СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"1 класс. Вхождение в проектную деятельность"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на городской методической конференции учителей начальной школы и педагогов дошкольных образовательных учреждений

Просмотр содержимого документа
«"1 класс. Вхождение в проектную деятельность"»

1 класс. Вхождение в проектную деятельность.










Нашим детям жить в условиях быстро изменяющегося, с точки зрения информационного поля, мира. Поэтому сегодня они должны не столько знать и уметь, сколько уметь приобретать новые знания, находить и извлекать нужную информацию, уметь применять ее в нестандартных жизненных ситуациях.

Новый Федеральный государственный стандарт приоритетом начального образования ставит формирование общеучебных знаний и умений. Все более актуальным в настоящее время становится формирование умения самостоятельно ставить цель, планировать деятельность, которая приведет к ее достижению, самостоятельно добывать знания, собирать необходимую для этого информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы, контролировать и оценивать свою деятельность, понимать, в чем причина неуспеха или наоборот, что помогло добиться результата.

Одним из способов решения данной проблемы является организация проектной деятельности, так как ее смысл как раз и заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проекта. Кроме того, проект дает возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

Однако в начальной школе, и тем более в 1 классе, о полноценной проектной деятельности в силу возрастных возможностей детей, говорить рано. На этом этапе будет иметь место пропедевтическая работа, направленная на развитие и формирование умения решать проектные задачи, выполнять исследовательскую деятельность, формировать умение ставить цели (чего я хочу добиться? мои намерения), определять пути решения проблемы (как добиться желаемого результата, что для этого нужно сделать?), умению рефлексировать свою деятельность (чего достиг, что получилось/не получилось, почему?), анализировать, аргументированно доказывать.

Если мы сможем должным образом сформировать эти умения, то можно смело говорить о том, что вхождение в проектную деятельность прошло успешно.

В 1 классе мы только подготавливаем почву для формирования умения заниматься полноценной проектной деятельностью в дальнейшем.

При этом целесообразно, с моей точки зрения, ориентироваться на 2 формы проектной деятельности:

  • Познавательную (новые сведения, новые знания)

  • Продуктивную (создание чего-то нового: стихи, сказки, рисунки, поделки)

Работа по формированию умений заниматься проектно-исследовательской деятельностью в 1 классе можно проводить как на уроке, так и во время занятий внеурочной и внеклассной деятельностью.

Современные образовательные программы, УМК дают широкий спектр возможностей для организации проектно-исследовательской деятельности на уроке, причем как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Первоклассники еще не обладают необходимым багажом знаний и навыков и поэтому задания для проектно-творческой деятельности носят характер творческого переосмысления

Например, на уроках литературного чтения, на которых мы говорим о загадках, сказках, дети выполняют задание творческое задание: придумать загадку, сказку. Результатом этой деятельности стал классный сборник, в который вошли загадки и сказки, придуманные самими детьми (Например: «В середине желточек, а по краям-белочки. Что это такое?» -ромашка). Причем, дети, которым не удалось придумать свою загадку или сказку, стали иллюстраторами).

Развитие растения из семени - целая исследовательская работа. С большим интересом дети наблюдали, как появляется росток, корень, формируется растение, рыхлили почву, следили за влажностью. Результатом стала – выращенная рассада цветов.

Уроки математики - кладезь возможностей для организации работы по решению проектных задач. Например, урок – путешествие в сказку «Три поросенка» был построен на решении сразу нескольких проектных задач. Сначала дети сравнивали длину дорожек, по которым поросята ходят в гости друг к другу, причем определить на глаз, какая дорожка самая длинная, не представляется возможности, измерительных приборов под руками не было, и учащимся пришлось придумывать различные способы, чтобы можно было это выяснить. Затем нужно было определить, какие коврики были постелены в домиках поросят, при этом учесть, что площадь комнаты и площадь ковра должна быть одинаковой. Из разнообразия фигур нужно было выбрать подходящие, причем была создана ситуация неоднозначного выбора: для комнаты Наф-Нафа подходило сразу 2 ковра. А когда поросята пришли в магазин, чтобы купить спортивную форму, детям нужно было определить, сколько комплектов смогут купить поросята, если футболок в магазине было 6, шорт – 5, а кроссовок – 8. В процессе работы выяснилось, что 8 кроссовок – это 4 пары, значит, можно купить только 4 комплекта. А затем поросята готовили флажки для того, чтобы можно было болеть за свою любимую команду. Для этого нужно было вырезать из листов цветной бумаги все нарисованные там прямоугольники. При этом нужно было ответить на следующие вопросы:

  1. Прямоугольников какого цвета больше?

  2. Как убедиться, что все вырезанные прямоугольники одного и того же цвета имеют одну и ту же площадь?

  3. Какие прямоугольники имеют самую маленькую площадь, самую большую?

  4. Сколько можно составить комплектов, если в комплект входит по одному прямоугольнику каждого цвета?

  5. Наклейте свои прямоугольники на большой лист так, чтобы образовались полоски разных цветов и чтобы можно было увидеть , какая из полосок самая длинная.

  6. Вывесите свой лист на доску, чтобы можно было сравнить результат вашей работы с результатами других групп

Главной целью при решении проектных задач является формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности.

Занятия внеурочной деятельность помогают нам расширить возможности урока. Составляем для дошколят наглядные пособия.

Проектно-исследовательская работа «Любимое число» поможет им многое узнать ( а заодно и учащимся нашего класса) о различных числах.

Решение проектной задачи в 1 классе так же способствует формированию разных способов учебного сотрудничества в малых группах, что в свою очередь способствует воспитанию чувства ответственности, формирует умение общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам. Работая над проектной задачей – «Моя любимая буква» каждый ребенок собирал, систематизировал и представлял информацию о своей букве. В процессе работы родилась идея проекта «Морское царство букв», где есть море гласных и море согласных, мыс самых звучных, полуостров непарных, залив глухих и звонких, течения мягких и твердых команд и даже необитаемый остров, где нет звуков, но поселились буквы ь и ъ.

Учитывая возрастные особенности, предлагаю темы, близкие для учащихся. Например, «Моя семья», где дети имеют возможность и самим узнать много нового о своей семье, о бабушках и дедушках, оформить материал в той форме, что им больше всего по душе, но и представить его для всего класса. С какой гордостью рассказывала о своем прадедушке космонавте Волкове одна из учениц класса.

Итог такой работы можно рассматривать в двух аспектах:

  • Реальный (материальный) продукт, созданный детьми, который после его создания может жить своей жизнью

  • «нематериальный» продукт – качественное изменение самого ребенка (или группы детей, если это групповая работа)

В 1 классе проектно-исследовательская деятельность нуждается не только в сопровождении педагога, но и в сопровождении родителей.

Поэтому мотивацию детей я начинаю с мотивации родителей, ведь заинтересованность родителей в приобретении детьми навыков проектно-исследовательской деятельности является стимулом для поддержания интереса детей, повышает их самооценку, способствует росту уверенности в собственных возможностях. Для этого я провожу родительские собрания, целью которых является не только информированность родителей в вопросе развития учащихся в результате выполнения проектных задач, но непосредственное участие родителей в процессе работы над проектом «Причины агрессивного поведения учащихся в 1 классе», где родители имели возможность получить практические навыки работы в группе над проектом, результатом которого стала памятка для родителей.

Совместная работа родителей и детей вылилась в проект Новогоднего праздника, при подготовке которого учитывались идеи, как родителей, так и детей.

В заключении хотелось бы отметить, что регулярное использование проектных задач способствует повышению познавательной активности учащихся. Предлагая проектную задачу в 1 классе необходимо учитывать, чтобы была возможность переноса известных детям знаний на новую практическую ситуацию. И тогда появится возможность не только для более глубокого усвоения программного материала, но и для развития у учащихся навыков самостоятельности, что, конечно же, положительно скажется на саморазвитии. Все это подготовит почву для полноценной проектной деятельности в будущем.

Используемая литература:

  1. Домбровский А. Метод проектов. Размышления собственными руками. Санкт-Петербург, 2005

  2. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / (А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.); под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Сборник проектных задач. Начальная школа: пособие для учителей общеобразовательных учреждений; под ред. А.Б. Воронцова, Москва, Просвещение, 2012

  4. Суслов В.Н. Решаем проектные задачи. Легион, Ростов-на-Дону, 2012

  5. Суслов В.Н. Проводим расследование. Проектные задачи. Легион, Ростов-на-Дону, 2013

  6. Тузова В.Л. 1 класс. День за днем. Санкт-Петербург, Каро, 2002

  7. Шаталова О.А. «Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы. Москва, Русское слово, 2012