СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1. информация о разработчике плана

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Пищеварение в ротовой полости. Практическая работа «Исследование действия ферментов слюны на крахмал»

Просмотр содержимого документа
«1. информация о разработчике плана»



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Джамалова И.Ю.

Место работы

МБОУ «ООШ с.Бильты»


2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс

9 А,Б

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

34

Темаурока

Пищеварение в ротовой полости. Практическая работа «Исследование действия ферментов слюны на крахмал»

Уровень изучения

Базовый

Тип урока

☐Урок освоения новых знаний и умений


Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные


Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой


Метапредметные

Вспомнить и применить соответствующие естественно-научные знанияВыявлять связь между прочитанным и современной реальностью


Предметные умения

Устанавливать причинно-следственные, структурные, функциональные связи объектов, процессов


Ключевые словаОРГАН

РОТОВАЯ ПОЛОСТЬ

ТИПЫ ЗУБОВ


Краткое описаниеНа уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Диагностическая работа», «Инструкция по выполнению практической работы», «Обучающие видеоролики».


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Откройте галерею изображений. Последовательно, используя материалы модуля, расскажите учащимся о строении и функциях ротовой полости как части пищеварительной системы. Важно объяснить учащимся, каким образом зубы влияют на дальнейшее переваривание пищи и почему у человека происходит смена зубов.

Напомните, какая система контролирует движение языка и выработку слюны (вспомните с учениками вегетативную и соматическую нервную систему).

Предложите учащимся сформулировать тему урока: «Пищеварение в ротовой полости».

Интересное пищеварение

Обучающие видеоролики


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний


Этап 1.3. Целеполагание

Ты узнаешь что такое пищеварение


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Необходимо познакомить детей с процессами обработки пищи. Сформировать общую картину устройства ротовой полости и объяснить значение всех составляющих её компонентов:

какие железы выделяют слюну;

для чего нужна слюна;

какую роль играет язык;

за что отвечают зубы;

какое строение у зубов;

как необходимо следить за зубами.

Пищеварение в ротовой полости

Обучающие видеоролики


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Какова функция слюны?

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Ребята под контролем учителя выполняют задания практической работы и записывают ответы в тетрадь, закрепляя тему: «Строение и разнообразие зубов».

Учителю необходимо подготовить распечатки для проведения работы.

Если у обучающихся возникают вопросы по функциональной части органов ротовой полости, то необходимо дать разъяснения.

Разнообразие зубов и их строение

Инструкция по выполнению практической работы


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Пищеварение в ротовой полости

Диагностическая работа


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)


Тест в формате ГИА


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

  1. Определение положения подчелюстных слюнных желез. 

Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2–3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.

Поднижнечелюстные выделяют вязкую и густую слюну, которая зависит от количества муцина-слизи (обеспечивает глотание пищи).

  1. Подъязычная железа. 

Эта железа лежит глубоко, и ее прощупать не удается. Зато легко обнаруживается устье протока этой железы: у основания уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости). Если резко приподнять язык кверху, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны.


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

А какие химические превращения происходят с пищей под воздействием слюны, мы с вами узнаем, проведя лабораторную работу.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание


Этап 5.1. Рефлексия

Пометки на полях  (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» - знал,         «!» - новый материал (узнал),        «?» - хочу узнать


Этап 5.2.Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


Написать конспект и выучить






ПР №13 "Исследование действия ферментов слюны на крахмал" 9 класс

Инструктаж проведен и прослушан___________________Дата_______________

Цель: доказать присутствие в слюне ферментов, расщепляющих углеводы, выяснить условия активности ферментов слюны.

Материалы и оборудование: накрахмаленные картофельным крахмалом бинты, спичка, вата, ушные палочки, йодная вода, ножницы, блюдца.



Ход работы

1.Подготовьте материалы к работе.

Готовим крахмальный бинт. Для этого необходимо взять четверть ложки крахмала, развести его в небольшом количестве холодной воды и влить в кипящую воду. Кипятить при помешивании 10-15 мин. После этого бинты поместить в крахмальную воду (лучше пинцетом), далее бинты вынимают, расправляют и высушивают. Будьте осторожны с горячими жидкостями! Затем бинт нужно разрезать на куски длиной по 10 см.



2.Проведение опыта.

1)Намотать ватный тампон на спичку, смочить его слюной и написать на куске бинта букву или цифру. Вместо ватного тампона на спичке можно использовать ватную палочку.

2)Затем бинт необходимо высушить, для чего около 3 минут подержать в руках.

3)После этого бинт необходимо расправить и опустить в блюдце с йодной водой.

4) Для контроля необходимо взять другую спичку с ватным тампоном (ушную палочку), намочить его водой и написать на куске бинта букву или цифру.

5) Затем бинт необходимо высушить, для чего около 3 минут подержать его в руках.

6)После этого бинт необходимо расправить и опустить в блюдце с йодной водой.



2.Результаты эксперимента занесите в таблицу.


Условия проведения эксперимента

Наблюдения

1

Ватный тампон смочен слюной и нанесен рисунок на накрахмаленный бинт. Бинт помещен в емкость с йодной водой.














2

Ватный тампон смочен водой и нанесен рисунок на накрахмаленный бинт. Бинт помещен в емкость с йодной водой.


Вывод. Ответьте на вопрос: наличие каких ферментов в слюне доказывает данный эксперимент? Укажите условия, при которых данные ферменты наиболее активны.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оценка: _____Учитель:___________/Фасахова А.В. /

ПР №13 "Исследование действия ферментов слюны на крахмал" 9 класс

Инструктаж проведен и прослушан___________________Дата_______________

Цель: доказать присутствие в слюне ферментов, расщепляющих углеводы, выяснить условия активности ферментов слюны.

Материалы и оборудование: накрахмаленные картофельным крахмалом бинты, спичка, вата, ушные палочки, йодная вода, ножницы, блюдца.



Ход работы

1.Подготовьте материалы к работе.

Готовим крахмальный бинт. Для этого необходимо взять четверть ложки крахмала, развести его в небольшом количестве холодной воды и влить в кипящую воду. Кипятить при помешивании 10-15 мин. После этого бинты поместить в крахмальную воду (лучше пинцетом), далее бинты вынимают, расправляют и высушивают. Будьте осторожны с горячими жидкостями! Затем бинт нужно разрезать на куски длиной по 10 см.



2.Проведение опыта.

1)Намотать ватный тампон на спичку, смочить его слюной и написать на куске бинта букву или цифру. Вместо ватного тампона на спичке можно использовать ватную палочку.

2)Затем бинт необходимо высушить, для чего около 3 минут подержать в руках.

3)После этого бинт необходимо расправить и опустить в блюдце с йодной водой.

4) Для контроля необходимо взять другую спичку с ватным тампоном (ушную палочку), намочить его водой и написать на куске бинта букву или цифру.

5) Затем бинт необходимо высушить, для чего около 3 минут подержать его в руках.

6)После этого бинт необходимо расправить и опустить в блюдце с йодной водой.



2.Результаты эксперимента занесите в таблицу.




Условия проведения эксперимента

Наблюдения

1

Ватный тампон смочен слюной и нанесен рисунок на накрахмаленный бинт. Бинт помещен в емкость с йодной водой.

Участки, где крахмал, окрасятся в синий цвет, а места обработанные слюной (буква) останутся белыми, тк крахмал в них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания. Глюкозу йод не окрашивает.

2

Ватный тампон смочен водой и нанесен рисунок на накрахмаленный бинт. Бинт помещен в емкость с йодной водой.

Буква не окрашивается. После обработки этого куска йодной водой получается однотонное синее окрашивание.



Вывод.Ответьте на вопрос: наличие каких ферментов в слюне доказывает данный эксперимент? Укажите условия, при которых данные ферменты наиболее активны.

Под действием ферментов слюны происходит частичное расщепление углеводов -крахмала.

Крахмал расщепился под действием амилазы слюны, поэтому на этом месте реакция с йодом отрицательная. Если слюну нагреть до 50гр амилаза теряет активность, под влиянием уксуса происходит то же самое. Амилаза действует в строго определенных условиях. Оптимальная температура 36-39гр. Выше-денатурация белка. Работает в слабощелочной среде полости рта, кислая среда приводит к нарушению действия фермента.