1 вариант
Обязательная часть
1.(1балл). Определите, в каком слове букв больше, чем звуков. Подчеркните это слово одной чертой.
Марья
ездить
сомнение
станешь
2.(1балл). Определите, в каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Подчеркните это слово одной чертой.
столЯр
красИвее
каталОг
дОсуг
3.(1балл). Вставьте пропущенные буквы Ы-И после Ц в словах:
ц…ферблат
ц…плёнок
иллюстрац…я
сверстниц…
4.(1 балл). Вставьте нужное окончание в имена существительные:
участвует в конференци…
говорили о картин…
вспоминать о дочер…
гулять по алле…
5.(1 балл). Определите, в каких словах пишется приставка пре, а в каких – при; запишите слова в таблицу в зависимости от выбора приставки:
пр(е/и)украсить действительность, пр(е/и)градить дорогу, пр(е/и)обрести авторитет, пр(е/и)умножая традиции, пр(е/и)забавный случай, пр(е/и)усадебный участок.
с приставкой пре- | с приставкой при- |
| |
| |
| |
| |
6.(1 балл). Определите, какие слова пишутся с одним Н, какие – с двумя НН, запишите их в таблицу в зависимости от выбора:
Змеи(н/нн)ый укус, были(н/нн)ый герой, миллио(н/нн)ый житель, да(н/нн)ый объект, платя(н/нн)ой шкаф, ржа(н/нн)ой хлеб, торжестве(н/нн)ый день, депутаты избра(н/нн)ы
7.(1 балл). Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки в образовании формы слова. Подчеркните их и напишите правильно.
пара сапог___________________________________________________
продукт качественен__________________________________________
самый удивительный__________________________________________
белоснежные катеры__________________________________________
8.(1балл). Определите, в каких словах допущены ошибки, связанные с неправильным определением рода имён существительных. Запишите правильный вариант.
ядовитое цеце_________________________________________________
пёстрый какаду________________________________________________
вкусное пюре__________________________________________________
широкое Миссисипи____________________________________________
9.(1 балл). Определите, в каких словах пишется Ь, а в каких – нет. Заполните таблицу в зависимости от выбора.
Испугаеш…ся, много туч…, отреж…те, реч…ка, кирпич…, невтерпёж...
10.(1 балл). Определите, в какой строке в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е. Отметьте эту строку знаком +.
- (он) бор…тся, поищ…м
- (он) пил…т, ожида…мый
- (он) верт…т, завис…вший
- (он) беспоко…тся, брош…нный
11.(1 балл). Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Отметьте это предложение знаком +.
- Мартовский день с капелью и солнцем внезапно сменился студёным,
отнюдь (не)весенним вечерком. (М. Прилежаева)
- На незванного гостя (не)припасена ложка.(Пословица)
- Нет, (не)похожи колымские тяжёлые зори на рассветы Байкала. (А. Семёнов)
- Были серые тёплые сумерки, перепадал (не)решительный дождь. (К. Паустовский)
12.(1балл). В предложениях знаки препинания не расставлены. Определите, в каком предложении нужно поставить одну запятую.
Отметьте это предложение знаком +, поставьте запятую.
- Он не расставался с альбомом и карандашом и делал всё время наброски.
-Я люблю математику и физику литературу и живопись музыку и театр.
- Только теперь мы заметили что взошло солнце и горы уже не в силах заслонить его.
- Ветер к счастью утих и море едва-едва колебалось.
13.(1 балл). В предложениях знаки препинания не расставлены. Определите, в каком предложении нужно поставить две запятые.
Отметьте это предложение знаком +, поставьте запятые.
- Косматый пёс Рябчик с репьями на морде громко зевал слушая дедовский рассказ.
- Звериная молва гласила что дядя Витя не обижает зря потому к нему относились с уважением.
- Он часто с ружьём за плечами обходил свои владения и лесные жители постепенно к нему
привыкли.
- Он не боялся трудностей и во что бы то ни стало решил добиться намеченной цели несмотря ни
на какие трудности.
14.(1 балл). В предложениях знаки препинания не расставлены. Определите, в каком предложении перед союзом И должна стоять запятая. Отметьте это предложение знаком +, поставьте запятую.
- Когда солнце село и из лощины потянуло влажным холодом мы подъехали к деревне.
- Листья с деревьев попадали и влажными грудами устилали застывающую землю.
- Днём жарко весело и в голубом небе круглятся белые облака.
- Огромное тёмное небо в звёздах раскинулось над ними и свежестью веяло из степи.
15.(1 балл). Прочитайте предложение. Выпишите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
После Плёса Левитан ощутил свою близость (1) не только к пейзажу России (2) но и к её народу – талантливому (3) обездоленному (4) и как бы притихшему (5) не то перед новой бедой (6) не то
перед великим освобождением.
16.(1 балл). Прочитайте. Найдите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Запишите его, исправив ошибку.
- Возле моего дома растут две большие берёзы.
- Принимая решение, нам пришлось быстро проанализировать ситуацию.
- На празднике лицея присутствовало много родителей.
- Директор так и не принял мер в отношении нарушителей.
17.(1 балл). Прочитайте первую часть предложения, четыре варианта его продолжения. Выберите из предложенных вариантов грамматически правильное продолжение предложения и отметьте его знаком +.
Услышав вопрос учителя,
- мне нужно подумать.
- не спешите отвечать, сначала подумайте.
- учебник поможет вам ответить на него.
- никому не хочется ошибиться в ответе.
18.(1балл). Прочитайте предложения и определите, в каком из них неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) «Гигантизм» на Алтае встречается не только в растительном, но и в
животном мире: доже широко распространённые в Западной и Восточной Сибири бурый медведь и марал достигают здесь иногда внушительных размеров.
2) Приятель моего соседа изобретательный и деловитый, он никогда не
бывает без дела сам и не позволяет скучать окружающим.
3)Диетологи советуют включать в рацион морскую капусту, или ламинарию, чтобы пополнить недостаток йода в организме.
4) Сегодня люди широко пользуются современными информационными носителями.
Прочитайте текст и выполните задания 19-23
(1)…(2) Он был любим и ценим как прекрасный лирик, как непревзойдённый мастер стиха и слова – не более. (3) Чаадаев всё-таки смотрел сверху вниз на его «изящный гений».(4) Даже Жуковский с высоты своего переводного мистицизма считал его чем-то вроде гениального ребёнка. (5) Его истинный удельный вес и его значение далеко не постигалось, как он сам, в сущности, не постиг, что такое Гоголь. (6) Это не всё: будучи о себе весьма высокого мнения, он всё-таки сам себя недооценивал. (7) «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь», - эти слова вполне можно было бы применить к нему самому. (8) Он был ещё жив, когда в довольно широких кругах читателей и критиков с ним начали сравнивать ( и не всегда в его пользу) таких авторов, как Бенедиктов, Кукольник. (9) Уже самая возможность сопоставлять эти имена показывает, до какой степени не понимали, о ком и о чём идёт речь. (По В. Ходасевичу)
19.(1 балл). В тексте отсутствует первое предложение. Определите, какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте и отметьте его знаком +.
- Пушкин – великий русский поэт.
- Всем известны слова Аполлона Григорьева: «Пушкин – это наше всё».
- Пушкин для всех нас само воплощение поэзии, синоним высокого слова «Поэт».
- Несмотря на свою славу, Пушкин при жизни не был достаточно оценён
даже наиболее проницательными из своих современников.
20.(1 балл). Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КРУГ. Определите значение, в котором это слово употреблено в восьмом предложении. Отметьте знаком + верную характеристику.
- Совокупность взаимосвязанных предметов, явлений, образующих единое целое. Широкий
круг интересов.
- Группа людей, объединённых какими-нибудь связями. В кругу друзей.
- Общественная или профессиональная группа. В спортивных кругах
- Замкнутая цепочка людей, близкая по форме к окружности.Стать в круг.
21.(1 балл). Укажите знаком +, какие слова являются грамматической основой в девятом предложении текста.
- возможность сопоставлять; до какой степени; о чём идёт речь
- возможность показывает; не понимали; идёт речь
- самая возможность сопоставлять; не понимали; о ком идёт
- самая возможность показывает; до какой степени не понимали; о чём речь
22.(1 балл). Отметьте знаком + верную характеристику шестого предложения.
- простое
- сложносочинённое
- сложное бессоюзное
- сложноподчинённое
23.(1 балл). Отметьте знаком + правильную морфологическую характеристику слова ДАЛЕКО из пятого предложения текста.
- глагол - деепричастие - прилагательное - наречие
Дополнительная часть
24.(3 балла). Вставьте пропущенные гласные. Выпишите слова той строки, во всех словах которой пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.
1) вбл…зи, ск…льзить, предл…жение
2) выгл…деть, р…сток, объед…нить
3) уг…стить, повр…менить, т…лпиться
4) оч…рование, выр…внять, п…лисадник
25.(3 балла). Прочитайте предложение. Если нужно, поставьте запятую на место, обозначенное скобкой. Объясните постановку запятой или её отсутствие.
У Гаврилы смешно надувались щёки ( ) и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали. (М. Горький).
26.(3 балла). Прочитайте предложение. Расставьте знаки препинания.
Чтобы жить честно надо рваться путаться биться ошибаться начинать и бросать и опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться А спокойствие душевная подлость делился своими мыслями Л.Н. Толстой в письме к А.А. Толстой от 18 октября 1857 года.
27.(3 балла). Определите, слитно или раздельно следует писать выделенные слова. Заполните таблицу.
1) Я пришёл, что(бы)сначала поговорить с тобой, а за(тем) принять
решение.
2) Он хочет прочитать эту книгу, (при)чём побыстрее, (не) откладывая.
3) (В)течение месяца мы закончим работу, а (по)том приедем.
4) Я так (ни)чего нового не узнал (по)этому делу.
28.(3 балла). Прочитайте предложение. Поставьте, где нужно, двоеточие и тире.Объясните постановку знаков препинания.
Мне охота было почитать про всё и про травы, и про моря, и про солнце и звёзды, и про великих людей, и про революцию про всё то, что люди хорошо знают, а я ещё не знаю. (К. Паустовский).
29.(3 балла). Прочитайте предложение, расставьте пропущенные знаки препинания, выпишите вводные слова.
Когда в губернском городе С. Приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители как бы оправдываясь говорили, что напротив в С. Есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что наконец есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства. (А. Чехов)
30.(3 балла). Прочитайте предложения. Отметьте знаком + то предложение, в котором придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом. Запишите остальные предложения, преобразовав придаточную часть в причастный оборот.
- Проход вёл в спокойную бухточку, которая была защищена от ветра.
- Мне вспомнилось предание, согласно которому эти здания соединялись
при помощи подземной галереи.
- Тигр, который обитает в Уссурийском крае, крупнее своего индийского
собрата.
- Они привыкли к сибирской земле, которая стала для них второй родиной,
и превратились в настоящих сибиряков.
Ответы на задания I вариант.
Обязательная часть
1. станешь
2. красивее
3. циферблат цыплёнок иллюстрация сверстницы
4. участвует в конференции говорили о картине
вспоминать о дочери гулять по аллее
5.
с приставкой пре- | с приставкой при- |
преградить | приукрасить |
презабавный | приобрести |
| приумножая |
| приусадебный |
6.
сн | с нн |
змеиный | былинный |
платяной | миллионный |
ржаной | данный |
избраны | торжественный |
| |
7. белоснежные катера
8. ядовитая цеце широкая Миссисипи
9.
с ь | без ь |
испугаешься | много туч |
отрежьте | речка |
| кирпич |
| невтерпёж |
10. (он) борется, поищем
11. Были серые тёплые сумерки, перепадал нерешительный дождь.
12. Только теперь мы заметили, что взошло солнце и горы уже не в силах
заслонить его.
13. Звериная молва гласила, что дядя Витя не обижает зря, потому к нему
относились с уважением.
14. Огромное тёмное небо в звёздах раскинулось над ними, и свежестью веяло из степи.
15. 236
16. Принимая решение, мы быстро проанализировали ситуацию.
17. не спешите отвечать, сначала подумайте.
18. Ответ: восполнить
19. Несмотря на свою славу, Пушкин при жизни не был достаточно оценён
даже наиболее проницательными из своих современников.
20. Общественная или профессиональная группа. В спортивных кругах
21. возможность показывает; не понимали; идёт речь
22. сложное бессоюзное
23. наречие
Дополнительная часть 24. 1) вблизи, скользить, предложение
2) выглядеть, росток, объединить
3) угостить, повременить, толпиться
4) очарование, выровнять, палисадник
25. У Гаврилы смешно надувались щёки ( ) и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали. (М. Горький).
Сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом предложения, который относится и к первой, и ко второй части одновременно. Запятая не ставится.
26. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость», - делился своими мыслями Л.Н. Толстой в письме к А.А. Толстой от 18 октября 1857 года.
27.
слитно | раздельно |
чтобы | по этому |
затем | не откладывая |
причём | в течение |
потом | |
ничего | |
28. Мне охота было почитать про всё: и про травы, и про моря, и про солнце и звёзды, и про великих людей, и про революцию - про всё то, что люди хорошо знают, а я ещё не знаю. (К. Паустовский)
После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие; после однородных членов ставится тире, потому что предложение не заканчивается этими однородными членами.
29. Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что,напротив, в С. есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что,наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства. (А. Чехов)
30. Проход вёл в спокойную бухточку, защищенную от ветра.
+ Мне вспомнилось предание, согласно которому эти здания соединялись
при помощи подземной галереи.
Тигр, обитающий в Уссурийском крае, крупнее своего индийского
собрата.
Они привыкли к сибирской земле, ставшей для них второй родиной,
и превратились в настоящих сибиряков.