина, пословица или песня открывали ребенку еще один родничок народной мудрости.
С большим интересом воспринимают учащиеся 9 класса "кем?л?н". Дети выступают в роли мудрых рассказчиков в диалоге об особых приметах последнего позвонка овцы.
Т. Анджураева, Цаган-Нурская СОШ
© 2015, Анджураева Татьяна Ямановна 841