СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с буквой Ю.

Нажмите, чтобы узнать подробности

• Урок обучения грамотеРаздел: преподавание в начальной школе.Тема: Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й'у].Цели:создать условия для знакомства с функцией буквы «ю» обозначать два звука [й], [v] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ю»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать уважение друг к другу.Планируемые результаты: • Предметные УУД: знать и объяснять функцию буквы "ю" обозначать два звука в начале слова и после гласных выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова. • Личностные УУД: развивать познавательные интересы, формировать определённые познавательные потребности и учебные мотивы. • Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практическойзадачи. • Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителяОборудование учителя: схемы слогов, слов, магнитная азбука; таблицы с изображением изучаемой буквы; домики (синий и зеленый) для гласных букв; дом со словами и их схемами; портрет и книги С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; лента букв.

ХОД УРОКА1. Организация начала урока. а) Приветствие.- Громко прозвенел звонок-Начинается урок.Наши ушки на макушке,Глазки хорошо открытыСлушаем, напоминаем,Ни минуты не теряем. (слайд 2)Проверка готовности к уроку. б) Психологический тренинг.В природе есть солнце. Оно всем светит, его теплые и ласковые лучи согревают нас.(На доске картинка солнышка) Закройте глаза и представьте маленькую звезду. Луч солнца коснулся её и она стала больше. Посылаю к вашей звезде лучик добра, радости, здоровья. 'Теперь эта звезда в вашем сердце. Откройте глаза. Какое у вас настроение?(Хорошее). Улыбнитесь друг другу. Вот с таким хорошим настроением мы и начнем наш урок. в) Артикуляционная гимнастика.А теперь давайте сделаем упражнение на дыхание (слайд 3) и надуем шарики для нашего гостя. А для кого, мы узнаем чуть позже. Молодцы! Попробуем повторить скороговорку.У четырех черепашек четыре черепашек. 2. Повторение пройденного. Актуализация знаний.1. Работа по теме «Речь».Какой бывает наша речь?Что такое устная речь?Что такое письменная речь?Из чего состоит наша речь?Что мы с вами произносим, когда разговариваем?Какие бывают звуки? 2. Работа по «ленте букв». Игра «Найди свой домик».- Внимательно посмотрите на «ленту букв». Сколько гласных мы с вами уже знаем? (8)Была хорошая погода и гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, полил дождь. Буквы увидели домики и помчались к ним, но хозяин мог пустить в дом только свои буквы.Как вы думаете, какие буквы спрячутся от дождя в синий дом, а какие в зеленый?(В синий- а,о,у,ы,; в зеленый- е,ё, и,я)- Какую работу выполняют гласные а, о, у, ы, ? (Заставляют согласные звуки звучать твердо).- Какую работу выполняют гласные е, ё, и, я? (Заставляют согласные звуки звучать мягко). Какие буквы мы называем «хитрыми»? (е, ё, я)Почему? (Они обозначают 2 звука, когда стоят в начале слова или в середине слова после гласной.)На какие две группы делятся согласные? (Звонкие и глухие.)Какие согласные буквы имеют один звук? (ж, ш, ч, й)Какие звуки у букв ж и ш? (Всегда твердые.)Какой звук у букв ч и й? (Всегда мягкий.)Что вы можете сказать о букве ь? (Не имеет звука.)На что он всегда указывает? (На мягкость предыдущего согласного звука.)Назовите слова в которых все согласные звуки мягкие. (слайд 5) 3. Игра «Угадай - ка».- Посмотрите, ребята, на алфавит, буквы потерялись. Давайтеотгадаем, каких букв не хватает. (слайд 6)- Оцените свою работу (дети показывают круги: зеленый - у меня все получилось, желтый - у меня есть вопросы, красный - мне нужна помощь). 3. Новый материал.1. Введение в тему урока. Целеполагание.(Стук в дверь. Учитель открывает и показывает ребятам Фиксика.)- Симка дала Нолику задание, но он не смог справиться и пришел к нам за помощью.Поможем?- Отгадайте загадку: На одной ноге кружится,Беззаботна, весела.В пестрой юбке танцовщица,Музыкальная. (Юла). (слайд 7)Иногда эту игрушку называют и по-другому - «волчок». (На доске - предметная картинка с изображением юлы).- Проверим, подходит ли звуковая схема к слову. Напечатайте слово у себя на листочках.Вывешиваю запись слова юла - йула.- У вас получились разные записи: Нолик написал йула, а Вы, ребята, - по-разному: у кого то - юла, а у кого-то - йула.Где возникло затруднение? (При обозначении первого слога, звуков[ йу])- Что мы должны узнать? (Какой буквой обозначить эти звуки)- Кто догадался, с какой новой буквой мы познакомимся сегодня на уроке?- Как определить тему нашего урока? (слайд 8)- Какие цели надо решить на уроке, что мы должны узнать об этой букве?2. Работа по теме урока.- Прочитайте 1 -ый слог в слове, какую букву надо напечатать в первом слоге? Узнаем, кто был прав. Кто знает как выглядит буква Ю? (В конверте у Нолика элементы буквы, собираем и получаем Ю) (Слайд 9). На что она похожа? (Кусочек буквы Н +буква О) Правильно.Буквы Н (эн) и О играли, У Н (эн) палочку сломали.О к обломкам прикреплю,Получилась буква «Ю».На что еще похожа? (слайд 10)- Сконструируйте букву Ю на парте из ниток, которые лежат перед вами.- А теперь напишите букву на спине у своего соседа. Молодцы! А в старинных летописях летописцы изображали букву «Ю» вот так. (Показ старинного начертания буквы ю на отдельном листе).- Эта буква особенная, кто догадался почему? (Обозначает два звука)- Как вы думаете, всегда ли буква ю обозначает два звука?-Сегодня мы должны узнать, какие секреты есть у буквы, когда буква ю обозначает два звука.- Где стоит буква ю в слове «юла»? Сколько у нее звуков? Какие это звуки? ([й] [У])- Это первый секрет буквы. Вывод.- Найдите картинки, в названии которых есть буква ю в начале слова. Назовите их. (слайд 9 - 11- 12) з.Физминутка(Слайд 13)-Стану я сейчас юлойНа ноге крутнусь одной.А теперь сменю я ножкуИ на ней крутнусь немножко.Покрутилась. А сейчасЯ прошу садиться вас.(Слайд 13)

• 4. Игра «Доскажи словечко»1. Любят хрюшки букву Ю:Без неё не скажешь. (хрю)2. Я вертелась под ногами, Очень я мешала маме.И за это братик мойНазывал меня. (юлой)- Кого называют юлой в этом стихотворении? (девочку-непоседу)А как звали девочку на картине? (Юля)- Что вы можете сказать об этом слове? (имя) (Звуковой анализ слова) (слайд 14)- С какой буквы пишем имена людей? (с заглавной)(Выставляю заглавную букву Ю)7. Чтение слогов с буквой Ю.Девочка Юля так завертела свою юлу, что та помчалась по проселочной дороге. А навстречу ей встречаются согласные буквы. ( Р, Д, Т, Л, С, Н).Подбегает буква «ю» к согласным - получается слог. (на доске слоги)Читаем слоги: РЮЛЮДЮСЮТЮНЮ- Какова роль буквы Ю в этих слогах? (смягчает предыдущий согласный звук) Это второй секрет буквы ю. Кто может его сформулировать? (Буква ю в середине слова обозначает мягкость предшествующего согласного звука, и обозначается одним звуком)- Пришло время поселить букву Ю в свою квартиру в доме букв (выставляю букву на ленту).8. Чтение слов с буквой ю.Крутилась, вертелась юла и попала в нашу Азбуку. Откроем книгу и прочитаем слова: рисую - рисуют пою - поюТ играю - играют- Сколько звуков мы слышим после гласных звуков [a], [o], [y]? (2)- Какие? ([й'у])- Какой буквой обозначены эти два звука? (ю)- Чего в этих словах больше: звуков или букв? (звуков)- Почему?- Обратите внимание на место буквы Ю в этих словах. Где она находится? (в середине слова и на конце слова после гласной). Какой секрет еще узнали?В ы в о д : Гласная буква «ю» обозначает два звука [й'] в начале слова и в середине после другой гласной буквы. (Слайд 16)Раз буква Ю обозначает два звука, какая она? (хитрая)- Оцените свою работу. Нолик с вами очень доволен

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.1. Рассматривание иллюстрации на стр.170.- Какой момент изображен на иллюстрации?- Какую песню поет мама-мышь, укачивая своего малыша? (колыбельную)- Как поются колыбельные песни? (тихо, ласково, спокойно).- Кто помнит, какие колыбельные песни пели ваши мамы? Прочитаем отрывок из колыбельной песни: стр.170. (Чтение шепотом, хором)- Ребята, может кто-нибудь знает, к какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке»).- Кто автор этой сказки? (С.Я. Маршак) (Выставляю портрет С.Я. Маршака)- Почему на иллюстрации изображена кошка? (Мама-мышка пригласила её в няньки.)- Хотите послушать отрывок из этой сказки? (прослушивание отрывка)- Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?- Что случилось в конце этой сказки с мышонком?- Если вам захочется узнать дальнейшую судьбу мышонка, то прочитайте «Сказку об умном мышонке» С.Я.Маршака.5. Найдите слова, в которых буква «ю» обозначает 2 звука. (слайд 20)- Оцените себя. 5. Итог урока. Рефлексия.- Какая цель была на уроке?- С какой новой буквой познакомились?- Почему она особенная (хитрая)?- Что интересного узнали об этой букве?- Что можете сказать о гласных е, ё, я, ю? (слайд 21)- Оцените свою работу на уроке.-Спасибо, ребята, вы хорошо поработали! Нолик благодарит вас за ваши правильные ответы, ему урок очень понравился. Теперь он с легкостью справится с заданиями Симки.

13.01.2023 09:59


© 2023 154

Рекомендуем курсы ПК и ПП