1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Джамалова И.Ю. |
Место работы | МБОУ «ООШ с.Бильты» |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс | 9 А,Б |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 34 |
Темаурока | Пищеварение в ротовой полости. Практическая работа «Исследование действия ферментов слюны на крахмал» |
Уровень изучения | Базовый |
Тип урока | ☐Урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой |
Метапредметные Вспомнить и применить соответствующие естественно-научные знанияВыявлять связь между прочитанным и современной реальностью |
Предметные умения Устанавливать причинно-следственные, структурные, функциональные связи объектов, процессов |
Ключевые словаОРГАН РОТОВАЯ ПОЛОСТЬ ТИПЫ ЗУБОВ |
Краткое описаниеНа уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Диагностическая работа», «Инструкция по выполнению практической работы», «Обучающие видеоролики». |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Откройте галерею изображений. Последовательно, используя материалы модуля, расскажите учащимся о строении и функциях ротовой полости как части пищеварительной системы. Важно объяснить учащимся, каким образом зубы влияют на дальнейшее переваривание пищи и почему у человека происходит смена зубов. Напомните, какая система контролирует движение языка и выработку слюны (вспомните с учениками вегетативную и соматическую нервную систему). Предложите учащимся сформулировать тему урока: «Пищеварение в ротовой полости». Интересное пищеварение Обучающие видеоролики |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
|
Этап 1.3. Целеполагание |
Ты узнаешь что такое пищеварение |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Необходимо познакомить детей с процессами обработки пищи. Сформировать общую картину устройства ротовой полости и объяснить значение всех составляющих её компонентов: какие железы выделяют слюну; для чего нужна слюна; какую роль играет язык; за что отвечают зубы; какое строение у зубов; как необходимо следить за зубами. Пищеварение в ротовой полости Обучающие видеоролики |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Какова функция слюны? |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Ребята под контролем учителя выполняют задания практической работы и записывают ответы в тетрадь, закрепляя тему: «Строение и разнообразие зубов». Учителю необходимо подготовить распечатки для проведения работы. Если у обучающихся возникают вопросы по функциональной части органов ротовой полости, то необходимо дать разъяснения. Разнообразие зубов и их строение Инструкция по выполнению практической работы |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Пищеварение в ротовой полости Диагностическая работа |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Тест в формате ГИА |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Определение положения подчелюстных слюнных желез. Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2–3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной. – Поднижнечелюстные выделяют вязкую и густую слюну, которая зависит от количества муцина-слизи (обеспечивает глотание пищи). Подъязычная железа. Эта железа лежит глубоко, и ее прощупать не удается. Зато легко обнаруживается устье протока этой железы: у основания уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости). Если резко приподнять язык кверху, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
А какие химические превращения происходят с пищей под воздействием слюны, мы с вами узнаем, проведя лабораторную работу. |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
|
Этап 5.1. Рефлексия |
Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте: «+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать |
Этап 5.2.Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Написать конспект и выучить |
ПР №13 "Исследование действия ферментов слюны на крахмал" 9 класс
Инструктаж проведен и прослушан___________________Дата_______________
Цель: доказать присутствие в слюне ферментов, расщепляющих углеводы, выяснить условия активности ферментов слюны.
Материалы и оборудование: накрахмаленные картофельным крахмалом бинты, спичка, вата, ушные палочки, йодная вода, ножницы, блюдца.
Ход работы
1.Подготовьте материалы к работе.
Готовим крахмальный бинт. Для этого необходимо взять четверть ложки крахмала, развести его в небольшом количестве холодной воды и влить в кипящую воду. Кипятить при помешивании 10-15 мин. После этого бинты поместить в крахмальную воду (лучше пинцетом), далее бинты вынимают, расправляют и высушивают. Будьте осторожны с горячими жидкостями! Затем бинт нужно разрезать на куски длиной по 10 см.
2.Проведение опыта.
1)Намотать ватный тампон на спичку, смочить его слюной и написать на куске бинта букву или цифру. Вместо ватного тампона на спичке можно использовать ватную палочку.
2)Затем бинт необходимо высушить, для чего около 3 минут подержать в руках.
3)После этого бинт необходимо расправить и опустить в блюдце с йодной водой.
4) Для контроля необходимо взять другую спичку с ватным тампоном (ушную палочку), намочить его водой и написать на куске бинта букву или цифру.
5) Затем бинт необходимо высушить, для чего около 3 минут подержать его в руках.
6)После этого бинт необходимо расправить и опустить в блюдце с йодной водой.
2.Результаты эксперимента занесите в таблицу.
№ | Условия проведения эксперимента | Наблюдения |
1 | Ватный тампон смочен слюной и нанесен рисунок на накрахмаленный бинт. Бинт помещен в емкость с йодной водой. | |
2 | Ватный тампон смочен водой и нанесен рисунок на накрахмаленный бинт. Бинт помещен в емкость с йодной водой. | |
Вывод. Ответьте на вопрос: наличие каких ферментов в слюне доказывает данный эксперимент? Укажите условия, при которых данные ферменты наиболее активны.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оценка: _____Учитель:___________/Фасахова А.В. /
ПР №13 "Исследование действия ферментов слюны на крахмал" 9 класс
Инструктаж проведен и прослушан___________________Дата_______________
Цель: доказать присутствие в слюне ферментов, расщепляющих углеводы, выяснить условия активности ферментов слюны.
Материалы и оборудование: накрахмаленные картофельным крахмалом бинты, спичка, вата, ушные палочки, йодная вода, ножницы, блюдца.
Ход работы
1.Подготовьте материалы к работе.
Готовим крахмальный бинт. Для этого необходимо взять четверть ложки крахмала, развести его в небольшом количестве холодной воды и влить в кипящую воду. Кипятить при помешивании 10-15 мин. После этого бинты поместить в крахмальную воду (лучше пинцетом), далее бинты вынимают, расправляют и высушивают. Будьте осторожны с горячими жидкостями! Затем бинт нужно разрезать на куски длиной по 10 см.
2.Проведение опыта.
1)Намотать ватный тампон на спичку, смочить его слюной и написать на куске бинта букву или цифру. Вместо ватного тампона на спичке можно использовать ватную палочку.
2)Затем бинт необходимо высушить, для чего около 3 минут подержать в руках.
3)После этого бинт необходимо расправить и опустить в блюдце с йодной водой.
4) Для контроля необходимо взять другую спичку с ватным тампоном (ушную палочку), намочить его водой и написать на куске бинта букву или цифру.
5) Затем бинт необходимо высушить, для чего около 3 минут подержать его в руках.
6)После этого бинт необходимо расправить и опустить в блюдце с йодной водой.
2.Результаты эксперимента занесите в таблицу.
№ | Условия проведения эксперимента | Наблюдения |
1 | Ватный тампон смочен слюной и нанесен рисунок на накрахмаленный бинт. Бинт помещен в емкость с йодной водой. | Участки, где крахмал, окрасятся в синий цвет, а места обработанные слюной (буква) останутся белыми, тк крахмал в них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания. Глюкозу йод не окрашивает. |
2 | Ватный тампон смочен водой и нанесен рисунок на накрахмаленный бинт. Бинт помещен в емкость с йодной водой. | Буква не окрашивается. После обработки этого куска йодной водой получается однотонное синее окрашивание. |
Вывод.Ответьте на вопрос: наличие каких ферментов в слюне доказывает данный эксперимент? Укажите условия, при которых данные ферменты наиболее активны.
Под действием ферментов слюны происходит частичное расщепление углеводов -крахмала.
Крахмал расщепился под действием амилазы слюны, поэтому на этом месте реакция с йодом отрицательная. Если слюну нагреть до 50гр амилаза теряет активность, под влиянием уксуса происходит то же самое. Амилаза действует в строго определенных условиях. Оптимальная температура 36-39гр. Выше-денатурация белка. Работает в слабощелочной среде полости рта, кислая среда приводит к нарушению действия фермента.